Ингредиенты:
Эссенции дурного духа — 1,5 унции
Бобровая струя — одна драхма
Английская мята — одна драхма
Фивейская тинктура — четыре скрупула
«Принимать оныя в случае истерических припадков, или в ипохондрии, то есть когда бывает уныние или задумчивость без всяких предшествовавших тому важных причин».
Христиан Геберлейн. «Самонужнейшая домашняя аптечка с рецептами и наставлениями, как употреблять предписываемые в оной лекарства, в пользу помещиков и жителей деревенских» (1800)
Несмотря на массовую репутацию истерии (от греческого ὑστέρᾱ — матка) как викторианской болезни, история этого диагноза начинается гораздо раньше. О блуждающей матке, которая служит причиной всех женских недугов, рассуждал Платон в диалоге «Тимей», а Цельс связывал с движением утробы болезненные симптомы, напоминающие эпилепсию. Эти идеи обрели новую жизнь благодаря ренессансному неоэллинизму, когда труды античных врачей стали публиковать, перечитывать и комментировать, а затем — благодаря исследованиям человеческой анатомии и физиологии XVII–XVIII веков.
С 1740-х годов работы о раздражимости и чувствительности мышечных и нервных волокон человеческого тела по-новому концептуализировали истерию как нервную болезнь (тем самым истерия оказалась женской разновидностью ипохондрии) и предложили новые способы лечения. Капли, эссенции, окуривания, которыми гасили припадки, состояли из успокаивающих веществ, от мятного масла до опиума, и ароматических субстанций. Бобровая струя, мускус, амбра, цибетин, сабур или «дурной дух» — так в русских текстах XVIII века называли асафетиду, — все они ценились за резкий сильный запах, который, как полагали, удерживал матку в неподвижности и восстанавливал нормальную чувствительность.
М. Пироговская, к.ист.н.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев