Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
ПО-МОРДОВСКИ: СВАДЬБА в ЛУЧШИХ ТРАДИЦИЯХ.
Интересная СТАТЬЯ и красивый ФОТОРЕПОРТАЖ. 2012 г.
РЕПОРТАЖ о необычных традициях МОРДОВСКОЙ СВАДЬБЫ
от фотоблогера.
МОРОДОВСКАЯ СВАДЬБА (в Мордовии) - действие, достойное полноценного фотоосвещения: красивые кадры и колоритные персонажи гарантированы.
Честно говоря, до поездки в Мордовию я ничегошеньки не знал об этой части Земли. Моё представление о ней начиналось и заканчивалось творчеством группы “OYME“. Поэтому приглашение поехать в деревню недалеко от Саранска для записи мордовской свадьбы принял незамедлительно.
2 комментария
23 класса
НАРОДНОЕ МАСТЕРСТВО на СТАРЫХ ФОТО.
МОРДОВСКАЯ ИЗБА "РЕЗНАЯ".
(Саратовская губерния, 1927-й год).
Сказка про избу.
"Резная" деревянная изба - добрым людям на загляденье".
(отрывок из сказки).
За высокими горами,
За бескрайними лесами
На своей родной земле
Жил мужик семьей в селе...
За околицей леса,
Там живут медведь, лиса,
Вдоль реки стоят дома,
Смотрят на дорогу.
Украшает их сама
Матушка-Природа.
Подарила для избы
Лес из ели и сосны,
Дуб, осину: что смогла -
Всё природа отдала.
Оглядись-ка ты вокруг,
Что увидишь, милый друг?
Пятистенка пред тобой
Словно терем расписной,
Ты в ворота постучи
И в калиточку войди.
Три окошечка подряд
На тебя РЕЗЬБОЙ глядят...
4 комментария
14 классов
Душевная ПОЭЗИЯ. "МОИ ПРЕДКИ и Я".
Читаем-размышляем-задумываемся...
В душных избах курных жили ПРЕДКИ МОИ,
Задыхаясь от дыма зимой слишком долгой.
Хлеб растили трудом, уходили в бои
И пахали, ища в стоге сена иголку.
Жизнь – один тяжкий труд то весной, то в жару,
То в осеннюю хмарь, то зимой – со скотиной.
Я не тяжко живу, не влачусь на ветру.
Не пашу на себе, надорвав свою спину…
Даже окна в избе – будто прорезь бойниц.
Полумрак. Так и жили в нём, так и болели.
Но зато по весне – слаще пение птиц,
А зимой, в феврале, завыванье метели.
10 комментариев
25 классов
НЕ ПОМЕШАЕТ ЗНАТЬ!
Мордовская народная СКАЗКА "Дуболго Пичай".
РАССКАЗ по мотивам мордовской народной сказки "Дуболго Пичай".
Сказка про девушку Дуболго Пичай, которая жила с любимыми братьями. Но братья женились и их жены невзлюбили Дуболго Пичай...
2 комментария
9 классов
СТАРИННЫЕ ОБРЯДЫ МОРДОВСКОЙ СВАДЬБЫ.
ПРИЧИТАНИЯ НЕВЕСТЫ (Одирьвань урнемат).
Интересная СТАТЬЯ.
Одирьвань урнемат
(Причитания невесты).
Старинный эрзянский свадебный обряд – очень сложный, богатый различными церемониями и очень красивый для своего времени.
Судьбу молодых при женитьбе в эрзянских семьях всегда вершили родители. Только отец и мать жениха решали, к кому посылать «покш кудат» – сватов. Роль самого жениха в свадебном обряде эрзян была весьма пассивной. Невеста же в вопросе какого-либо выбора находилась ещё куда в более худшем положении. Однако, из всего большинства церемоний свадебного обряда, именно ей приходилось исполнять ведущие роли.
Многие церемонии эрзянского свадебного обряда сопровождались различными причитаниями (урнемат) невесты. Из-за обилия таких причитаний свадьба для невесты проходила очень изнурительно. Она должна была причитать при сговоре, при сватовстве, за несколько дней до свадьбы вечерами причитывать вечернюю зарю, а под утро – воспевать утреннюю зарю и т.д. В целом невеста должна была причитать на протяжении почти двух недель – до и после свадьбы.
НЕ ПОМЕШАЕТ ЗНАТЬ!
Книга "НАРОДНАЯ ОДЕЖДА МОРДВЫ" - книга, открывающая новую страницу в изучении этнографии и этнической истории мордовского народа.
Вера Николаевна Белицер (1903-1983 гг.) – известный советский этнограф, крупный специалист по народам Среднего Поволжья и Приуралья. Экспедиционную деятельность по изучению мордовского народа начала во второй половине 1920-х годов в качестве научного сотрудника Центрального музея народоведения. В 1927–1928 годах выезжала в Борисово-Покровский, Дальне-Константиновский и Оранский волости Нижегородского уезда для изучения терюшевской мордвы в составе этнографической экспедиции, руководимой М. Т. Маркеловым.
В. Н. Белицер, будучи старшим научным сотрудником Института этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР, сама возглавит Мордовскую этнографическую экспедицию этого института и Мордовского научно-исследовательского института языка, литературы, истории и экономики, проводившую с 1953 по 1969 год исследования на территории Мордовской АССР и ряда других республик и областей, где проживала мордва. В задачу экспедиции входило всестороннее изучение истории мордовского народа и его культуры.
Интересовали традиционные хозяйственные занятия и их современное состояние, орудия труда, традиции и новации в жилище и хозяйственных постройках, пище, национальные особенности костюма, язык, фольклор и народные верования, антропологический облик народа. По итогам указанной экспедиции вышли три выпуска трудов.
Самой крупной работой Белицер, посвященной этнографии мордовского народа, является её книга «Народная одежда мордвы», опубликованная в Москве в 1973 году.
Основное внимание в книге автор уделяет женской традиционной одежде. Она не только описывает многочисленные, сложные и разнообразные элементы мордовского костюма, но и прослеживает их историческую преемственность, выясняет прототипы многих деталей народного костюма и на этой основе выделяет характерные для всего народа и его отдельных этнографических групп комплексы женской одежды.
В книге использован представительный материал, собранный практически со всей территории расселения мордовского народа, а также многочисленные музейные экспонаты и литературные источники. Всё это в сочетании с глубоким знанием традиционной этнографии народов Восточной Европы позволило Белицер расширить и углубить проблему этногенеза мордвы, показать этническую специфику одежды у различных групп мордвы, а также выявить влияние на нее одежды соседствующих народов.
Автор монографии анализирует возрастные и имущественные различия в мордовском костюме, особенности перехода к новым формам городского костюма у мокши и эрзи, степень бытования традиционного костюма в настоящее время.
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
ЛЮБИМЫЕ БЛЮДА МОРДОВСКОЙ КУХНИ.
Рецепты блюд мордовской кухни.
Рассказ.
БАБУШКА КУСЛЯ И ДРУГИЕ
ГАСТРОНОМИЧЕСКИЕ ЧУДЕСА МОРДВЫ.
Сердцем любого народа является местная кухня. Она складывалась веками, основывалась на территориальных особенностях и традициях. Основа питания эрзян и мокшан - продукты земледелия и животноводства. Подспорьем служат продукты собирательства, рыболовства, охоты и пчеловодства.
2 комментария
14 классов
СВЯТЫНЯ в ТИШИНЕ.
Родники «Семь ключей», святые источники «Семиключье», «Семиключи» у сёл Мордовская Норка и Русская Норка. Шемышейский район.
Семиключье – маленькая тайна Пензенской области, благословенное место для православных христиан, памятник природы областного значения и один из пунктов маршрута, предлагаемого паломнической службой Покровской епархии.
Женщина в костюме невесты (мокша). 1975 г. Ткачество, вышивка. Принадлежал Гаранькиной М.К. (1910 г.р.). с. Рыбкино, Ковылкинский р-н., Мордовская АССР.
Напишите, что Вы ищете, и мы постараемся это найти!
Левая колонка
О группе
Группа ИСТОРИКО-краеведческой направленности, посвящена ИСТОРИЧЕСКОМУ ПРОШЛОМУ с. Армиёво, п. Шемышейка, ПРОШЛОМУ МОРДОВСКОГО народа. Мало гордиться своей малой Родиной, необходимо ещё знать её ПРОШЛОЕ, чтить ПАМЯТЬ своих ПРЕДКОВ, знать их КУЛЬТУРУ и ТРАДИЦИИ. Народная мудрость гласит: "Не зная ПРОШЛОГО, не поймешь и НАСТОЯЩЕГО". Есть причина, из-за которой люди посвящают годы жизни изучению ИСТОРИИ - а причина-то проста: ПРОШЛОЕ имеет значение. Помните и не забывайте! В группе публикуется интересная информация и фотоматериал из ИСТОРИИ мордовских сёл Пензенской обл. Присоединяйтесь, делитесь своими фотографиями! Подписывайтесь, чтобы быть в курсе новых тем!