«Иоганн Фауст, доктор-чернокнижник», волшебное представление в трёх действиях с превращениями, явлениями, полётами и великолепным спектаклем. Действующие лица: Доктор Фауст, Пимперле — служитель, Мефистофель — владетель зла, дьяволы, призраки, духи. Кресло 1 рубль серебром, стулья и галерея 75 копеек, дети моложе 10 лет платят в стулья и галерею 40 копеек серебром».
Пьеса о докторе Фаусте была хорошо известна в Петербурге в первой половине XIX века, её ставили голландские, немецкие, австрийские артисты. Судя по всему, Гоголь хорошо её знал — сюжет и персонажи повести «Пропавшая грамота» имеют много общего с народной драмой и кукольной комедией о Фаусте, которую писатель мог видеть как в Петербурге, так и в Германии. Также он мог знать «Народную книгу о Фаусте» (она была в пушкинской библиотеке) и трагедию Кристофера Марло, которой следовали кукольные пьесы.
Что происходит в пьесе о Фаусте? Комический персонаж — Каспер, Касперле или Пимперле, простоватый весельчак и обжора, — знакомится с учёным, продавшим душу дьяволу, становится его слугой, спутником и в результате сталкивается с инфернальным миром, с демонами, которые хотят заполучить и его душу. Шуту-слуге удаётся перехитрить нечисть, Фауст же отправляется в пекло.
Дед в «Пропавшей грамоте» встречается с запорожцем, продавшим душу дьяволу, попадает в компанию чертей. Ведьма затевает с ним игру в карты, ставка — его жизнь. Дед обводит вокруг пальца иродово племя и благополучно возвращается домой. Он похож на западноевропейских шутов, которые за сочную колбасу вступают в сделку с любой нечистью, — при виде сала на столе у чертей тут же придвигает к себе миску.
Полёт деда на дьявольском коне напоминает полёт слуги Фауста — в пьесах он летает на драконе, адской жабе и прочих чудищах. Дед, как и шут, поднявшись в воздух, страшно пугается и кричит. В пьесах о Фаусте черти предстают в традиционном для западноевропейской демонологии зверином и птичьем обличье, например Люцифер как белка, Вельзевул как бык, Анубис как собака, Дификанус как птица. В «Пропавшей грамоте» у чертей «свиные, собачьи, козлиные, дрофиные, лошадиные рыла».
А запорожец? Очень похож на Фауста. Он одет в дорогой костюм, он настоящий гуляка, их попойка с дедом «завелась, как на свадьбе перед… постом», он богач — швыряет в народ деньгами. Он рассказывает множество забавных и диковинных историй — дед несколько раз хватался за бока и даже спрашивал себя, не бес ли засел в запорожца и откуда что набиралось. После попойки, когда солнце начинает садиться, запорожец вдруг мрачнеет, его охватывает тоска, он вздрагивает при малейшем шорохе и затем признаётся, что его душа продана нечистому и этой ночью — час расплаты. Дед и ещё один гуляка хотят спасти запорожца, но на них находит дьявольский сон, и черти уносят беднягу. Гоголевский запорожец очень похож на Фауста. Фауст получает от Мефистофеля роскошный наряд и деньги. Фауст смешит друзей, развлекает удивительными историями — он многое знает, ведь чёрт поведал ему тайны мироздания и показал дальние страны. Фауст — гуляка, прославившийся буйными попойками с приятелями-студентами. После сделки с Сатаной его жизнь — это сплошное веселье. Только перед самой смертью он осознаёт своё ужасное положение. У Марло студенты-собутыльники хотят его спасти, но им это не удаётся.
В литературоведении указывалось, что в повести «Пропавшая грамота» Гоголь воспользовался материалом малорусских интерлюдий и вертепной драмы. Скорее всего, его вдохновила и фаустовская легенда, в которой развивается тема греха и неминуемого возмездия.
С. Синицкая
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев