В первой — единственная дочь знаменитого отца, талантливая актриса, супруга одного из самых прославленных актёров страны. Съёмки, любимая работа, известность и любовь публики...
Во второй — тяжёлая болезнь, закрытая жизнь вдали от столичной суеты и служение Богу...
Катя Градова – коренная москвичка. Малышка появилась на свет в октябре 1946 года в семье члена-корреспондента Академии архитектуры, доктора наук Георгия Александровича Градова. Это по его типовым проектам в послевоенном СССР строились школы и детские сады.
Учёный написал огромный труд по теории архитектуры. А ещё прошёл всю войну, где руководил полком саперов, совершив не один подвиг.
Его жена, драматическая актриса Раиса Ивановна, служила в Театре им. Гоголя. Все детство по ночам, когда Катенька со своей няней уже спали, в квартире Градовых светились два огонька. Один у профессора в кабинете — он много работал. Другой – у мамы. По ночам женщина любила вышивать и вязать.
Родители придерживались строгих методов воспитания. Отец не терпел дамских капризов. Поэтому Катя трудилась весь день. С четырёх лет стала изучать немецкий язык, с семи – английский. Училась играть на фортепиано, а по выходным в дом приходил учитель рисования. С детства ребенка приучали к высоким планкам и стандартам.
Когда девочке исполнилось двенадцать, родители развелись. Дочь осталась с мамой, но с отцом не прекращала отношений до самой его смерти.
Екатерине приходилось много времени проводить в театре, где служила Раиса Ивановна. Но особого желания быть артисткой никогда не испытывала. Окончив школу, выпускница успешно сдала экзамены и стала студенткой Московского института иностранных языков.
Проучившись всего один курс, она всё же поняла, что её призвание – театр. Градова забрала документы и отправилась в Школу-студию МХАТа. Её приняли и определили на курс Василия Маркова.
Ещё учась в студии, Катя сыграла роль Негиной в спектакле «Таланты и поклонники» на сцене Театра им. Маяковского. Старожилы театра уверяли, что симпатичной 22-летней студентке покровительствовал один из самых известных создателей образа Ленина в советском кино, трижды Лауреат Сталинской премии Максим Штраух, которому было уже 68 лет.
Якобы Екатерина поначалу помогала народному артисту ухаживать за его больной женой, актрисой Юдифью Глизер, а после её смерти переселилась к Штрауху. Но вместе они были недолго. Уже через год Градова сама перешла в Театр Сатиры и встретила там своего будущего мужа. Штраух был потрясён и не находил себе места. Мужчина как будто даже отговаривал её от свадьбы.
Сейчас доподлинно неизвестно, был ли у актрисы роман со Штраухом. Всё-таки 46-летняя разница в возрасте — чересчур даже для нашего времени. Этот факт своей биографии никогда не упоминала и сама Екатерина Георгиевна. Но, как утверждают люди, близко знавшие Максима Максимовича, через два года он умер, оставив три прощальных письма: Градовой, дирекции театра им. Маяковского и гранитной мастерской, где заранее заказал себе памятник.
Ни одна из его последних просьб так и не была выполнена. Театр он просил не включать музыку во время похорон, деньги за памятник были украдены. О чём актёр просил Катю, знают только они...
В Театре Сатиры Градову сразу же отметили. Нежная, кроткая девочка из интеллигентной семьи, с ангельским личиком и хорошими манерами. Она больше походила на гимназистку, чем на актрису. И казалась такой беззащитной и совершенно неуместной на фоне ослепительных коллег.
К слову, Катя всегда выделялась и старалась держаться особняком. Ей не прощали излишне мягкую женственность. О ней много шептались за спиной, и это её сильно огорчало. Но никакая грязь к артистке не прилипала.
Возможно, поэтому худрук Театра Сатиры Валентин Плучек доверил именно ей роль молодой женщины, влюблённой в собственного мужа, в звёздном спектакле «Маленькие комедии большого дома» в репризе «Московская серенада».
Все те, кому удалось видеть артистку на сцене, утверждают, что ни одному фильму в полной мере так и не удалось передать очарование и женственность Екатерины Градовой. Её чарующей притягательностью можно было насадиться только в театре.
Неудивительно, что мужчины теряли голову от такой женщины. Несмотря на свою огромную популярность и обожание поклонниц, не стал исключением и звезда Театра Сатиры Андрей Миронов.
Градова к тому времени успела сняться в мелодраме «Осенние свадьбы». А широкую известность и любовь публики ей принесла роль Кати Козловой (радистки Кэт), которая досталась совершенно случайно.
В то время она пробовалась на роль одной из главных героинь в фильме «А зори здесь тихие». В соседнем же павильоне шла подготовка к съёмкам сериала «Семнадцать мгновений весны». В перерыве ассистентка Татьяны Лиозновой увидела молодую женщину, идеально соответствующую задумке режиссера, и уговорила Екатерину пройти пробы. Уже на первых репетициях стало понятно: актриса просто предназначена для этой роли.
Знакомство артистки с Мироновым произошло как раз в период съёмок в этом телефильме. Уже на второй день после их первой встречи Андрей примчался к Кате на съемочную площадку. Правда, в павильон, где актёры отдыхали, его не пустили. И тогда ему пришлось представиться её женихом.
Абсолютный блондин с сияющими голубыми глазами, модно одетый, с охапкой сирени в руках и стеклянной банкой клубники в сахаре. Для этого Андрею пришлось обломать куст сирени на родительской даче и заботливо собрать весь урожай на ягодных грядках. Именно таким она его запомнила!
На счастье Мария Владимировна Миронова отнеслась благосклонно к будущей невестке. Уже через неделю влюблённые подали заявление в ЗАГС. В скором времени в семье родилась дочь Маша.
Муж обожал жену и ребёнка и хотел ещё сына и дочь. Мечтал о большом доме, а встретить старость рассчитывал только с Катей. При этом был абсолютно уверен, что под одной крышей двум амбициозным людям невозможно полноценно совмещать карьеру и семью. Сильно ревновал её к поклонникам, работе и видел только в роли хранительницы домашнего очага. По его мнению, супруга должна была оставить сцену.
Но жертвовать своей карьерой актриса не спешила. Это стало первым шагом к их разрыву. А вторым — решающим — увлечения Миронова. Добрый и светлый по своей натуре, он все же был очень разбалован женским вниманием. Появившиеся у мужа связи на стороне привели к разладу в семье. Градова подала на развод, хотя Андрей был против такого решения.
Но больше всего сопротивлялись его родители, которые уговаривали Екатерину хорошо подумать и не разводиться ради дочери, ради любви. Мария Владимировна еще долго держала обиду на бывшую невестку, считая, что если бы она тогда не ушла от ее сына, он остался бы жив.
Но даже после расставания чувства бывших супругов не остыли. Последний раз Миронов предпринял попытку вернуть жену, но та вновь отказала. Её боль оказалась сильней, чем желание прощать. А может, просто помешала гордость.
Тогда Андрей поставил перед ней табличку, которую принёс из ресторана, с надписью "Просьба место не занимать".
Так и вышло. Ещё долгие годы в сердце актрисы жил только один мужчина. Она не смогла простить его, но никогда не переставала любить и очень жалела, что ей не хватило мудрости сохранить семью. Однако вернуть прошлое было уже невозможно. Через год Андрей женился на Ларисе Голубкиной.
К счастью, тяжёлое расставание с мужем не привело к их полному разрыву отношений — Миронов частенько навещал дочь. Правда, это общение никогда не выходило за рамки рабочих. Ещё одиннадцать лет они проработали в одном театре.
За актрисой пытались ухаживать другие мужчины. Коллеги по съёмкам картины «Место встречи изменить нельзя» рассказывали, что сам Владимир Высоцкий неоднократно приглашал её на свидание. Но ему она ответила отказом.
К слову, именно роль воровки Светланы Волокушиной в знаменитом телесериале «Место встречи изменить нельзя» Станислава Говорухина напомнила кинозрителям о талантливой артистке. Думаю, не буду оригинальна, если скажу, что этот образ подчеркнул многоплановость и многогранность её актёрского мастерства. Настолько талантливо она сыграла далёкие друг от друга образы.
А ещё зрители наверняка вспомнят юную Градову в роли Бэрил Стэплтон в дуэте с Кайдановским в «Собаке Баскервилей». Мне кажется, что все роли артистки были именно про это: соединение хрупкой женственности и несгибаемого достоинства, внешней слабости и внутренней силы.
Дата 16 августа 1987 года разделила жизнь Градовой на до и после. Внезапная смерть бывшего мужа и её собственная тяжёлая болезнь привели к пониманию того, что с лицедейством пора заканчивать. Ей всё меньше и меньше хотелось приходить в театр, выходить на сцену, где играл Миронов, общаться с коллегами. Мир для неё словно померк Екатерина ушла из театра.
Актриса поселилась в небольшом поселке во Владимирской области, а службу в театре сменила на служение Богу. Создала благотворительный фонд, помогала детям-сиротам и одиноким пенсионерам, участвовала в восстановлении храмов в округе. Окончила Свято-Тихоновский богословский институт и стала преподавать в гимназиях и школах «Живое слово».
Во время паломничества в Оптину пустынь судьба подарила ей встречу с человеком, благодаря которому бывшая актриса обрела тепло и душевный покой. Физик-ядерщик Игорь Тимофеев, хоть и был намного младше Градовой, оказался духовно близким, родным человеком по вере и мировоззрению. В 1991 году они поженились и прожили двадцать лет в полной гармонии.
Пара усыновила воспитанника детского дома Алексея Суховеркова, который был ровесником внука Андрея Миронова-младшего. Были и трудности, и сложный характер сына, но супругам удалось вырастить достойного человека.
Внук Андрей решил продолжать актёрскую династию, хотя бабушка была против этого. А вот Алексей, несмотря на хорошие артистические данные, стал кулинаром и талантливым шеф-поваром.
22 февраля 2021 года Екатерину Георгиевну госпитализировали по причине плохого самочувствия, но на операционном столе пациентка скончалась. Причиной смерти стал инсульт. Её уход стал шоком для всех близких и знакомых.
Но она навсегда осталась в памяти окружающих добрым и светлым человеком, всегда готовым прийти на помощь.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 4