Советский актёр театра и кино, народный артист РСФСР.
В жизни Мартинсон всегда выглядел мужчиной в самом расцвете сил, щеголем, жизнелюбом, ловеласом, настоящим кавалером. И только очень близко знавшие его замечали, что ходить с годами он стал чуть медленнее, а улыбаться - чуть меньше. Кто-то, наверное, вообще удивлялся, что он еще жив. И мог бы, казалось, встретив его на улице, обратиться к нему с репликой из давней пьесы, в которой Мартинсон играл: «Я узнаю вас... Вы - человек двух измерений. Вы – тень». Но что бы сказал этот циник, узнав, что на съемках фильма Игоря Масленникова «Ярославна, королева Франции» актер сам ездил на лошади? В 80 лет!
Когда Мартинсону было 70 и знаменитый ведущий «Кинопанорамы» Алексей Каплер спросил у него: «Как это тебе, Сергей Александрович, удалось так сохраниться?», - ответ последовал мгновенно: «Я всегда был человеком легкомысленным и никогда не делал того, чего мне делать не хотелось». Такой поворот беседы телевизионное начальство сочло... легкомысленным, и эпизод из юбилейной передачи вырезали.
Когда Мартинсону было уже 80 и журналист задал ему банальнейший из банальных вопросов: «Если бы можно было начать сначала, стали бы вы актером?» - Мартинсон сначала поинтересовался, что на это отвечают коллеги. Узнав, что клянутся в верности своей профессии, грустно заметил: «Значит, у них была легкая жизнь в искусстве. Я бы не торопился с ответом». Вот так. С одной стороны, был легкомыслен и производил впечатление человека, у которого нет проблем, с другой - и его душу глодал червь сомнений. Между жизненным легкомыслием и профессиональной драмой и пролегла судьба первого комика и эксцентрика советского кино.
Артист, проживший долгую жизнь на экране, сам не считал себя комедийным актером. Но снялся в таком большом количестве комедий и сказок, что когда он в серьезных ролях все равно ждешь от него чего–то невозможно нереального. Его персонажи, как правило, отрицательные: Дуремер («Золотой ключик»), Злой Волшебник («Сказка о потерянном времени»), Шпион – диверсант («Сказка о Мальчише – Кибальчише»), Опекун («Сказка о царе Салтане»). На них злишься, желаешь возмездия и радуешься в конце, когда добро торжествует. Порой Мартинсону предлагали роли и другого плана. Так в 1961 году он, для многих неожиданно, сыграл положительного героя - угольщика Филиппа в романтической ленте Александра Птушко «Алые паруса» (по одноименной повести Александра Грина). А в 1966 году исполнилась давняя мечта актера, - режиссер Константин Воинов пригласил его на роль князя Гаврилы в фильме «Дядюшкин сон» по Ф. Достоевскому. За всю жизнь Мартинсон сыграл не так много классических ролей. Конечно, он был достоин гораздо большего…
Мартинсон не слишком заботился о том, будет ли его титанический труд официально оценен. Ему было довольно, что на улицах с ним здороваются, а официанты знаменитого ресторана ВТО провожают его под белы руки за «мартинсоновский» столик. Звание «Заслуженного артиста РСФСР» получил в 50 лет, «Народного артиста РСФСР» ему дали в 65, к 80-летию вручили орден Трудового Красного Знамени. «Народного артиста СССР» власти его так и не удостоили, несмотря на истинно народную любовь зрителей. Наверное, потому, что комик, и потому, что играл одни отрицательные роли, «врагов» то есть…
…В одном из последних интервью Мартинсон вдруг разоткровенничался, рассказывая, как на экране пел, танцевал: «А вот любить, увы, не пришлось. Ни мне кого-то, ни меня кому- то. Я вам больше скажу: даже не помню, чтобы меня хоть раз поцеловали на сцене или экране. Так и остался в искусстве... нецелованным». Потом помолчал и добавил: «Зато я любил... за кадром. А это куда интереснее».
Сергей Александрович трижды состоял в браке. Первая жена - актриса Екатерина Ильинична Мартинсон (урождённая Ильина). В браке родилась дочь - Анна Сергеевна Мартинсон (1928—2012), художница театра и кино, с 1972 года жила в Израиле, затем в США. Ее сын, внук Сергея Александровича Мартинсона, - владелец ювелирной компании Вальтер (Владимир Рудольфович) Баршай (род. 1955).
С конца 1930-х гг. С. Мартинсон жил в гражданском браке с балериной Еленой Добржанской (была репрессирована, умерла в Воркутлаге в 1952 г.), в браке родился
сын Александр Сергеевич Мартинсон (1939—2003). Третья жена – Луиза - была много моложе Мартинсона, их познакомил в Одессе Павел Кадочников, на съемках фильма «Подвиг разведчика». Она родила ему дочь Наташу (16 июня 1956 г.). Смешная, шалая, несомненно, способная, дочь унаследовала не только папин нос, но и папины отвагу и легкомыслие. Училась в Щукинском училище на актрису, там ее звали «Мартини». Немного снималась, немного выступала на эстраде. Ее самой известной ролью стала, пожалуй, роль в папином «Бенефисе» (1974), снятом Евгением Гинзбургом. Говорят, Мартинсону эта роль очень нравилась… Наташа уехала в Америку в 1993-м, у нее двое детей.
Сергей Александрович был человеком сдержанным, даже замкнутым, не позволявшим себе устраивать стриптизы, жаловаться и обнажать перед кем-либо свои личные боли. Он много страдал, почти всю жизнь страдал, но молчал, а если что — прикрывался любимой шуткой: «Неприятности огорчают меня не дольше одной минуты».
Прожил Сергей Александрович 85 лет. В 84 года он снялся в своей последней роли у Н. Губенко в «И жизнь, и слезы, и любовь…».
Грустно, когда уходят любимые артисты и светло, когда видишь их снова живыми на экране.
/ Подготовлено на основе информации открытых Интернет-источников
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев