До революции Новый год не отмечали масштабно. Главным праздником было Рождество, которое по старому стилю приходилось на 25 декабря. В этот день устраивали балы, обменивались подарками, наряжали елку.
После революции в стране объявили антирелигиозную кампанию. Советская власть стремилась воспитать «нового человека», который не зависел бы от пережитков прошлого — старых праздников и традиций. Из календаря решили убрать и Рождество. Коммунисты призывали не собираться дома рядом с елкой, а выйти на улицы, нарядиться в костюмы попов, святых, чертей и отречься от богов. В 1922 году впервые прошли комсвятки, или «комсомольское рождество». В газете «Безбожник» от 7 января 1923 года описывали «антирелигиозный карнавал», который прошел по всей России. Самые масштабные торжества состоялись в Москве:
“Впереди шествия — всадники. В руках у них громадный плакат «Сегодня день комсомольского рождества». За всадниками движутся автомобили с «богами»: здесь Осирис и Мардук, Будда и Иегова, Аллах и Христос. Другой автомобиль полон «ангелов» и «чертей». Грузовик с «попами», «раввинами», «муллами», «шаманами», «ксендзами», «пасторами». Каждый из них нахваливает свою «веру», на свой лад обещает «спасение» и «блага небесные». Вот группа юных комсомольцев изображает «крещение Руси». <…> Толпа ряженых с резиновыми шинами, телефонами, пропеллерами… — словом, с тем, что впервые начинала производить тогда молодая Советская республика. <…> А с наступлением сумерек на площади у Александровского вокзала сжигаются многочисленные бутафорские «боги» и «буржуины». С пением «Интернационала» молодежь расходится". («Комсомольское рождество» в Москве в 1923 году)
Уже в следующем, 1924 году «комсомольское рождество» прошло не так масштабно. К тому же в СССР оставалось много верующих, которые продолжали отмечать старые праздники дома. Как писала исследователь Алла Сальникова в книге «История елочной игрушки», традиция ставить елку в 1920-х годах «была востребована в детской среде».
В 1929 году правительство выпустило постановление «О переходе на непрерывное производство в предприятиях и учреждениях СССР»: так 7 января стало рабочим днем. Гражданам запретили праздновать Рождество или Новый год и наряжать елку. Однако уже через шесть лет Иосиф Сталин лично приказал возродить в СССР торжество. Главным праздничным днем стало 31 декабря.
28 декабря 1935 года высокопоставленный чиновник Павел Постышев опубликовал в газете «Правда» статью «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!»:
“В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев. <…> Следует этому неправильному осуждению елки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец. <…> В школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах — везде должна быть детская елка! Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне Нового года елку для своих ребятишек. <…> Итак, давайте организуем веселую встречу Нового года для детей, устроим хорошую советскую елку во всех городах и колхозах".
Предложение Постышева поддержал Сталин. Уже 29 декабря 1935 года по городам СССР разослали срочную телеграмму: организовать на Новый год елку для детей. Однако устроить праздник успели только в Харькове. Там готовиться к елке по инициативе Постышева начали заранее.
А вот уже 1937 год торжественно встречали по всей стране: новогодние праздники устроили в школах, садах. Их проводили заводы, профсоюзы, Дома культуры во всем СССР. Главную елку для детей организовали в Колонном зале Дома Союзов в Москве. На праздник пригласили отличников из столичных школ. Дети нарядились в костюмы персонажей русской классики: Евгения Онегина и Татьяны Лариной, Александра Чацкого, Григория Печорина и других. Елки прошли и в других городах.
В 1937 году Народный комиссариат просвещения выпустил сборник «Елка» под редакцией ученых Сергея Базыкина и Евгении Флериной. Книга рассказывала, как организовать елку в детском саду и школе, как украсить дерево и смастерить для него игрушки. В том же году на главной елке в Колонном зале Дома Союзов в Москве впервые появился Дед Мороз. Его сыграл актер Михаил Гаркави. В конце 1930-х годов на таких праздниках стала появляться Снегурочка.
«Кремлевской» главная елка стала только в 1953 году. Сначала праздник проводили в Большом Кремлевском дворце, а с 1961 года — в Кремлевском дворце съездов. Сценарий для первой кремлевской елки создали Лев Кассиль и Сергей Михалков. Исследователь Анастасия Углик в книге «Новый год в России. История праздника» писала: «Первые елки в Кремле были крайне идеологическими — главными героями их становились рабочие и колхозники, красноармейцы и большевики, которые разговаривали цитатами из трудов идеологов коммунистической партии. Но постепенно елки оттаивали — в 60-е годы в разработке программы стали принимать участие молодые режиссеры и сценаристы театра «Наш дом» (Эдуард Успенский, Аркадий Хайт и Александр Курляндский). Они придумывали волшебные сказки, которые ставились с большим размахом (бюджетов на главную елку страны никогда не жалели)». Обычно в центре сюжета елок лежал конфликт Деда Мороза и Снегурочки с отрицательными персонажами, например Бабой-ягой и Кощеем, которые вредили героям и мешали им устроить праздник. К концу представлений злодеи каялись и тоже праздновали Новый год.
В фонде Московского обкома КПСС хранится протокол заседания комиссии по организации Новогодней ёлки и бала молодежи 1 января 1954 года, состоявшегося 30 декабря 1953 года. Как следует из документа и многочисленных приложений к нему, на заседании решался широкий круг вопросов. Например, об оформлении Новогодней ёлки для детей, подготовке концертов и представлений, маскарадных костюмах для новогоднего бала, освещении зала и сладких подарках.
На заседании комиссии утвердили праздничный концертный репертуар, порядок размещения родителей, торговли фруктами, кондитерскими изделиями, бутербродами и т.п. Обсудили распределение билетов на Кремлёвскую ёлку и новогодний бал-маскарад, а также утвердили образцы таких билетов. В составе того же дела – документ, из которого можно узнать, что в первом кремлевском новогоднем подарке для детей были апельсин, два мандарина и два яблока, вафли, по одной большой конфете сортов «Мишка» и «Юбилейная», шоколадное суфле и конфеты в коробке. Набор стоил 12 рублей.
После праздника для участников Ёлки провели экскурсию по главным достопримечательностям Кремля – Оружейной палате, Успенскому, Благовещенскому соборам. Интересно, что событие состоялось за полтора года до официального открытия Кремля для свободного посещения (20 июля 1955 года).
Так сложилась традиция легендарных Кремлёвских ёлок – волшебных, неповторимых новогодних праздников, впечатление от которых остается на всю жизнь.
А. Войко, Главархив Москвы
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев