Родилась в Киеве. По окончании в 1924 студии при Киевском Русском драматическом театре (бывш. Театр Соловцова) была принята в труппу театра. Сыграла много ролей в классическом и современном репертуаре: Негина («Таланты и поклонники» А. Н. Островского), Валя («Страх» А. Н. Афиногенова), Зина («Вредный элемент» В. В. Шкваркина). Первая исполнительница роли Комиссара в Оптимистической трагедии Вс. Вишневского (1-я редакция, реж. Нелли Влад).
С 1934 актриса Центрального академического Театра Советской (ныне Российской) армии. В работе со многими режиссерами сформировался и расцвел талант этой удивительной актрисы.
Среди ролей, сыгранных в 1940–1950-е годы, было мало драматургических шедевров, и выручала русская и зарубежная классика. Впрочем, и сама актриса умела укрупнить роль, обогащая ее собственным духовным опытом.
В 1964 Добржанская была приглашена в Драматический театр им. К. С. Станиславского, главным режиссером которого стал Львов-Анохин, на роль Толгонай в спектакле Материнское поле по Ч. Айтматову. Это одно из лучших свершений режиссера и актрисы.
Незабываемы работы Добржанской в кино, хотя их было немного, в основном роли «второго плана». Она дважды снялась у Э. А. Рязанова – мать Юрия Деточкина («Берегись автомобиля», 1966) и мать Жени (телевизионный фильм «Ирония судьбы, или С легким паром», 1975). Режиссер отмечал поразительную естественность актрисы перед камерой. Настоящим открытием Добржанской стала роль Бабуленьки в экранизации романа Ф. М. Достоевского «Игрок» (реж. А. В. Баталов, 1984). Напряженным драматизмом отмечена роль Екатерины Андреевны («В четверг и больше никогда», реж. А. В. Эфрос, 1977). Среди других киноролей – Писательница («Урок литературы», реж. А.Коренев, 1968), Айбала («Адам и Хева», реж. Коренев, 1970).
Работы Добржанской и в театре, и в кино отличало умение создать законченный психологический рисунок роли. Она владела «секретом показа своей героини одновременно в разных аспектах ее бытия, ее раздумий. Мысль ее точна, интонации безупречны...». Ее чувство автора, стиля, времени и зрителя безошибочны, ее монологи – это «тревожная исповедь, мысли вслух, поток лирики, трезвое рассуждение, монолог-песня». И всегда – раздумье о смысле человеческого существования, почему так значительны ее создания и так близки и дороги они зрителям.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев