Стоит только автору-историку ослабить контроль - и вот вместо научного труда он начинает писать беллетристику. Опаснее всего, если у историка есть литературный талант и созданные его воображения образы получаются красивыми и художественно убедительными - в этом случае даже хороший историк может не заметить, что созданные его воображением фикции не имеют ни малейшей опоры в источниках.
В детстве я зачитывался книгой австрийского историка Шахермайера об Александре Македонском. Шахермайер - без сомнения, хороший историк, хоть и замарался по самое не могу в эпоху третьего рейха. Читать его, во всяком случае, было очень интересно. Но кое-что смущало. Он явно любил персов и царя Дария. Само по себе это, конечно, не зазорно. Но вот откуда историк брал для Дария такие определения, как "истинный рыцарь" и "предусмотрительный царь" - я решительно понять не мог. Сколько ни перечитывал я книгу - ничего рыцарского в поведении Дария обнаружить не удавалось. Да и сам историк, описывая ту же битву при Иссе, вынужден был написать о его позорном бегстве - "Рыцарь спасовал перед рыцарем". Что спасовал - спору нет, но откуда взялось его рыцарство?
В более зрелом возрасте ознакомился с книгой Зимина "Витязь на распутье". Читая, как историк расхваливает своего любимца - Дмитрия Шемяку - невольно вспомнил свои детские попытки понять рыцарственность Дария: точно такой же вопиющий разрыв между заявленным автором способностями героя и конкретными фактами. "Знамя борьбы с татарскими насильниками прочно держал в своих руках... князь Дмитрий Юрьевич Шемяка", - торжественно вещал Зимин. Когда же он держал, да еще прочно? Когда тупо слил Белевскую битву? Или когда не явился на Суздальскую? Или когда выторговывал у Бегича ярлык на великое княжение? "Необыкновенная энергия, страстность в борьбе с противниками. Широкие государственные замыслы" - все это историк приписывает Шемяке непонятно на каких основаниях. Ладно - страсть и энергия, но откуда взялись широкие государственные замыслы? Может, они у Шемяки и были, но ведь в источниках этого нет - как же мог мастистый историк со спокойной совестью их Шемяке приписывать?
Л.Аряев
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев