ЭТО ИНТЕРЕСНО! ИСТОРИЯ фамилий ЭРЗЯН и МОКШАН.
Фамильные основы у ЭРЗИ и МОКШИ (лексико-семантический анализ с этимологией). Группы фамилий (13 групп).
История фамилии ЭРЗЯН и МОКШАН, как и история РУССКИХ, имеют много общего. В антропонимических системах этих трёх народов выделяются два больших периода:
1) дохристианский, когда в ходу были языческие прозвищные имена, совпадающие в структурном и фонетическом отношении с теми нарицательными словами, от которых они образовались;
2) христианский, когда некалендарные (языческие-бытовые) имена стали заменяться христианскими. Начало этих периодов у восточных СЛАВЯН – 988 г., у МОКШИ и ЭРЗИ на несколько веков позже.
Смена прозвищных имён христианскими происходила постепенно, укоренившееся ономастические традиции у русских, МОКШИ и ЭРЗИ отступали очень медленно. В древней Руси, несмотря на официальное принятие христианства, продолжал функционировать и развиваться фонд некалендарных имен.
Судя по свидетельствам исторических памятников, возникновение и использование таких имен не прекращалось и в XIV – XVII вв. В московских документах этого периода в изобилии употреблялись имена типа Горностай, Баран, Заяц, Волк, Комар, Безнос, Лопата и др.
Смена бытовых (языческих) имён у МОКШИ и ЭРЗИ началась значительно позже, чем у РУССКИХ, и осуществлялась в течении ряда столетий. Начало этому процессу – конец XV в.
А. А. Гераклитов замечает, что в нижегородском уезде случаи христианизации МОКШАН и ЭРЗЯН наблюдаются уже в XVI в., а в XVII в. представляют обычное явление, в Алатырском же уезде – значительно позднее.
В переписной книге мордовских селений Алатырского уезда (1671 г.) наряду с христианскими именами довольно часты родные для них имена языческого происхождения: Сэрешка, Вечканка, Понаско, Симдянко, Алемайко, Кафтайка, Кематка и др.
По мнению ученых, на Руси основной антропонимической единицей было прозвищное личное имя. Так обстояло дело, по-видимому, и у древней МОКШИ и ЭРЗИ. Личное имя возникало из прозвища, которое давалось младенцу. Основную часть фонда прозвищ составляли слова родного языка. При наречении ребенка простор для родительской фантазии был необычайно широк.
Дающий имя выбирал для наречения любое нарицательное слово, если его выбор был как-то мотивирован, что позволяет в ряде случаев без особых затруднений этимологизировать прозвищное имя языческой эпохи. Это были обычно МОКШАНСКИЕ и ЭРЗЯНСКИЕ слова, обозначающие предметы и явления окружающей среды, но они отличались своей спецификой, которая заключалась в том, что слова, взятые для наименования, были связаны с условиями появления ребёнка в семье, с его внешностью, отношением к нему взрослых.
Имена-прозвища как в зеркале отражали целую гамму различных свойств и качеств ребенка и вообще человека.
Конкуренция языческих имён с именами христианскими (церковными) продолжалась несколько веков.
С XIII в. употребление христианских имён у РУССКИХ заметно расширяется, а XIV в. можно считать переломным в этой борьбе. Как замечает В. Д. Бондалетов, христианские имена начинают превалировать в документах официального характера, имена бытовые все более оттесняются на второй план.
Первая половина XVIII в. – предел, когда христианские имена у РУССКИХ становятся полноправными личными именами, у МОКШИ и ЭРЗИ – конец XVIII в.
Но не все языческие (некалендарные) имена исчезли бесследно. Известная их часть закрепляется в языке в качестве фамильных основ.
У МОКШАН и ЭРЗЯН четыре-пять веков тому назад фамилий не было и не было слово фамилия. В качестве фамилии брали имя деда с прибавлением к имени суффикса -нь с посессивным значением, например, Радаень, этим образованием именовались все, кто относился к семье Радаевых, а форма Радаинькань обозначала род Радаевых.
У Маркса К. читаем: «Слово familia первоначально означает не идеал современного филистера… у римлян оно первоначально не относится к супругам и их детям, а только к рабам. Famulus - значит домашний раб, а familia – это совокупность принадлежащих одному человеку рабов».
Тем не менее, латинское слово familia распространилось по всей Европе именно в значении «семья», «семейство», «супруги», т. е. в качестве обозначения минимальной ячейки общества.