Из ИСТОРИИ мордовского женского костюма.  Поясные украшения, ПУЛАЙ. Их роль в костюмах мордовских женщин. МОРДОВСКАЯ ВЫШИВКА. Особое значение в костюме мордовских женщин играл комплекс поясных элементов. Оригинальной и обязательной принадлежностью эрзянского костюма являлось набедренное украшение – пулай, которое носили поверх рубахи.  У мордвы-эрзи в день совершеннолетия девушки чуть ниже ее талии на специальном поясе крепилось тыльное набедренное украшение, называемое «пулай» (от «пуло» - хвост). Как знак полового созревания девочки начинали носить пулай с 13-14 лет, а затем принадлежностью костюма женщины он оставался до самой смерти. Это украшение называли «поясом стыдливости».
    7 комментариев
    23 класса
    НЕ ПОМЕШАЕТ ЗНАТЬ! ИСТОРИЯ. КРАЕВЕДЕНИЕ. О селе СТАРЫЙ МАЧИМ Шемышейского района. ВОЛШЕБНАЯ СОСНА, или НАСЛЕДИЕ ЭРЗИ. Интересная статья. Сейчас к деревне Старый Мачим Шемышейского района ни подойти, ни подъехать. Дорога запорошена снегом, среди бескрайней белой равнины едва виднеются домики в два порядка. Нахохлившись под снежными шапками, эти избушки вместе с их немногочисленными обитателями – представителями народа Эрзя – будто вздыхают о лете…
    8 комментариев
    143 класса
    ИСТОРИЯ. КРАЕВЕДЕНИЕ. Древнее ремесло, связанное с обработкой растений ЛЁН и КОНОПЛЯ. УБОРКА КОНОПЛИ МОРДОВСКИМИ КРЕСТЬЯНАМИ (Уникальные фотографии из фондов исторического музея). ВЕЛИКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРОСТЫХ РАСТЕНИЙ. КОНОПЛЯ и ЛЁН - растения очень древние. Они относительно неприхотливы и всегда хорошо росли во многих областях России. Так, достаточно широко было развито производство льна и конопли в Олонецкой, Вологодской, Новгородской, Вятской губерниях. Псковская губерния в XVIII-XIX вв. славилась изобилием льна. Эти растения издавна играли огромную роль в жизни людей и их призводство практически безотходно. Из стеблей делают пряжу и нитки, семена идут в пищу, из них варят каши, кисели, делают масло. Даже жмых, оставшийся после обработки, отличный корм для скота.
    1 комментарий
    5 классов
    Из ИСТОРИИ крестьянской ПЕЧИ в ИЗБЕ. БИТЬЁ ПЕЧИ.  Что такое битьё печи, как выглядела битая печь? ОБЪЯСНЕНИЕ с уникальными историческими ФОТО.
    4 комментария
    53 класса
    ЭТО ИНТЕРЕСНО! ИСТОРИЯ фамилий ЭРЗЯН и МОКШАН. Фамильные основы у ЭРЗИ и МОКШИ (лексико-семантический анализ с этимологией). Группы фамилий (13 групп). История фамилии ЭРЗЯН и МОКШАН, как и история РУССКИХ, имеют много общего. В антропонимических системах этих трёх народов выделяются два больших периода:  1) дохристианский, когда в ходу были языческие прозвищные имена, совпадающие в структурном и фонетическом отношении с теми нарицательными словами, от которых они образовались;  2) христианский, когда некалендарные (языческие-бытовые) имена стали заменяться христианскими. Начало этих периодов у восточных СЛАВЯН – 988 г., у МОКШИ и ЭРЗИ на несколько веков позже. Смена прозвищных имён христианскими происходила постепенно, укоренившееся ономастические традиции у русских, МОКШИ и ЭРЗИ отступали очень медленно. В древней Руси, несмотря на официальное принятие христианства, продолжал функционировать и развиваться фонд некалендарных имен.  Судя по свидетельствам исторических памятников, возникновение и использование таких имен не прекращалось и в XIV – XVII вв. В московских документах этого периода в изобилии употреблялись имена типа Горностай, Баран, Заяц, Волк, Комар, Безнос, Лопата и др. Смена бытовых (языческих) имён у МОКШИ и ЭРЗИ началась значительно позже, чем у РУССКИХ, и осуществлялась в течении ряда столетий. Начало этому процессу – конец XV  в.  А. А. Гераклитов замечает, что в нижегородском уезде случаи христианизации МОКШАН и ЭРЗЯН наблюдаются уже в XVI в., а в XVII в. представляют обычное явление, в Алатырском же уезде – значительно позднее.  В переписной книге мордовских селений Алатырского уезда (1671 г.) наряду с христианскими именами довольно часты родные для них имена языческого происхождения: Сэрешка, Вечканка, Понаско, Симдянко, Алемайко, Кафтайка, Кематка и др. По мнению ученых, на Руси основной антропонимической единицей было прозвищное личное имя. Так обстояло дело, по-видимому, и у древней МОКШИ и ЭРЗИ. Личное имя возникало из прозвища, которое давалось младенцу. Основную часть фонда прозвищ составляли слова родного языка. При наречении ребенка простор для родительской фантазии был необычайно широк.  Дающий имя выбирал для наречения любое нарицательное слово, если его выбор был как-то мотивирован, что позволяет в ряде случаев без особых затруднений этимологизировать прозвищное имя языческой эпохи. Это были обычно МОКШАНСКИЕ и ЭРЗЯНСКИЕ слова, обозначающие предметы и явления окружающей среды, но они отличались своей спецификой, которая заключалась в том, что слова, взятые для наименования, были связаны с условиями появления ребёнка в семье, с его внешностью, отношением к нему взрослых.  Имена-прозвища как в зеркале отражали целую гамму различных свойств и качеств ребенка и вообще человека. Конкуренция языческих имён с именами христианскими (церковными) продолжалась несколько веков.  С XIII в. употребление христианских имён у РУССКИХ заметно расширяется, а XIV в. можно считать переломным в этой борьбе. Как замечает В. Д. Бондалетов, христианские имена начинают превалировать в документах официального характера, имена бытовые все более оттесняются на второй план. Первая половина XVIII в. – предел, когда христианские имена у РУССКИХ становятся полноправными личными именами, у МОКШИ и ЭРЗИ – конец XVIII в. Но не все языческие (некалендарные) имена исчезли бесследно. Известная их часть закрепляется в языке в качестве фамильных основ. У МОКШАН и ЭРЗЯН четыре-пять веков тому назад фамилий не было и не было слово фамилия. В качестве фамилии брали имя деда с прибавлением к имени суффикса -нь с посессивным значением, например, Радаень, этим образованием именовались все, кто относился к семье Радаевых, а форма Радаинькань обозначала род Радаевых. У Маркса К. читаем: «Слово familia первоначально означает не идеал современного филистера… у римлян оно первоначально не относится к супругам и их детям, а только к рабам. Famulus - значит домашний раб, а familia – это совокупность принадлежащих одному человеку рабов». Тем не менее, латинское слово familia распространилось по всей Европе именно в значении «семья», «семейство», «супруги», т. е. в качестве обозначения минимальной ячейки общества.
    1 комментарий
    16 классов
    О МОРДВЕ Саратовской губернии. ИНТЕРЕСНЫЕ ФОТОГРАФИИ из фондов Саратовского областного музея краеведения (Петровский уезд, Кузнецкий уезд, Хвалынский уезд). МОРДВА переселилась на территорию Саратовской губернии из других мест в XVII–XVIII веках и в конце XIX века составляла 5,6 % населения. Этнические черты выделяют саратовскую мордву в особую группу. Представители этого народа жили преимущественно в северных уездах губернии: Кузнецком, Хвалынском, Петровском, Вольском и Саратовском.
    95 комментариев
    670 классов
    С КРЕЩЕНИЕМ ГОСПОДНЕМ, ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! СЧАСТЬЯ, ДОБРА, ЗДОРОВЬЯ, МИРА и ЛЮБВИ ВАМ! 🙏 ❄ ❄ ❄
    2 комментария
    6 классов
    ДОБЫЧА и ОБЖИГ МЕЛА на ИЗВЕСТЬ.  ИЗВЕСТКОВЫЙ ПРОМЫСЕЛ в Хвалынском уезде Саратовской губернии. УНИКАЛЬНЫЕ ФОТО 1920-х годов из жизни мордовских деревень СОБАКИНО-ДАВЫДОВКА, занятых в ИЗВЕТКОВОМ ПРОМЫСЛЕ. ГОРН для ОБЖИГА МЕЛА.  ОТРЫВОК из ТЕКСТА. ...Крупным центром добычи карбонатных пород южнее Сызрани являлись горы вокруг ХВАЛЫНСКА. Детальное описание кустарного промысла по ломке и обжигу хвалынского МЕЛА составлено П.В. Кондратьевым на примере селений СОБАКИНО и ДАВЫДОВКА Барановской волости, жители которых добывали МЕЛ из отложений, обнажающихся на склонах Собакинской и Давыдовской гор. [Кондратьев П.В., 1906].  ИЗВЕСТКОВЫЙ промысел (т.е. добыча и обжиг мела на известь) сложился здесь на рубеже XVIII–XIX вв., и по состоянию на начало ХХ в. из 265 хозяйств, составляющих оба селения в совокупности, 238 хозяйств (90%) были заняты этим промыслом. Техника за столетие существования промысла нисколько не изменилась: МЕЛ извлекался из штолен руками и обжигался в земляных ямах вместимостью 50-100 пудов.  В сер. XIX в. промысел не был столь многочисленным, носил характер мелкокустарного, поскольку занимались им лишь малоземельные семейства; в те времена добыча велась артелями без привлечения наемных рабочих. Готовая ИЗВЕСТЬ сбывалась в КУЗНЕЦКИЙ, СЕРДОБСКИЙ и ПЕТРОВСКИЙ уезды, вывозилась гужем. Но во второй пол. XIX в., после прокладки Сызрано-Вяземской железной дороги артельщики стали выходить на новые рынки, в первую очередь – ПЕНЗУ, что ведёт к расширению промысла.  С появлением Рязано-Уральской дороги происходит дальнейшая деформация рынков: старые оказываются почти полностью заброшены (особенно Сердобский и Петровский), хвалынский МЕЛ вытесняется вольским, зато открывается доступ к более выгодным растущим рынкам. Расширению сбыта способствовало то, что часть местных зажиточных крестьян перешла в скупщики. Экономический рывок привёл к тому, что ОБЖИГ в ямах уступил место обжигу в каменных ГОРНАХ вместимостью 2550–3000 пудов.
    4 комментария
    43 класса
    НЕ ПОМЕШАЕТ ЗНАТЬ! Мордовская народная СКАЗКА "Дуболго Пичай". РАССКАЗ по мотивам мордовской народной сказки "Дуболго Пичай". Сказка про девушку Дуболго Пичай, которая жила с любимыми братьями. Но братья женились и их жены невзлюбили Дуболго Пичай...
    3 комментария
    9 классов
    С РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ, ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! ЗДОРОВЬЯ, СЧАСТЬЯ, ТЕПЛА, ДОБРА, РАДОСТИ, ЛЮБВИ и МИРА ВСЕМ, ВСЕМ, ВСЕМ! 🌟 🔔 🎄 🎁 ХРАНИ ВАС БОГ!!!
    3 комментария
    8 классов
Фото
Фото
С. Армиево. "Старый дом... он много помнит…" Фото 2024 г.
Читать дальше
Скрыть описание
  • Класс
Фото
Фото
С. Промзино Спасского уезда. Жители села у дупляного колодца. 06.06.1925 г. Фотограф М. Евсевьев.
Читать дальше
Скрыть описание
  • Класс
Фото
"С. Промзино Спасского уезда. Стирка белья на реке и толпа мордвы". 11.06.1925 г.
Читать дальше
Скрыть описание
  • Класс
Фото
Дом Шароновой Нины Павловны в с. Старый Мачим Шемышейского района. Июнь 2013 г. Фото Татьяны Баженовой.
Читать дальше
Скрыть описание
  • Класс
Фото
Фото
С. Виляевка, Шемышейский район. "Дом украшали синие наличники..." Дом Терентьевых. Май 2024 г. Автор фото: Сергей Чернов.
Читать дальше
Скрыть описание
  • Класс
Фото
"Старый домик, тихий дворик, три окна, да наличники в лад..." Дом в с. Армиево, по ул. Пионерской.
Читать дальше
Скрыть описание
  • Класс
Фото
"Певучее крыльцо, резной наличник..." Дом в с. Наскафтым, Шемышейский район.
Читать дальше
Скрыть описание
  • Класс
Фото
Фото
С. Армиево."Домик бревенчатый..." по ул. Советской.
Читать дальше
Скрыть описание
  • Класс
Показать ещё