ПО-МОРДОВСКИ: СВАДЬБА в ЛУЧШИХ ТРАДИЦИЯХ. Интересная СТАТЬЯ и красивый ФОТОРЕПОРТАЖ. 2012 г. РЕПОРТАЖ о необычных традициях МОРДОВСКОЙ СВАДЬБЫ от фотоблогера. МОРОДОВСКАЯ СВАДЬБА (в Мордовии) - действие, достойное полноценного фотоосвещения: красивые кадры и колоритные персонажи гарантированы. Честно говоря, до поездки в Мордовию я ничегошеньки не знал об этой части Земли. Моё представление о ней начиналось и заканчивалось творчеством группы “OYME“. Поэтому приглашение поехать в деревню недалеко от Саранска для записи мордовской свадьбы принял незамедлительно.
    2 комментария
    23 класса
    НАРОДНОЕ МАСТЕРСТВО на СТАРЫХ ФОТО. МОРДОВСКАЯ ИЗБА "РЕЗНАЯ". (Саратовская губерния, 1927-й год). Сказка про избу. "Резная" деревянная изба - добрым людям на загляденье". (отрывок из сказки). За высокими горами, За бескрайними лесами На своей родной земле Жил мужик семьей в селе... За околицей леса, Там живут медведь, лиса, Вдоль реки стоят дома, Смотрят на дорогу. Украшает их сама Матушка-Природа. Подарила для избы Лес из ели и сосны, Дуб, осину: что смогла - Всё природа отдала. Оглядись-ка ты вокруг, Что увидишь, милый друг? Пятистенка пред тобой Словно терем расписной, Ты в ворота постучи И в калиточку войди. Три окошечка подряд На тебя РЕЗЬБОЙ глядят...
    4 комментария
    14 классов
    Душевная ПОЭЗИЯ. "МОИ ПРЕДКИ и Я". Читаем-размышляем-задумываемся... В душных избах курных жили ПРЕДКИ МОИ, Задыхаясь от дыма зимой слишком долгой. Хлеб растили трудом, уходили в бои И пахали, ища в стоге сена иголку. Жизнь – один тяжкий труд то весной, то в жару, То в осеннюю хмарь, то зимой – со скотиной. Я не тяжко живу, не влачусь на ветру. Не пашу на себе, надорвав свою спину… Даже окна в избе – будто прорезь бойниц. Полумрак. Так и жили в нём, так и болели. Но зато по весне – слаще пение птиц, А зимой, в феврале, завыванье метели.
    10 комментариев
    25 классов
    НЕ ПОМЕШАЕТ ЗНАТЬ! Мордовская народная СКАЗКА "Дуболго Пичай". РАССКАЗ по мотивам мордовской народной сказки "Дуболго Пичай". Сказка про девушку Дуболго Пичай, которая жила с любимыми братьями. Но братья женились и их жены невзлюбили Дуболго Пичай...
    2 комментария
    9 классов
    СТАРИННЫЕ ОБРЯДЫ МОРДОВСКОЙ СВАДЬБЫ. ПРИЧИТАНИЯ НЕВЕСТЫ (Одирьвань урнемат). Интересная СТАТЬЯ. Одирьвань урнемат (Причитания невесты). Старинный эрзянский свадебный обряд – очень сложный, богатый различными церемониями и очень красивый для своего времени. Судьбу молодых при женитьбе в эрзянских семьях всегда вершили родители. Только отец и мать жениха решали, к кому посылать «покш кудат» – сватов. Роль самого жениха в свадебном обряде эрзян была весьма пассивной. Невеста же в вопросе какого-либо выбора находилась ещё куда в более худшем положении. Однако, из всего большинства церемоний свадебного обряда, именно ей приходилось исполнять ведущие роли. Многие церемонии эрзянского свадебного обряда сопровождались различными причитаниями (урнемат) невесты. Из-за обилия таких причитаний свадьба для невесты проходила очень изнурительно. Она должна была причитать при сговоре, при сватовстве, за несколько дней до свадьбы вечерами причитывать вечернюю зарю, а под утро – воспевать утреннюю зарю и т.д. В целом невеста должна была причитать на протяжении почти двух недель – до и после свадьбы.
    15 комментариев
    88 классов
    ПО ЗЕМЛЕ НАДО ХОДИТЬ С УВАЖЕНИЕМ - ЗДЕСЬ ДО ВАС ЛЮДИ ЖИЛИ... … Не забывайте, каждому из нас всегда сопутствуют предки и потомки. Предки, живущие в памяти, и потомки, живущие в мечтах. И мы не можем представить себя без них, потому что не может быть человека без памяти и мечты. © Владимир Михайлов.
    14 комментариев
    44 класса
    НЕ ПОМЕШАЕТ ЗНАТЬ! Книга "НАРОДНАЯ ОДЕЖДА МОРДВЫ" - книга, открывающая новую страницу в изучении этнографии и этнической истории мордовского народа. Вера Николаевна Белицер (1903-1983 гг.) – известный советский этнограф, крупный специалист по народам Среднего Поволжья и Приуралья. Экспедиционную деятельность по изучению мордовского народа начала во второй половине 1920-х годов в качестве научного сотрудника Центрального музея народоведения. В 1927–1928 годах выезжала в Борисово-Покровский, Дальне-Константиновский и Оранский волости Нижегородского уезда для изучения терюшевской мордвы в составе этнографической экспедиции, руководимой М. Т. Маркеловым. В. Н. Белицер, будучи старшим научным сотрудником Института этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР, сама возглавит Мордовскую этнографическую экспедицию этого института и Мордовского научно-исследовательского института языка, литературы, истории и экономики, проводившую с 1953 по 1969 год исследования на территории Мордовской АССР и ряда других республик и областей, где проживала мордва. В задачу экспедиции входило всестороннее изучение истории мордовского народа и его культуры. Интересовали традиционные хозяйственные занятия и их современное состояние, орудия труда, традиции и новации в жилище и хозяйственных постройках, пище, национальные особенности костюма, язык, фольклор и народные верования, антропологический облик народа. По итогам указанной экспедиции вышли три выпуска трудов. Самой крупной работой Белицер, посвященной этнографии мордовского народа, является её книга «Народная одежда мордвы», опубликованная в Москве в 1973 году. Основное внимание в книге автор уделяет женской традиционной одежде. Она не только описывает многочисленные, сложные и разнообразные элементы мордовского костюма, но и прослеживает их историческую преемственность, выясняет прототипы многих деталей народного костюма и на этой основе выделяет характерные для всего народа и его отдельных этнографических групп комплексы женской одежды. В книге использован представительный материал, собранный практически со всей территории расселения мордовского народа, а также многочисленные музейные экспонаты и литературные источники. Всё это в сочетании с глубоким знанием традиционной этнографии народов Восточной Европы позволило Белицер расширить и углубить проблему этногенеза мордвы, показать этническую специфику одежды у различных групп мордвы, а также выявить влияние на нее одежды соседствующих народов. Автор монографии анализирует возрастные и имущественные различия в мордовском костюме, особенности перехода к новым формам городского костюма у мокши и эрзи, степень бытования традиционного костюма в настоящее время.
    1 комментарий
    47 классов
    СТАРИННАЯ МОКШАНСКАЯ ПЕСНЯ. "Сире пингонь мокшень мора". Сире пингонь мора морайхть стирьхне, Кода Гаройть Маряц, сюдофсь, эрясь. Эсонза нужась пулф лаца веляфтсь, Морайхть, морайхть, уфкстыхть нльне стирьхне. Стакаль сядонголе мокшень стирти, Мялень ваныкс куломозт мянь улемс. Семботь мельге ваномс, семботь кулемс, Кашт аф молемс, азкс валхнень кирдемс. Мазы мокшава, эх, парши мирдень, Кода азсы мирдсь и стане кармай. Сельмоветтнень косьтасыне вармась, Пара, тяка велеста, аф ширдень, Ату тядят-алят праздник шити Афи няелеть. Вов тяфта эрясь. Иттнень, конан питнидонга-питнихть, Карямс-щамс и ломаньц лихтемс эрявсть. Нинге, варжак, авозть валонц перяк, Няфтьсы тейть исяконь пси кев банять. Аф туят сонь мялезонза – панемс Гразяй-тярафты. Тя мезень эряф?! Ну а мирдсь – фкя вал аф азы ширезт, Сембе тевса муворть эздот вешсы. Сталмоть, кодама тяль уле, кяшсак, Сяпи кяжсь вирь марьнякс эрявсь нилемс. Ётка пингста сёрмадома озай, Сембе кальдявть эряфста юкстасы, Сюренц мельге ваймонь ризфть сюлмасы, Седиец муй васта, цютькя озай. Тозк уставасы кувака моронц, Лихтьсы сембе пичефксть-ризфонц лангу. Лямбе ванфса варштай пенаклангу, Поладсы эсь ваймонь пети моронц. И нюрямть люкштядьсы, баяр цёрац Тоса уды, маконяц, Шкайнь максфкац, Ламбам потястонза апак катфкац, Валда сетьме венянц паваз мороц… …Сире пингонь мора морайхть стирьхне, Кода эрясь-ащесь Гаройть Маряц. Кулхцондан и тейне кулевсь-марявсь, Тя аф морайхть – явсихть мокшень стирьхне. https://www.finnougoria.ru/logos/poetry/1333/13340/
    1 комментарий
    15 классов
    ЭТО ИНТЕРЕСНО! ЛЮБИМЫЕ БЛЮДА МОРДОВСКОЙ КУХНИ. Рецепты блюд мордовской кухни. Рассказ. БАБУШКА КУСЛЯ И ДРУГИЕ ГАСТРОНОМИЧЕСКИЕ ЧУДЕСА МОРДВЫ. Сердцем любого народа является местная кухня. Она складывалась веками, основывалась на территориальных особенностях и традициях. Основа питания эрзян и мокшан - продукты земледелия и животноводства. Подспорьем служат продукты собирательства, рыболовства, охоты и пчеловодства.
    2 комментария
    14 классов
    СВЯТЫНЯ в ТИШИНЕ. Родники «Семь ключей», святые источники «Семиключье», «Семиключи» у сёл Мордовская Норка и Русская Норка. Шемышейский район. Семиключье – маленькая тайна Пензенской области, благословенное место для православных христиан, памятник природы областного значения и один из пунктов маршрута, предлагаемого паломнической службой Покровской епархии.
    6 комментариев
    119 классов
armievoish

Добавлено фото в альбом

Фото
Фото
"Ясный зимний день". Худ. Кнэхт Александр. Брезент/масло 83см x 100см 2009 г. Жанр: Пейзаж. Стиль: Реализм.
Читать дальше
Скрыть описание
  • Класс
armievoish

Добавлено фото в альбом

Фото
Фото
Девушки в традиционных костюмах. Мордва. 1955 год. Старошайговский р-он, с. Вертелим. Мордовия.
Читать дальше
Скрыть описание
  • Класс
armievoish

Добавлено фото в альбом

Фото
Фото
С. Большой Мелик (мордва). Балашовский уезд, Саратовская губ. Август 1929 г. СССР, Нижне-Волжский край, Балашовский округ.
Читать дальше
Скрыть описание
  • Класс
armievoish

Добавлено фото в альбом

Фото
Фото
Наволочка для подушки с мордовским орнаментом. 1959 г.
Читать дальше
Скрыть описание
  • Класс
armievoish

Добавлено фото в альбом

Фото
Фото
"Мордовский танец". Легат В. и Ширяев А. (Санкт-Петербург). Негатив (стекло) 1949 г.
Читать дальше
Скрыть описание
  • Класс
armievoish

Добавлено фото в альбом

Фото
Фото
"На санках зимним днём". Художник Владимир Захарович Краевский.
Читать дальше
Скрыть описание
  • Класс
armievoish

Добавлено фото в альбом

Фото
Фото
Женщина в костюме невесты (мокша). 1975 г. Ткачество, вышивка. Принадлежал Гаранькиной М.К. (1910 г.р.). с. Рыбкино, Ковылкинский р-н., Мордовская АССР.
Читать дальше
Скрыть описание
  • Класс
armievoish

Добавлено фото в альбом

Фото
Свадьба мордовская. С. Камаевка Даниловского района, Нижне-Волжский край. Негатив. Июль 1930 г.
Читать дальше
Скрыть описание
  • Класс
Показать ещё