Напомним, что "Заводной апельсин" в кратчайшие сроки стал одной из самых известных британских книг середины прошлого века. Действие этого романа происходит в некотором не очень отдаленном будущем. Главный герой - подросток по имени Алекс, вожак банды хулиганов, грабящих, убивающих и насилующих мирный обитателей города.
Мало того, жестокость возведена им в ранг настоящей идеологии. Однако бурный и страшный путь Алекса по этому миру быстро заканчивается тюрьмой, где на нем проводят рискованный эксперимент, пытаясь изменить его отношение к насилию.
Мы не будем пересказывать полностью весь сюжет, там много нюансов и различных поворотов. Тем более, что это все равно бессмысленно - суть романа можно понять, только если внимательно читать все размышления Алекса.
Так вот, вернемся к найденному продолжению этой книги. Оно представляет собой некое эссе, которое, по-видимому, должно было раскрыть читателю позицию автора, оставшуюся за кадром. Вернее, так - Берджесс был уверен, что все сказал достаточно прозрачно, но экранизация Стенли Кубрика в 1971 году показала ему, что смысл книги можно истолковать достаточно превратно.
Фильм "Заводной апельсин" получил целую серию номинаций на "Оскара" (ни в одной, правда, не выиграв), а также вошел в число классических лент 1970-х годов. Однако Энтони Берджесс остался им недоволен. И, надо сказать, вполне заслуженно - к экранизации есть одна глобальная претензия, которая напрочь перечеркивает все ее немалые достоинства. Но это, пожалуй, тема для отдельной статьи.
В свой рукописи, озаглавленной The Clockwork Condition ("Заводное состояние") Берджесс пускается в философские рассуждения о природе человека и о влиянии на него современных технологий. В первую очередь, телевидения, газет и прочих масс-медиа.
Книга осталась неоконченной. Но велик шанс, что теперь ее все-таки опубликуют. Было бы интересно почитать. А вам?
Спасибо за чтение! Подписывайтесь на нашу группу, впереди много всего интересного!
Комментарии 1