Биография писателя Владимира Гиляровского — увлекательный роман с эпиграфом: «Жадно любите жизнь».
Гиляровский был человеком широких жизненных интересов, и среди них немалое место занимал цирк.
Первое знакомство В. Гиляровского с цирком произошло на его родине, в Вологде.
Совершенно неожиданно для жителей в центре городской площади выросло высокое круглое деревянное здание. На самой видной части его появилось заманчивое и красочное объявление: «Цирк араба-кабила Гуссейн-бен-гамо».
В этом цирке Гиляровский скоро стал своим человеком. У Гуссейн-бен-гамо был сын Оська, с которым Гиляровский подружился. Гуссейн-бен-гамо обучал цирковому мастерству своего сына, а заодно стал учить и его нового товарища. Сын Гуссейн-бен-гамо уже выступал в цирке отца, и Гиляровский, от природы очень сильный и ловкий, скоро с радостью для себя отметил, что у него работа на трапеции и прыжки «на скаку на лошадь и с лошади» получаются даже лучше, чем у малолетнего Османа.
Эти уроки циркового искусства впоследствии очень пригодились Гиляровскому в его скитальческой, полной приключений жизни.
Вологда в 60-е и 70-е годы XIX века была полна политическими ссыльными. У них Гиляровский получал книги, из которых самое большое впечатление на него произвели стихи Н. Некрасова о Волге, о бурлаках, о народе и служении ему. Прочитал он и роман Н. Чернышевского «Что делать?», заставивший его принять решение об уходе из дома. Образ Рахметова не давал ему покоя, и в 1871 году, без денег и паспорта, Гиляровский пешком ушел из Вологды в Ярославль.
На Волге в это время свирепствовала холера. Это трагическое обстоятельство помогло Гиляровскому осуществить его мечту: он сразу попадает в бурлацкую ватагу, взамен умершего от холеры бурлака.
Все лето 1871 года проходил Гиляровский в лямках по Волге, от Ярославля до Рыбинска.
С осени начались скитания в поисках работы и куска хлеба. Кем только не был Гиляровский — и рабочим на свинцово-белильном заводе, и крючником, и сторожем в школе, и табунщиком, и объездчиком степных неуков и, наконец, встретившись с товарищами по вологодскому цирку, стал наездником.
Началась служба в цирке В. И. Вольфа. «Алексис на неоседланной лошади» — так объявлялись выступления Гиляровского в цирке. Уроки Гуссейн-бен-гамо, развитые в работе объездчика лошадей, необычайная сила и ловкость позволили Гиляровскому работать в цирке не только с лошадью, но и на трапеции. Об этом периоде своей жизни Гиляровский пишет: «Русские циркачи были тогда не в моде, и я, коверкая русскую речь, пересыпая ее французскими и немецкими словами, старался выдавать себя за иностранца. Наш цирк требовал безумной удали, ловкости и смелости. Мы работали под куполом на трапециях, делали полеты без всяких предохранительных сеток, о которых еще и не мечтали».
Вообще цирк тогда находился в довольно плачевном состоянии. Артисты проявляли чудеса мужества, самоотверженности и любви к своему делу, а должного внимания к этому искусству не было. Уже став поэтом, Гиляровский в одном из своих стихотворений писал:
...Я осмотрел
Тот цирк подробно, он имел
Один лишь выход... Для тепла
Меж тонких стен его была
Солома вложена. Одно
В замену крыши полотно
Темнело сверху, а на нем.
Для теплоты, опять пластом
Лежало сено...
Но в цирке Гиляровский задержался недолго. Им владело страстное желание повидать мир, испытать все самому. Это желание гнало его с одного места на другое.
Из цирка он перешел в театр Г. И. Григорьева, затем пошел добровольцем на русско-турецкую войну 1877 года, где за храбрость получил солдатского Георгия, потом опять театр, а с 1881 года окончательно посвятил себя литературе.
К цирку Гиляровский сохранил интерес на всю жизнь, а к его работникам — любовь и уважение.
В 1899 году В. А. Гиляровский, уже известный литератор, был в гостях у А. М. Горького в Нижнем. Там в это время гастролировал цирк Акима Александровича Никитина. С братьями Петром и Акимом Никитиными Гиляровский «дружил лет 25, еще со времен, когда он (Петр Никитин. — Е. К.) первый исполнил свой невиданный дотоле головоломный номер воздушного полета с трапеции на трапецию... Риск был отчаянный, и Петр не раз срывался с огромной высоты, расшибался, отлеживался и снова летал».
Гуляя с Горьким по набережной Волги, Гиляровский предложил Горькому зайти в цирк Акима Никитина, где в это время шла репетиция.
Он познакомил Горького с Никитиным, который показал им весь цирк и его черновую работу, водил их в конюшни, знакомил весь цирк и его черновую работу, водил их в конюшни, знакомил с артистами, а на прощание преподнес Горькому «почетный билет» на постоянное посещение всех цирковых представлений и, кроме того, приглашал его на репетиции.
Очевидно, . Горький воспользовался этим приглашением и не раз бывал в цирке Никитина, потому что Гиляровский, вернувшись в Москву, вскоре получил письмо, в котором Горький писал: «Бенефис Акима 24-го, двиньте ему на этот день еще стихиру, право, он заслуживает внимания»".
Уже позднее, прочтя рассказ А. М. Горького «Клоун» с описанием Нижнего, Гиляровский заключил, что рассказ создан под впечатлением посещений Горьким цирка Никитина.
Большие дружеские отношения связывали Гиляровского с А. Л. Дуровым.
Их познакомил Аким Никитин. А. Л. Дуров любил бывать у В. А. Гиляровского в его квартире в Столешниковом переулке, захватывая кого-нибудь из своих питомцев. Особенно часто брал он свинку, она даже изображена Дуровым в альбоме Гиляровского «Дума за думой».
Гиляровский писал иногда А. Л. Дурову стихи для выступлений, а тот, между прочим, рассказывал о том, что всю жизнь мечтал стать трагическим актером, и это признание неизменно заключал просьбой к Гиляровскому:
—Гиляюшка, напиши мне трагедию, ну что тебе стоит?
—Нет, Анатолий Леонидович, трагедий я сочинять не могу, не по мне это.
—Пожалуй, что так, — согласился А. Л. Дуров и однажды написал в альбом В. А. Гиляровскому рядом с уже нарисованной свинкой: «Смех нужен счастливым народам, а нам вдвое. Анатолий Дуров, 1913 год 19 янв.»
Е. Киселева
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев