Имя Ивана Андреевича Крылова (1769–1844), русского писателя, баснописца и драматурга, широко известно у нас в стране. Его басни знают и любят все – и дети, и взрослые. Крылов, обладая редким даром баснописца, возвел басню на уровень классического совершенства. С 1809 по 1843 год им было написано свыше 200 басен, которые принесли ему заслуженную славу. Популярность Крылова в России превосходила все границы: тиражи его произведений превышали тиражи сочинений современных ему писателей и поэтов. По его басням учились грамоте представители высших сословий и дети из простых семей. Н.В. Гоголь сказал, что басни Крылова есть «достояние народное и составляет книгу мудрости самого народа». В наше время басни Крылова переведены более чем на 50 языков мира.
Родился И.А. Крылов 2 февраля 1769 года в Москве, в семье скромного армейского офицера. Его отец умер, когда Ивану было 9 лет. Семья бедствовала, поэтому будущему баснописцу рано пришлось начать трудиться – служить мелким чиновником в казенной палате. По бедности он не имел возможности получить систематическое образование, но благодаря упорному труду в овладении науками стал широко образованным человеком: владел итальянским, французским, древнегреческим языками; виртуозно играл на скрипке. В 15 лет он написал комическую оперу «Кофейница», а в 20 лет стал издавать свой журнал «Почта духов». В течение 30 лет служил главным библиотекарем Императорской Публичной библиотеки в С.-Петербурге. Был избран членом Императорской Российской академии, академиком Академии наук по отделению русского языка и словесности. Женат не был. Скончался 9 ноября 1844 года. Перед смертью «с истинным христианским чувством приобщился он Святых Таин и произнес слабым голосом: “Господи, прости мне мои прегрешения!” – и глубоко вздохнул…» – вспоминал биограф Крылова М.Е. Лобанов.
Басня – это «короткий, чаще стихотворный нравоучительный рассказ, в иносказательной форме изображающий людей и их поступки»[1]. В баснях действуют животные, наделенные человеческими чертами характера. В коротких незамысловатых историях заключена житейская мудрость, собран многовековой опыт народа; в них вырисовывается целостная картина жизни современной автору России.
В крыловских баснях присутствует русский дух. Современный Крылову литератор Петр Плетнев писал:
«В Крылове мы видим перед собой верный, чистый, совершенный образ Русского. Его индивидуальную духовность всего точнее можно уподобить слитку самородного золота, нигде не проникнутого даже песчинкой постороннего минерала».
В.Г. Белинский отмечал народность басен Крылова:
«В лучших баснях Крылова нет ни медведей, ни лисиц, хотя эти животные, кажется, действуют в них, но есть люди, и притом русские люди».
Басни Крылова – это художественные шедевры. Они написаны ярким и метким народным языком, пленяют своей образностью. «Ни один из поэтов не сумел… выражаться так доступно всем, как Крылов», – свидетельствовал Н.В. Гоголь. Многие изречения из его басен вошли в разговорный обиход, стали крылатыми словами: «услужливый дурак опаснее врага», «а Васька слушает да ест», «худые песни Соловью в когтях у Кошки», «а ларчик просто открывался», «страшнее Кошки зверя нет» и проч.
В баснях Крылов порицает низменные страсти и грехи: гордость, тщеславие, сребролюбие, прелюбодеяние, лесть, угодничество, ложь, лень. Крылов в своих произведениях призывает соотечественников бороться со страстями, в которых видит причину жизненных бедствий: именно они лежат в основе всех грехов, они растлевают душу, удаляют от Господа. «Борьба со страстями – необыкновенно полезна», – писал свт. Игнатий (Брянчанинов). Но крыловская басня не только обличает людские недостатки, но и назидает, поучает, указывает пути их исправления. Архиепископ Иоанн (Шаховской) в статье «Религиозное сознание в русской литературе. Крылов» писал, что Крылов подобен восточному мудрецу, загадывающему людям загадки, чтобы людей этих научить и вразумить. Кажущаяся простота сюжета подчас препятствует читателям раскрыть глубинный, философский смысл его басен.
Крылов считал Православие главной духовной ценностью русского народа. В крыловских баснях можно обнаружить духовную связь с Библией и Православием: многие его басни являют собой образную иллюстрацию некоторых мест Священного Писания, и в этом отношении они сродни притчам. Сам Иван Андреевич писал о Библии:
«Это великая книга, в которой показана борьба добра и зла, это книга-наставник, дающая ответ на все вопросы. Это – первая книга».
Библейский мотив звучит в басне «Василек» (1823), в которой говорится о Всемогущем Боге и слабом человеке, надеющемся на помощь своего Творца. Смиренный Василек ждет восхода солнца, которое оживит его, поникшего, почти увядшего, к тому же унижаемого за незначительность в сравнении с другими цветами. Здесь утверждается истина о том, что солнце изливает свой свет на всех людей и живит своими лучами каждого, не разбирая величины и значения человека:
Куда лишь луч его достанет, там оно
Былинке ль, кедру ли – благотворит равно,
И радость по себе и счастье оставляет…
«Так еще раз напоминается истина: Бог, Его Промысел на всех равно распространяет Свою милость и любовь – никто не должен оставлять веры и надежды на это. “Господь Бог есть солнце и щит” (Пс. 83: 12)», – пишет доктор богословия М.М. Дунаев об этой басне в работе «Вера в горниле сомнений».
Поучительна басня «Крестьянин и Лошадь» (1830). Лошадь, наблюдая, как Мужик засевал поля овсом, осуждает его: по ее мнению, можно было с большей пользой употребить то зерно, например, накормить скотину или припрятать. Глупая Лошадь не понимает, что Крестьянин поступает мудро, рассчитывая на будущий урожай. Крылов заканчивает басню поучением:
Не так ли дерзко человек
О воле судит Провиденья,
В безумной слепоте своей,
Не ведая его ни цели, ни путей?
Истинны слова Господа Бога: «Как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис. 55: 8–9).
Религиозная мудрость Крылова проявляется в басне «Водопад и Ручей» (1817), в которой порицается гордыня, лишающая человека спасения; эта басня учит смирению. Огромный Водопад удивляется, откуда у кроткого маленького Ручейка столько гостей. Ему, гордому и самовлюбленному, понятно, когда люди приходят любоваться им, величественным Водопадом. А что заставляет людей приходить к едва заметному Ручейку? Оказывается, что к Ручью приходят за целебной водой – лечиться. Так скромный Ручей оказывается полезнее заносчивого и надменного Водопада. Истинная добродетель часто скромна и незаметна.
В басне «Лань и Дервиш» (1814) Крылов раскрывает сущность истинной любви – это жертвенность и бескорыстие. О такой любви свидетельствует св. апостол Павел:
«Любовь долготерпит, милосердствует… любовь… не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла…» (1Кор. 13: 4).
Молодая Лань, потеряв собственных детенышей, стала кормить своим молоком двух маленьких волчат. Дервиш осуждает безрассудство Лани, на что та возражает ему: «Мне чувство матери одно теперь лишь мило». Этой басней Крылов хотел сказать, что добрые дела совершаются без расчета на благодарность, что смысл жизни состоит в жертвенной, бескорыстной любви, которая «милосердствует и не ищет своего».
Оптинские старцы любили басни Крылова и не раз наставляли своих духовных чад высказываниями из них. Так, архимандрит Агапит (Беловидов) в жизнеописании преподобного старца Амвросия Оптинского пишет, что в хибарке великого старца лежала книга басен Ивана Андреевича. Отец Амвросий среди дня, во время приема множества людей, наскоро обедая, просил почитать вслух одну-две басни Крылова и часто для преподавания своих мудрых мыслей прибегал к ним. Так, он велел монахине Шамординского монастыря прочесть вслух басню «Ручей». Это басня о ложном смирении, которое ведет к греху осуждения. Маленький и прозрачный ручей осуждал реку, в которую впадал, за то, что она «алчно поглотила» многие «жертвы». Но вот разразился ливень, ручей разлился, закипел и наделал бед еще больше, чем река. Моральная сентенция такова:
Как много ручейков текут так смирно, гладко
И так журчат для сердца сладко,
Лишь только оттого, что мало в них воды!
Басня «Обоз» (1812) является откликом на мудрую, осторожную тактику М.И. Кутузова в кампании 1812 года. Во время Отечественной войны 1812 года русский царь, генералы и общество осуждали Кутузова за то, что у него нет быстрых побед над Наполеоном. А Крылов славит мудрость и опыт Михаила Илларионовича, в итоге победившего прославленного полководца Наполеона. В басне рассказывается о том, что молодая Лошадь, видя, как старый Конь с возом медленно и осторожно спускает с горы воз с горшками, упрекнула его в нерешительности, похвасталась, что она так «махнет», что и «минуты не потратит». Помчалась Лошадь быстро вниз, а воз раскатился и стал на нее напирать, а потом и вовсе опрокинулся в овраг, где и горшки разбились, и сама Лошадь погибла. Преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов) писал в 1877 году одной из своих духовных чад:
«Вспомни молодого коня Крылова: не только других, но и себя-то не мог понимать. А как начало подталкивать делом-то – то в бок, то в зад, – ну и показал сноровку, за которую и поплатились хозяйские горшки».
Басню Крылов заключает словами:
Как в людях многие имеют слабость ту же:
Все кажется в другом ошибкой нам;
А примешься за дело сам,
Так напроказишь вдвое хуже.
Здесь обличается самонадеянность и бахвальство неопытных молодых людей, которые считают себя умнее всех.
Глубинный смысл басен подчас скрыт от читателей, поэтому каждый из них толкует ее по-своему. Так, один читатель увидит в известной басне «Стрекоза и Муравей» (1808) лишь то, что лежит на поверхности, – обличение праздности, которая наказывается. Трудолюбивый Муравей говорит беспечной Стрекозе: «Ах, ты пела, это дело, так поди же попляши». Вспомним в связи с этим слова св. апостола Павла: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (Фес. 3: 10). Иной читатель будет считать, что басня учит позаботиться в молодые годы о материальном обеспечении старости, а религиозно настроенный человек увидит в ней указание на необходимость работать над собой, чтобы земной жизнью заработать себе Царствие Небесное, которое «силою берется» (Мф. 11: 12). Преподобный Анатолий Оптинский написал в Елец одной девушке, бывшей его духовным чадом и собиравшейся в монастырь:
«Вчера или 3-го дня о. М. сказал, что ты там все пляшешь. Я ему советовал указать тебе басню Крылова: “Стрекоза и Муравей”. К тебе она подходит. Та тоже любила масленицу и не жаловала поста – все плясала. Говорю это не в укор тебе, а чтобы ты знала настоящее положение вещей и при случае не теряла головы, т.е. помнила бы, что за сладострастию – расслабление, за мирскою веселостию – скука, за пресыщением – тяжесть и даже болезнь следуют, как тень за телом… И Крылов, светский писатель, сказал свою “Стрекозу” не тебе одной и не мне, а всему свету, т.е. кто пропляшет лето, тому худо будет зимою. Кто во цвете лет не хочет заняться собою, тому нечего ждать при оскудении сил и при наплыве немощей и болезней».
Отступление от религиозных истин Крылов обличает в басне «Безбожники» (1813), которая основана на мифе о борьбе Титанов, детей земли, с богами Олимпа. В ней рассказывается об одном народе, который до того «в сердцах ожесточился», что решил покарать само Небо. Зевс, видя дерзость безумцев, медлит с мщением: если эти люди в своем воинственном неверии будут упорствовать, считает он, то они сами «от дел своих казнятся». Так и случилось: те камни и стрелы, которые бунтовщики швыряли в небо, «с тысячью смертей, и злых, и неизбежных, на собственные их обрушились главы».
Плоды неверия ужасны таковы;
И ведайте, народы, вы,
Что мнимых мудрецов кощунства толки смелы,
Чем против Божества вооружают вас,
Погибельный ваш приближают час…
Глубокая христианская мысль заключена в басне «Сочинитель и Разбойник» (1816), где Сочинитель «разливал в своих твореньях яд, / Вселял безверие, укоренял разврат». После его смерти в аду идет одновременный суд над ним, чьи произведения пагубно влияли на читателей, и Разбойником, который при жизни грабил путников на большой дороге. Сочинитель получил в аду бо́льшее наказание, нежели грабитель, ибо греховные дела Разбойника закончились с его смертью, а «яд творений» Сочинителя «не только не слабеет, но, разливаяся, век от веку лютеет»:
Смотри на злые все дела
И на несчастия, которых ты виною!
Вон дети, стыд своих семей, –
Отчаянье отцов и матерей:
Кем ум и сердце в них отравлены? – тобою.
«Горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18: 7), – учит Господь. В частности, злоупотребление печатным словом приносит больший вред, чем открытый разбой.
М. Тоболова
Продолжение следует
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев