В I квартале 1974 года САЗ перешел на выпуск для ГАЗ-93Б новой платформы из катанных профилей, увеличивших ее прочность при одновременном снижении веса
Идея выпуска самосвала ГАЗ-93Д сельскохозяйственного назначения с дерево-металлическим кузовом, пиломатериалы для изготовления которого были существенно дешевле стали и который вдобавок легко мог быть отремонтирован или даже изготовлен заново любым плотником средней квалификации, на деле натолкнулась на целый ряд проблем – поступавшие на ОдАЗ партии пиломатериалов имели разный размер досок, вследствие чего конструкторскому отделу приходилось постоянно переделывать техдокументацию на выпуск самосвалов, в зависимости от поступившей партии. Кроме того, трудоемкость изготовления деревянных кузовов оказалась значительно выше, нежели металлических, при этом собственный вес ГАЗ-93Д превышал вес ГАЗ-93 примерно на 7%, что несколько снижало грузоподъемность самосвала. Поэтому уже в 1956 году был начат выпуск самосвала ГАЗ-93Б с цельнометаллическим кузовом, заменившего самосвалы ГАЗ-93Д.
В основе ГАЗ-93Б также лежало специальное шасси для самосвалов (позднее получившее индекс ГАЗ-51Д-81Б), выпускавшееся Горьковским автозаводом. Подъемный механизм и механизм управления были тождественны применяемым на ГАЗ-93. Поскольку основным предназначением ГАЗ-93Б являлись перевозки сельскохозяйственных грузов с низкой плотностью, то объем его грузовой платформы благодаря более высоким штатным бортам был повышен до 3,2 куб.м (для сравнения – вместимость кузова у ГАЗ-93 составляла 1,65 куб.м), а при использовании съемных надставных бортов, для чего в боковых стенках кузова имелись отверстия и скобы, мог быть дополнительно увеличен.
Уже в 1956 году Одесский автозавод изготовил свой стотысячный с начала работы самосвал и в этом же году начались экспортные поставки ГАЗ-93Б. 1957 год стал годом максимального объема выпуска основной продукции – сборочный конвейер покинули 21 580 самосвалов. Но совершенно неожиданно в дело вмешался Председатель Мордовского Совнархоза Е.А. Веселовский – он был родом из Одессы и хорошо знал всю ее промышленность. А так как ему необходимо было создавать промышленность Мордовской АССР, он и предложил осуществить перенос производства самосвалов на Саранский механический завод (СМЗ). Безусловно, одного желания Веселовского было недостаточно – одной из причин переноса стала экономическая нецелесообразность ежегодной перевозки двадцати тысяч шасси с ГАЗа на ОдАЗ на расстояние ~1700 километров и возвращение обратно в Россию большей части готовой продукции. Куда логичнее было организовать производство самосвалов на газовских шасси поближе к Горькому. С этой точки зрения Саранск вполне подходил – город находится менее, чем в 300 километрах от Горького. Доводы Мордовского Совнархоза нашли поддержку в Госплане РСФСР и были услышаны в руководстве страны. Поэтому вскоре последовали соответствующие постановления Совмина РСФСР (№103 от 10.02.1958) и Совнархоза Мордовского экономического административного района (№15 от 25.04.1958), запустившие процесс передачи производства самосвалов из Одессы в Саранск.
17 апреля 1958 года увидело свет Совместное постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР №422 о прекращении выпуска самосвалов на ОдАЗе. В этом же году была начата передача производства автосамосвалов с ОдАЗа на СМЗ (Саранский завод автосамосвалов образовался на основе самосвального производства СМЗ существенно позже – Постановлением Мордовского совнархоза №151 от 11 августа 1960 года). Первым в Саранске в 1958 году был освоен выпуск самосвала ГАЗ-93Б – начиная с октября и до конца года, на мощностях СМЗ были собраны 500 самосвалов ГАЗ-93Б из полученных от ОдАЗа машинокомплектов. Серийный же выпуск самосвалов ГАЗ-93Б на СМЗ начался в апреле 1959 года. Всего в 1959 году планировалось изготовить 8 000 автосамосвалов из узлов и деталей собственного производства и создать мощности на выпуск 20 000 машин в год. Уже в первом квартале 1959 годы были собраны первые 300 самосвалов полностью собственного изготовления, а всего в 1959 году было изготовлено 8 264 автосамосвала, что значительно превысило годовое задание.
Выпуск всех самосвалов на ОдАЗе был прекращен с IV квартала 1959 года и в дальнейшем это предприятие занималось выпуском автомобильных прицепов. В Саранске же выпуск самосвалов семейства ГАЗ-93 продолжался до 1976 года.
За время выпуска в Саранске обе модели – и ГАЗ-93А, и ГАЗ-93Б – неоднократно подвергались конструктивным доработкам как по узлам шасси, так и по узлам самосвальной установки. Вносившиеся изменения были направлены на снижение металлоемкости, уменьшение трудоемкости изготовления и повышение надежности. В частности, благодаря этому снаряженная масса самосвалов поздних выпусков снизилась на 260 кг у модели ГАЗ-93Б и на 125 кг у модели ГАЗ-93А. Наиболее ярким нововведением стала новая платформа для самосвала ГАЗ-93Б, освоенная в I квартале 1974 года. При ее изготовлении широко применялись прогрессивные катанные металлические профили, позволившие повысить прочность и жесткость при одновременном снижении веса.
Самосвалы «девяносто третьей» серии выпускались в Саранске почти 18 лет. К сожалению, на САЗе не сохранилось информации, в каком соотношении выпускались модели ГАЗ-93А и ГАЗ-93Б – есть лишь общая цифра объемов выпуска автомобилей этого семейства. По воспоминаниям "аксакалов", массово выпускались ГАЗ-93Б, а ГАЗ-93А выпускался небольшими партиями и на специальном "экспортном" участке. Всего в Саранске было произведено 312 210 штук самосвалов семейства ГАЗ-93. Последние два автомобиля семейства ГАЗ-93 были собраны в январе 1976 года.
В 1975 году параллельно с ГАЗ-93Б начался выпуск самосвалов САЗ-3503 на более современном шасси ГАЗ-52-02. Это стало возможным благодаря тому, что модернизированное самосвальное оборудование «девяносто третьих» почти не потребовало доработок для монтажа на новое шасси.
Текст - Сергей Леонтьев
Нет комментариев