Чтобы помнили...
О магии ее танца слагали легенды. Ее линии, чистота ее движений , красота ее рук и ног никого не могли оставить равнодушным. Эта великая балерина навсегда остается олицетворением лучших традиций русского балета. Сегодня на 91- ом году жизни не стало Марины Кондратьевой(01.02.1934 - 08.07.2024)
Народная артистка СССР, великая русская балерина 20 -ого века, прима-балерина Большого театра, еще в далеком детстве в родном Ленинграде филигранностью своих движений, безупречной техникой, красотой вращений она покорила саму Агриппину Ваганову, которая даст юной Марине рекомендацию в Московское Хореографическое училище, где последняя подружится на всю жизнь с Натальей Касаткиной и Мариной Колпакчи и которое с блеском закончит , а затем станет солисткой и примой-балериной Большого театра.
Парящая на запредельной высоте в балете, в жизни Марина Викторовна также была возвышенной, благородной, удивительной и прекрасной. Дочь выдающегося ученого, академика Виктора Кондратьева, в Большом театре Марина Викторовна прослужит практически всю свою жизнь. Покорившая мир своими волшебными, незабываемыми партиями Жизели, Принцессы Авроры, Сюимбике, Одетты-Одиллии, Золушки, Джульетты она была очень любима своим педагогом - легендарной Мариной Тимофеевной Семеновой. Ольга Лепешинская звала Марину не иначе как Машенька, ценили Кондратьеву, Галина Уланова, Михаил Габович, Леонид Лавровский, сын которого Михаил станет партнером Марины по многим спектаклям в Большом театре.
Близкими для Марины людьми в театре были , также приехавшая из Ленинграда- Нина Тимофеева, родившаяся с Кондратьевой в один день- Екатерина Максимова и Марис Лиепа, с которым Кондратьева танцевала больше чем с кем либо другим. Марис очень ценил Марину. У них сложились очень теплые отношения, а как иначе? Когда их спектакль Жизель стал подлинным шедевром мирового балета. Со спектаклем Жизель у Марины Викторовны случилась одна удивительная история, о которой мне и рассказала балерина, когда я был у нее в гостях.
Май 1965 год. Вена. Большой Театр СССР триумфально гастролирует в Австрийской столице. На балетном спектакле Жизель, разумеется, аншлаг. После спектакля за кулисы к советским артистам балета подошла пожилая, стройная, с выразительными, карими глазами женщина. Незнакомка поблагодарила артистов за чудесный спектакль, подошла к Марине Кондратьевой, танцевавшей в тот вечер Жизель и попросила разрешения обнять ее, танец Кондратьевой ее восхитил. Когда незнакомка произнесла свое имя, воцарилась мертвая тишина. Это была Вера Каралли.
Потом кто-то из артистов Большого театра старшего поколения прошептал, как Каралли? Та самая Вера Каралли, фаворитка великого русского князя Дмитрия Павловича и певца Леонида Собинова, знаменитая прима-балерина Большого театра, звезда немого кино? ! Но она же давно умерла. Как выяснилось, она была жива и стояла перед ними вся взволнованная, с катящимися по ее необыкновенно красивому лицу слезами.
После спектакля Марина вместе с Марисом Лиепой и еще парой артистов поехали к Вере Алексеевне домой, которая пригласила их к себе. Марина Викторовна на всю жизнь запомнила эту удивительную, незабываемую встречу с женщиной- волею судьбы ставшей частью русской истории, легендой русского балета, затмившей в Умирающем лебеде Анну Павлову, и звездой немого кино, мирно делившей славу с Верой Холодной.
Марина Викторовна была замечательным педагогом. Сегодня ее ученицы занимают первое положение во многих театра мира. Одна печальная история связана у Марины Викторовны с именем Маргариты Перкун-Бебезичи. Наполовину албанка эта девочка была -отмеченной Богом. Она была нам послана с небес, которые быстро вернули ее к себе. Маргарита стала одной из первых учениц начинающего педагога Марины Кондратьевой. В 1981 году на Международном конкурсе артистов балета в Москве Перкун-Бебезичи покорила жюри, в котором присутствовали Галина Уланова, Алисия Алонсо, Иветт Шовире, Константин Сергеев. Партия Сильфиды станет триумфом для молодой балерины и ее педагога- Марины Кондратьевой.
Перкун- Бебезичи завоюет золотую медаль конкурса , ошеломленные неземной красотой танца Маргариты зрители, 20 минут не будут отпускать балерину со сцены, а спустя 2 месяца в августе 1981 года Маргарита Перкун-Бебезичи погибнет в автомобильной катастрофе. Каждый раз, когда Марина Викторовна вспоминала Маргариту из ее глаз катились слезы.
В квартире Марины Викторовны в одном из Арбатских переулков было необыкновенно уютно и тепло. Там царила очень добрая аура. Марина Викторовна была счастливым человеком. У нее потрясающая семья - супруг, сын, внук, дождалась правнуков. Светлая Вам память, дорогая Марина Викторовна, мир и покой Вашей душе.
Эдгар-Кирилл Дальберг.
"Если бы Терпсихора существовала в действительности, воплощением ее была бы Марина Кондратьева...Не знаешь и не можешь уловить, когда она опускается на землю, то видишь только одни ее глаза, то легкие изящные ноги, то только одни выразительные руки. Все вместе они рассказывают убедительным языком чудесные истории".
Касьян Голейзовский.
Комментарии 7