Каким был в жизни кумир миллионов советских зрителей.
Положительных героев и отпетых негодяев, которых он играл, женщины любили одинаково сильно. Дерзкий, гордый и красивый. Главный секс-символ советского экрана. Стопроцентная звезда. Александр Абдулов пользовался поистине всенародной любовью и одним своим участием обеспечивал фильму статус культового кино. Где бы он ни появлялся – он оказывался в центре внимания и производил на публику незабываемое впечатление.
«Я приехал из Ферганы как дворняжка, которая собиралась завоёвывать Москву», – так говорил о себе сам Александр Абдулов. Но юноше, полному амбиций, столица не покорилась с первого раза. Александр с треском провалился в училище имени Щепкина. На актёрский факультет его не приняли с формулировкой, которая так и останется для него загадкой: «Несоответствие внешних и внутренних данных».
Абдулову пришлось возвращаться к родителям, в Фергану. А семья у Александра была театральная. Отец – режиссёр драматического театра, а мама – художник по гриму. На Сашу возлагались большие надежды – из трёх сыновей именно он должен был продолжить творческую династию. На следующий год он снова рванул в Москву. И на этот раз удачно. Абдулов стал студентом ГИТИСа и отныне был настроен решительно: теперь-то он со своего пути не сойдет!
Абдулову, как провинциалу, нужно было закрепиться в столице. Учебу приходилось совмещать с постоянными подработками: ночью он разгружал вагоны, а днём работал в массовке на военных картинах. Но на судьбу не жаловался. И она ему улыбнулась ему в ответ. Четверокурсника актёрского факультета ГИТИСа заметил худрук «Ленкома» Марк Захаров и пригласил в свой театр. Позже режиссёр признавался, что уже тогда он увидел в этом парне «невиданный нервный потенциал».
Для Абдулова встреча с Захаровым оказалась поворотной. В музыкальной сказке «Обыкновенное чудо» Марк Захаров собрал тогда почти весь звездный состав «Ленкома». В том числе режиссёр решил дать шанс и Абдулову, и чутье его не обмануло...
Начинающий актёр был словно рождён для этой роли. «Дерзкий. Отчаянный. Настоящий. Он превосходно держался в седле и здорово фехтовал. Все трюки в фильме Александр выполнял сам. Это была большая находка», - признавался Захаров. Театру «Ленком» Александр Абдулов отдал больше 30 лет своей жизни, а самой значительной своей ролью там считал Алексея Ивановича в спектакле «Варвар и еретик» по роману Ф. Достоевского «Игрок».
⠀
В начале 1980-х Александр Абдулов был нарасхват у режиссёров. Заполучить его в свой фильм означало обеспечить картине стопроцентный успех. Когда Абдулова утвердили на роль в фильме «Чародеи», выяснилось, что актёр уже снимается в четырёх картинах одновременно, и «Чародеи» – это пятая! И это не считая ежедневных репетиций в театре. Поэтому Александр поставил условие: работать могу только ночью.
«У него достаточно обострённое чувство работы было, он всегда хотел её много, всегда хотел её сверх нормы. Вот ему всегда казалось, что он чего-то не доигрывает, чего-то не дорабатывает», – вспоминал актёр Сергей Степанченко.
⠀
Природная фактура, лицо, рост, осанка, безусловно, определяли его амплуа. Он с лёгкостью мог играть благородных рыцарей и героев. Но даже отрицательные персонажи – этакие самовлюбленные красавцы – получались у него на редкость обаятельными. «Он знал, что он хорош собой, но пользовался он этим или нет? Наверное, пользовался, не будем делать из него ангела, он был нормальный живой человек», – говорил об Абдулове режиссёр Дмитрий Астрахан.
⠀
Александр Абдулов ненавидел какие бы то ни было стандарты и не собирался в них вписываться. К примеру, в детстве он единственный во всей школе отказался вступать в пионеры. И став популярным артистом, в душе он остался тем же дерзким мальчишкой. О хулиганском характере Абдулова даже ходили легенды.
Взрывной, импульсивный, он мог повздорить с коллегами, подраться прямо на сцене, сорвать репетицию. Мог не явиться на съёмку из-за каких-то проблем или личных дел. Но ему всегда всё прощали. За талант, за искренность, за работоспособность.
«У него поначалу такие ветры в голове гуляли – только и успевай приводить человека в чувства, - вспоминал Марк Захаров. - Например, Абдулов по молодости постоянно опаздывал на репетиции. «Саша, – негодовал я, когда он наконец появлялся в театре, – в чем дело?» И Саша дрожащим голосом объяснял: «Марк Анатольевич, моя любимая девушка тяжело больна, я два часа сидел у её постели». Эта легенда прокатила у него ещё дважды. Прежде чем я догадался, что правда там только про постель… Позже Саша вдруг взялся называть меня отцом, и еще он сам назначил себя в мои талисманы. Сказал: «Вы же предусмотрели для меня роль в вашем новом фильме? Я ведь ваш талисман!» Ну куда деваться? И потом во всех фильмах, которые я снимал, обязательно был Абдулов».
⠀
Американская и российская театральные школы во многом отличаются, и та самоотдача и степень погружения в образ, которые присущи нашим актерам, зарубежных зрителей могут напугать. Так, когда «Ленком» приехал на гастроли в Америку со спектаклем «Юнона и Авось», американцы усомнились в психическом здоровье Абдулова. В этой постановке ему досталась роль еретика, в одной из сцен он жонглировал горящими факелами, и, увидев его совершенно безумные глаза, американцы испугались и даже просили убрать эту сцену из спектакля – мол, огонь на сцене вообще запрещён законом, а тут и вовсе непонятно, чего ожидать: вдруг этот безумец запустит факелы в зрительный зал? Вся труппа убеждала их, что такое произойти не может, и что актёр в образе, но все доводы были бесполезны...
⠀
Александр Абдулов с лёгкостью завоёвывал сердца первых красавиц страны, на женщин он действовал магнетически, но и у него бывали поражения на любовном фронте. Тау, ещё в студенческие годы актёр познакомился на дискотеке со студенткой медицинского института Татьяной. Пригласил её на танец, потом они обменялись телефонами. А потом Абдулов влюбился... Много времени они проводили вместе, и он часто прогуливал занятия, а Татьяна в свою очередь обеспечивала его справками о болезни. Так продолжалось до тех пор, пока в институте не заметили, что на всех справках стоят печати роддома...
На комсомольском собрании подняли вопрос об отчислении Абдулова, но на первый раз решили простить. Однако вся эта история едва не закончилась трагедией. Однажды Абдулов застал возлюбленную с другим ухажёром, в полном отчаянии вернулся в общежитие, закрылся в комнате и вскрыл себе вены. Александр был без сознания, когда вернулся его сосед по общежитию, и, почуяв неладное, выбил дверь в комнату и тут же вызвал скорую.
⠀
В жизни Александра Абдулова было ещё много бурных романов, и, казалось, он остепенился, лишь когда влюбился в одну из самых красивых женщин Советского Союза. Ирина Алферова в то время тоже играла в «Ленкоме». Но их знакомство могло случиться и раньше – ведь оба учились в ГИТИСе, только Ирина окончила ВУЗ на 3 года раньше. После этого её пригласили на съёмки в телевизионном сериале «Хождение по мукам», и в течение пяти лет она не могла совмещать их с работой в театре. В этом фильме Абдулов и увидел её впервые и сразу же обратил на неё внимание.
⠀
Когда они впервые встретились в театре осенью 1976 года, Абдулов не произвёл на неё впечатления. Актриса рассказывала: «В то сентябрьское утро я бежала на свой первый сбор труппы в «Ленкоме». Впорхнула в театр и вдруг столкнулась с Абдуловым. Он с ходу что-то начал мне рассказывать, а у меня в голове проносится мысль: вот что мне в жизни точно не грозит, так это роман с ним! Саша показался таким нескладным, некрасивым, волосы какого-то нелепого рыжего цвета. Но тем не менее я стояла рядом, не уходила. В этот момент к нам подошёл Янковский. Посмотрел на меня, потом на Абдулова и, показав на меня рукой, сказал ему: «О! Твоя жена!» Вспоминая Олега, до сих пор поражаюсь его прозорливости».
⠀
Во время гастролей «Ленкома» в Ереване летом 1977 года Абдулов начал активно ухаживать за Алферовой и вскоре сделал ей предложение, хотя на тот момент он ещё состоял в гражданском браке с танцовщицей Москонцерта Татьяной Лейбель.
⠀
Свадьба была очень скромной – на ней присутствовали только молодожёны и два свидетеля. Марк Захаров помог паре получить двухкомнатную квартиру в Сокольниках и поднял им зарплату – говорили, он был очень заинтересован в том, чтобы в его театре была такая красивая пара.
Лирическая мелодрама «С любимыми не расставайтесь» стала их первой совместной работой. Как и в жизни, на экране они – молодая супружеская пара. Ослепительно красивые, страстные и ревнивые. И также сильно любят друг друга, но… расстаются.
Многие говорили: для актеров так правдоподобно сыграть расставание – дурная примета. Но тогда им самим трудно было поверить, что их любовь – безумная, страстная, неземная – может разбиться о реальность...
⠀
Фильм вышел на экраны в апреле 1980 года, но премьера не обрадовала Абдулова. В тот момент он переживал одно из самых страшных событий в своей жизни. В конце февраля скончался его отец, а через два месяца убили брата Владимира. Обстоятельства его гибели до сих пор остаются загадкой для близких, ведь виновных так и не нашли. Мать Александра Абдулова рассказывала: «Сашу эти две смерти просто уничтожили, он совсем не мог работать. Отказался от всех съёмок, даже спектакли отменил. Если бы не Ира, не знаю, чем бы это для него закончилось. Жена уберегла Сашу от нервного срыва».
⠀
Только спустя годы Ирина Алферова призналась, что во время жизни с Абдуловым она плакала почти каждый день. На самом деле они были полными противоположностями, как и их герои в фильме «С любимыми не расставайтесь» – там супруга выглядела внешне холодной, отстраненной и скупой на эмоции, а её муж был вспыльчивым, горячим и эмоциональным. В жизни было почти так же – спокойной и домашней Алферовой хотелось тихого семейного счастья, а темпераментному, взрывному и общительному Абдулову нужен был постоянный поиск новых эмоций и впечатлений. Через 15 лет после свадьбы Алферова и Абдулов повторили судьбу своих персонажей - в 1993 году брак самой красивой пары страны распался.
⠀
Развод оба супруга переживали очень тяжело. Долгое время на вопросы о том, почему он не женится, актёр отвечал: «Потому что второй такой, как Ира, нет». Алферова признавалась: «Жалею лишь об одном: надо было найти в себе силы сесть и поговорить. Но получилось, что мы с Сашей, прожив столько лет вместе, так ни о чём не поговорили… Он ушёл и закрыл за собой дверь. Ушёл, а я осталась. И абсолютно не знала, как строить жизнь дальше».
После развода Ирина Алферова нашла своё счастье с актёром Сергеем Мартыновым, а Александр Абдулов встретил свою последнюю любовь в 2004 году. Ею стала Юлия Мешина, которая в 2007 году родила супругу дочь Евгению.
⠀
К тому времени актёр сыграл почти во всех лучших спектаклях Ленкома. Но роль в «Поминальной молитве» оказалась для него особенной. Здесь сошлось всё – и сценарий Горина, и постановка Захарова, и актёрский талант Абдулова. «Это как в джазе, тема играет, но каждый солирует и добавляет от себя чего-то к уже заданному рисунку. И чем талантливее актёр, тем больше добавления. Тем интереснее», – поясняет режиссёр Владимир Бортко.
⠀
Время изменило Александра Абдулова и внутренне, и внешне. В свои 50 он уже не мог играть легкомысленных красавцев, которые принесли ему успех на заре карьеры. Абдулову нужен был новый уровень и новые герои...
В 2006 году режиссёр Владимир Фокин приступает к съемкам фильма по роману Людмилы Улицкой «Весёлые похороны». На роль эмигранта из России, художника Алика, без раздумий и без проб он приглашает Александра Абдулова.
Играть смертельно больного человека Абдулов совсем не боялся. Ведь актёрам часто приходится умирать и на сцене, и на экране. Тогда никто и подумать не мог, что не пройдет и года, как знаменитый артист окажется в такой же ситуации, как и его герой. А диагноз повергнет всех в шок: у Абдулова неоперабельный рак 4 стадии. И выяснится это в тот самый момент, когда, как кажется, его жизнь выйдет на новый виток.
⠀
В 2006 году Александр Абдулов женился. Он был счастлив и горд. А рождение дочери словно вернуло ему молодость. Состоялся и долгожданный режиссерский проект - на съёмках фильма «Гиперболоид инженера Гарина» Абдулов пропадает сутками.
Все, кто знал Александра Гаврииловича, до последнего верили – он обязательно выкарабкается. Да и сам он верил и надеялся на лучшее. «Всё обязательно будет хорошо, я верю в это… Я постараюсь», - говорил он в видео-записи для своих поклонников.
Его старались поддержать всем миром. Друзья, коллеги-актёры и режиссёры, семья... Даже любимая футбольная команда вышла на матч с его портретом на футболках. Но чуда не произошло. 13 декабря 2007 года президент России наградил Александра Абдулова орденом «За заслуги перед Отечеством», и это был последний раз, когда актёр появился на публике.
Ближе к Новому году народному артисту стало совсем плохо. Но 31 декабря Абдулов всё равно сбежал из больницы к семье. Под утро, тихо, без мигалок, чтобы не беспокоить соседей, за ним приехала скорая. А утром 3 января 2008 года кумира миллионов не стало.
Александра Абдулова похоронили на Ваганьковском кладбище. А утром до этого тысячи людей пришли к театру «Ленком», где актёр 33 года выходил на поклон к зрителю, чтобы в последний раз поклониться ему. Всю свою жизнь он играл, страдал и любил на полную катушку, щедро растрачивая душу, сердце и талант, и получая в ответ любовь, усиленную во сто крат.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев