Конёнков, как и всякий истинный талант, многогранен, выразителен и философичен. А ещё и мистичен сильнее всех прочих старых русских художников. И вовсе даже не тем, что создал множество деревянных персонажей славянских сказок, каменных изваяний выдающихся деятелей и одним из первых в отечественном изобразительном искусстве представил обнажённые женские образы. Его творчество, а более всего судьба его, наполнены чем-то таинственным и до сих пор не разгаданным.
Начнём с того, родился будущий художник мирового уровня в деревне Верхние Караковичи, Смоленской области. Семья была крепкой, зажиточной. Дед по отцу сумел выкупить себя из крепостной зависимости сразу после войны 1812 года. Малец рос любознательным, пытливым, хоть и немного странноватым. Например, умел предсказать погоду, виды на урожай. Учился в прогимназии, но экстерном сдал экзамены за курс классической гимназии. Семь лет затем занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у С. И. Иванова и С. М. Волнухина. Окончил курс со званием неклассного (свободного) художника и с малой серебряной медалью. Этого было достаточно, чтобы поехать за границу. Вместе с Константином Клодтом, Конёнков побывал в Германии, Франции, Италии. Сразу по возвращении из командировки исполнил статую «Камнебоец» - первую значимую свою работу, заставившую заговорить о нём и публику, и критику. Три года потом отучился в художественном училище при Академии художеств в Санкт-Петербурге. За дипломную работу «Самсон, разрывающий узы» получил звание скульптора. И то лишь благодаря заступничеству Ильи Репина и Архипа Куинджи. Статуя показалась слишком революционной и по распоряжению чиновников Академии художеств её уничтожили. Признаться, для Академии – редчайший случай.
Конёнков всегда отличался повышенной общественной активностью. Это ярчайшим образом проявилось во время революции 1905 года. Он закупал браунинги для рабочих дружин. Принимал личное участие в московском Декабрьском восстании, сражаясь на пресненских баррикадах. Тогда же создал цикл портретов участников боёв на Пресне. А уже через два года выставил так называемую «Лесную серию» — ряд деревянных изваяний славянских языческих богов. Всем она оказалась необычной, выламывающейся из стандартов того художнического времени. Автор сумел удивительно естественно «сочетать несочетаемое»: соединить-сплавить архаические мотивы, приёмы примитивной скульптуры и модернистскую экспрессию. За что единогласно его приняли в Союза русских художников
В 1912 году Конёнков путешествует по Греции и Египту. Потрясённый древним миром и особенно греческой античностью, выполняет из настоящего пентелийского мрамора скульптуры «Эос» и две «Коры». А в родных пенатах его ожидает торжественное избрание в действительные члены Императорской академии художеств. Случилось это в 1916 году. Тогда же организует свою первую персональную выставку в собственной мастерской на Пресне. Через несколько месяцев – вторую, а накануне октябрьского переворота 1917 года — третью. Надо ли педалировать то сермяжное обстоятельство, что без повышенного общественного внимания к творчеству Конёнкова подобное выставочное обилие немыслимо был в принципе.
Революцию Сергей Тимофеевич принял хоть и достаточно сдержанно, но в целом положительно. Более того, предложил власти рабочих и крестьян своё посильное сотрудничество в плане монументальной пропаганды. Однако новоиспечённые чиновники весьма настороженно отнеслись к его модернистским и экспрессивным работам. Они их попросту не понимали. А Конёнков не стал на них сердиться и огорчаться. Встречался с самим Лениным. При этом никак не изменил своего богемного образа жизни. Мастерская его, как и до революции, оставалась модным светским салоном. Сюда приходили известные писатели, поэты, художники. Сергей Есенин искренне полагал мастерскую Коненкова своим вторым домом. С Айседорой Дункан он часто заночёвывал у Конёнкова. Художник сам напросился на работу в отдел пластических искусств Комиссии по охране памятников старины и искусства, в Коллегию художников театра, в комиссию «Красоты Москвы». Лично организовал и возглавил Московский профессиональный союза скульпторов-художников. Состоял членом Общества русских скульпторов и Ассоциации художников революционной России. Параллельно с выполнением этих общественных нагрузок, на несколько лет занялся преподаванием во ВХУТЕМАСе и в студии Пролеткульта в Москве. И, разумеется, продолжил собственное творчество. В 1918 году он создает доску «Павшим в борьбе за мир и братство народов» для Сенатской башни Московского Кремля и скульптурную композицию «Степан Разин со своей дружиной» для Красной площади. Вновь пристально занялся излюбленной «лесной серией». Здесь скульптор творчески переосмысливает образы старинных преданий, вовсю используя приёмы народной резьбы. Вот лишь некоторые из его потрясающе колоритных и впечатляющих работ: «Старенький старичок», «Старичок-полевичок», «Стрибог», «Вещая старушка», «Дядя Григорий», «Нищая братия», «Крылатая», «Жар-птица», «Кариатида». В собственный «греческий цикл» добавил работы «Юноша» и «Горус». В 1923 году Конёнков участвует в оформлении Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве. Выполняет для неё статуи «Рабочий», «Крестьянка», «Текстильщица». И в том же году, благодаря поддержке и содействию А. В. Луначарского вместе с женой Сергей Тимофеевич уезжает за рубеж. Предполагалось изначально – на несколько месяцев. «Командировка», однако, растянулась на долгие 22 года. Почему?
Если не исчерпывающий, то, по крайней мере, весьма достоверный ответ мы находим в книге начальника Четвертого (диверсионно-разведывательного) управления НКВД генерал-лейтенанта Павла Судоплатова «Разведка и Кремль». «Жена известного скульптора Коненкова, наш проверенный агент, сблизилась с крупнейшими физиками Оппенгеймером и Эйнштейном в Принстоне. Она сумела очаровать ближайшее окружение Оппенгеймера. После того как Оппенгеймер прервал связи с американской компартией, Коненкова постоянно влияла на Оппенгеймера и еще ранее уговорила его взять на работу специалистов, известных своими левыми убеждениями, на разработку которых уже были нацелены наши нелегалы и агентура. Существенной была роль в разведывательной операции по выходу на близкие к Эйнштейну круги ученых-специалистов, занятых разработкой в то время никому не известного «сверхоружия». Через супругов Коненковых к нам поступала важная информация о перспективах нового «сверхоружия», обсуждавшихся в Принстоне при участии Ферми и Оппенгеймера».
Сделаем паузу, и зададимся следующим вопросом: Конёнков знал об особом задании для его жены? Ответом может быть только однозначное «да». И в высшей степени терпимо относился к действиям героической супруги. Поэтому у нас есть все основания утверждать, что и сам художник активно выполнял сложнейшие обязанности внешнеполитического разведчика молодого советского государства. Слава модного скульптора супружеской чете активно в этом смысле содействовала. Они жили на широкую ногу. Дружили со всеми американскими знаменитостями. Их дом слыл лучшим русским салоном Нью-Йорка. Конёнков со своей роскошной бородой регулярно разгуливал по городу, использую вместо воротника… живого кота. Чудачество своё усиливал ещё и тем, что регулярно скупал пни, поваленные бурей в Центральном парке, а затем превращал их в сказочную мебель. Кресла и столики дарил своим выдающимся гостям: Шаляпину, Рахманинову, Оппенгеймеру, Эйнштейну. Бюст последнего Конёнкову в середине тридцатых годов заказал Принстонский университет. Сеансы длились в продолжение почти двух месяцев. За это короткое время знаменитый физик-атомщик не просто положил глаз на жену скульптора – без памяти в неё влюбился. Трагичнее всего, что Маргарита ответила Альберту взаимностью и стал его любовницей. В свете активно обсуждали диковинный адюльтер. Конёнков стойко перенёс и этот удар судьбы. Правда, что именно в период активной любовной связи жены и учёного, художник с каким-то особым рвение взялся за изучение Библию, древних трактатов, трудов астрономов, теологов прошлых веков. Пристально вникая в тайны мироздания, он проявил особый интерес к «Апокалипсису» (Откровению Иоанна Богослова). Из книг Нового Завета – это самое загадочное сочинение. В ней содержатся пророчества о конце света, Страшном суде, тысячелетнем царстве Божьем. Сергей Тимофеевич взялся за расшифровку «Апокалипсиса». Ища разгадку, изучал пропорции Храма Соломона, пирамиды Хеопса и всех других семи чудес света. По его расчётам выходило, что конец света, как процесс, начался в 1874 году. А вот когда он закончится и наступит Страшный суд, художник потомкам не сообщил. Конёнков не только пристально библейскую литературу изучал, но и в Космос вглядывался, пытаясь и там находить разгадки мироздания. На карту звездного неба он неоднократно накладывал карту Земли. При этом рисовал странные космические картины. Они не расшифрованные до сих пор. Как, впрочем, не разгаданы и многие его картины, письмах. Английского языка, между прочим, так и не выучил. И терпеть не мог, когда его называли «русским Роденом».
На письмах Конёнкова нам следует всё же остановиться подробнее. Не на всех, разумеется, а только лишь на тех которые он отправлял другу и брату… Иосифу Сталину. Привожу выдержки.
«Я русский скульптор. Жил и работал в Москве. Работы мои имеются в музеях Москвы, Ленинграда, Смоленска, Казани, Симбирска и др. Был три года руководителем скульптурного отдела Государственных мастерских, а также скульптурного отдела Пролеткульта. Был председателем профессионального союза скульпторов. На кремлевской стене около Мавзолея Ленина, мемориальная доска "павшим в борьбе за мир и братство народов", а в Музее революции на бывш. Тверской, Стенька Разин с ватагой - мои работы. Был я также не малый пьяница. В Америку выехал легально с выставкой русских художников в декабре 1923 года».
«Chicago dnia 3/3. 1940 г.
Дорогому брату Сталину!
Дорогой брат Сталин! Писал Вам письмо в январе 1939 г. предостерегая Вас, что в недалеком будущем все капиталистические государства нападут на вас (на С.С.С.Р). Но Вы даже мне не ответили, хотя бы в двух словах. И потому-то именно, что Вы с”игнорировали мое предостережение, Вам посланное, вы имели неудачу в малой Финляндии».
«Нью-Йорк 4/3 1940 г.
Дорогой брат Иосиф Виссарионович!
Я прилагаю здесь фотографию, на которой Вам наглядно будет видно, где вскоре произойдет атака на С.С.С.Р.
«Провозгласите об этом между народами, приготовьтесь к войне, возбудите храбрых; пусть выступят, поднимутся все ратоборцы. Перекуйте орала ваши на мечи и серпы ваши на копья; слабый пусть говорит: «Я силен». Спешите и сходитесь, все окрестные, и собирайтесь; туда, Господи, веди Твоих героев. Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Iосафатову; ибо там Я возсяду, чтобы судить все народы отовсюду... Толпы, толпы в долине суда ... но Господь будет защитою для народа Своего... (Иоиль 3:9-12)».
Я прилагаю здесь фотографию, на которой Вам наглядно будет видно, где вскоре произойдет атака на С.С.С.Р.
На фотографии на месте Ленинграда, с правой стороны Красной Армии, стоит в сиянии Ангел. Наверху - главный Генерал Iеговы, на белом коне - то наш Господь Иисус Христос; по сторонам на белых конях - то члены Церкви Христовой в небе со всего периода века Евангелий, начиная от Апостолов; и еще далее направо и налево - ангелы Божии... Внизу от западных государств и Японии Вы увидите полчища падших ангелов с Сатаною во главе. Они собирают свое войско капиталистов и атаковывают Армию Божию (Матфея 24:30, Луки 21:25-27).
Вы дорогой Иосиф Виссарионович представлены как символ в книге пророка Исаiи 19:1-7. Так тоже и Навуходоносор в Св. Писании есть фигурой на Вас. То, что делал Навуходоносор там, - Вы выполняете тут; например, Навуходоносор размышлял, куда ему идти на Iерусалим или на сынов Аммоновых - и пошел вправо - на Iерусалим. Так и Вы не пошли на Японию (сынов Аммоновых - язычников) а пошли и пойдете на Iерусалим - номинальное христианство (сатанинское царство) (имел в виду Европу – М.З.).
Вы, большевики, будучи, так сказать, атеистами, выполняете Божие Дело, которое есть мир и братство. "Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволенiе" Луки 2:14. И лозунги вы взяли из Евангелия, сами того не подозревая. Например, кто не работает тот и не ест. - "Кто не хочет трудиться тот и не ешь" (2 Фесалон. 3:10) "Слово не подобно ли молоту, разбивающему скалу? Пустите в дело серпы, ибо жатва созрела. - Iеремiя 23:29. - Iоиль 3:13. Серп и молот - знамя С.С.С.Р.
Царство Божие идет от севера - от С.С.С.Р.
"От севера откроется бедствiе на всех обитателей земли" (бедствие - для капиталистов)... «ибо от севера появляется беда и великая гибель (для капиталистов)... "вот идет народ от страны северной и народ великiй (большевики) поднимается от краев земли (А братан Папанин подтвердит нам, что там на севере где он был уже и не живут люди - край земли.) Только мы возвещаем Царство Божие, которое устанавливается там в С.С.С.Р от севера. Никто другой того не оповещает. Папа римский сделал себе подземное убежище; значит он боится грядущих событий (тот старый сатанинский слуга и агент).
На фотографии Вы увидите на Уральских горах медведя, вставшего на дыбы. Он уже не возвратится на зимнюю спячку, а пойдет вперед и далее.
До свидания, дорогой Иосиф Виссарионович.
Примите мои самые сердечные пожелания, также привет Вашим друзьям и сотрудникам.
Приветствуйте Красную Армию - Армию Божию.
14 iюля 1940 г.».
«Дорогой брат Iосиф Виссарiонович!
Пишу Вам снова, третье послание. Вы не отвечаете на первые два, также не ответили и на телеграмму о том, что получили посланiе. Но что же делать! Вновь предупреждаем Вас, так как час близок. У Вас там будет великое смятенiе и замешанiе и мы должны Вас уведомить о том.
В предстоящих 4 годах (от 1941 и по 1944) все царства будут уничтожены.
Сатана поставил Гога (Гитлера). И чудесами, которыя дано было ему творить пред зверем, он обольщает живущих на земле...
В Абиссинiи - то Гог делал. В Испанiи - Гог работал. В Австрiи - Гог. Чехословакии - Гог... Данiю, Голландiю - то Гог дал немцам. Гог чрез англiйскiй капитал. Гог этот теперь отдал Францiю, отдаст Англiю. Теперь горит Францiя и Англiя (низводит огонь на землю - творит чудеса). (Иносказательно о захвате Гитлером Европы – М.З.). Когда Сатана, чрез своего агента Гога (Гитлера), который теперь действует в земле Магога, подобьет все народы, тогда он (Сатана) направит Гога на Россию.
Весь этот раздел пророчества относится к походу Гога (Гитлера) на Россiю. На весну 1941 года сбудется следующее. Да, там, в земле Израилевой (в Россiи) будет разруха, великое потрясенiе. Армiя Божiя (Красная Армия) будет воевать с Армией Сатаны, которая также будет весьма велика, но которая будет побеждена. Битва будет до 1944 г. Затем придет анархiя и будет до 1946 года».
«15 января 1941 г.
Дорогой Брат Иосиф Виссарионович!
Приближается весна 1941 г., а с ней и то тяжкое время, о котором наш Господь, Iисус Христос, сказал: "Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мiра доныне и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть" (Матфея 24:21-22). Гитлер изменит Вам, дорогой Иосиф Виссарионович, как в символе (фигуре) Седекiя, царь Iерусалимскiй, изменил царю Навуходоносору, как читаем о том: "...и отложился от царя Навуходоносора, взявшаго клятву с него именем Бога, - и сделал упругою шею свою"... (2 Паралип. 36:11-13) ... так поступит и Гитлер. И тогда Вы вынуждены будете взяться за меч. И так как это дело Божiе, то Господь даст Вам в руку меч... будет с Вами; и эта война будет Божiя; как написано: ... "слушайте жители и царь Iосафат. Так говорит Господь к вам: не бойтесь и не ужасайтесь множества сего великаго (всех капиталистических Армий), ибо не ваша война, а Божiя...».
Да, Сталин не ответил ни на одно послание Конёнкова. Но все их читал и делал выводы. Ярчайшее доказательство тому заключается в следующем. Сразу после окончания Великой Отечественной войны, Сталин лично распорядился отправить в Америку за супругами Коненковыми пароход «Смольный». На него погрузили всё, до последней щепки из того семейного скарба, который нажили супруги в капиталистических США. А в Москве для них выделили огромную квартиру на тогдашней улице Горького (угол Тверского бульвара и нынешней Тверской – М.З.). Никому и никогда вождь не делал столь щедрых подарков.
Сергей Тимофеевич утверждал, что проживёт 100 лет. Оно так бы и случилось, коли б не роковая поездка в санаторий, где по недосмотру персонала он подхватил воспаление легких. Поэтому два с половиной года народный художник СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии Конёнков не дотянул до 100-летнего юбилея. Супруга его пережила на девять лет и скончалась на 85-м году жизни.
Михаил Захарчук.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев