Порой в лицо говорят, и потому звёздным отпрыскам едва ли не до седин приходится доказывать, что они тоже чего-то стоят. Ерёменко-младшему удалось…
Николай Ерёменко-младший никогда не скрывал, что попасть в профессию ему помог Николай Ерёменко-старший, известный в Советском Союзе актёр. Не осталась в стороне и мама — Галина Орлова, народная артистка Белоруссии. В том смысле, что Коле с детства показали: актёрство — не только аплодисменты, но и тяжкий труд. После уроков он не пинал с мальчишками мяч во дворе, а перечитывал Островского или смотрел из-за кулис минского театра, как родители играли на сцене. Отец прошёл войну и концлагерь и прожектёров не выносил: хочешь стать актёром — работай над собой! Однако Минска Николаю-младшему было мало, он жаждал всесоюзной славы.
Отец вкусил её благодаря кино («Люди и звери», «Вечный зов», «Крушение империи»), значит, и ему туда дорога: держись, Москва! Столица держала оборону крепко, молодой амбициозный человек из провинции зря учил басню и два часа причёсывал кудри у зеркала, его толком и не посмотрели, не послушали во ВГИКе, курс был фактически уже набран, в том числе из «детей сами знаете кого». На следующий год Ерёменко-старший выдвинул тяжёлую артиллерию: поехал с сыном в Москву, за руку привёл к самому Сергею Герасимову, у которого снимался, и попросил приглядеться повнимательнее.
Ерёменко-младший с подачи отца прочёл любимое стихотворение мэтра — «Грозу» Заболоцкого. Однако Герасимова, обладавшего тончайшим нюхом на талант, невозможно было уговорить или провести. Тем более что в тот год «детей» поступало ещё больше: Наталья Бондарчук, Владимир Тихонов и другие. Попасть на курс к Герасимову означало прямую дорогу на большой экран, он всегда давал роли своим студентам в новых картинах, имевших неизменный успех. Его супруга, также сидевшая в приемной комиссии, знаменитая актриса Тамара Макарова, высказалась против Ерёменко-младшего: хватит уже брать «яблочек от яблонек», слишком часто они далековато укатываются, но Герасимов заявил, что сделает из этого смазливого мальчишки настоящего актёра. Судьба Николая была решена.
Дальше дело пошло по обычной герасимовской схеме: в 1969 году он дал Ерёменко-младшему роль в картине «У озера». Картина получила международное признание. Николаю казалось, что пятки его оторвались от земли, он парит в любви поклонниц. Его заносчивость дошла до того, что он принялся пропускать занятия: зачем они нужны, он же уже актёр! Строгие выговоры не возымели никакого действия на потерявшего голову Ерёменко. Он едва здоровался со старшими товарищами, учившимся у других преподавателей: они же ещё кино не нюхали, а он с самим Василием Шукшиным сорвал овации зрительных залов.
Как же ему было стыдно спустя годы вспоминать о том приступе «звёздной болезни»! А впереди начинающего актёра ждало ещё большее испытание: Герасимов утвердил его на роль Жюльена Сореля в картине «Красное и чёрное» по роману Стендаля. Фильм прогремел на всю Европу. Франция даже побоялась пустить его в широкий прокат, дабы не тревожить прах своих великих, актёров, сыгравших в её собственной экранизации классика. Пресловутые мешки писем с признаниями в любви со всех уголков Советского Союза Николай действительно заслужил, он затмил своим Сорелем легендарного Жерара Филиппа. Даже к Ерёменко-старшему на улицах подходили недоуменные дамы с вопросом: как ему удалось так потрясающе молодо выглядеть в «Красном и чёрном»? Решено было в титрах добавить приставку «младший».
Герасимов поглядывал на младшего Ерёменко с улыбкой, он много раз наблюдал, как взлетевшие в одночасье на олимп так же моментально с него слетали и больше не поднимались, но всё же надеялся, что воспитание Ерёменко-старшего скажется, и Николай образумится. Однако его заносчивость уже начинала приносить горькие плоды: друзья отдалялись, театры не спешили приглашать прославленного выпускника ВГИКа на работу. На всю жизнь Ерёменко-младший запомнит разговор, на который его вызвал учитель: «Идёшь ты, Микола, по жизни с высоко поднятой головой, но представь, что вдруг встречаешь на пути шлагбаум! Всё-таки сумей нагнуться. Потом выпрямишься и иди с высоко поднятой головой дальше…»
Звёздный путь Николая продолжился. В 70-е он пополнил фонд отечественного кинематографа драмой «Трактир на Пятницкой», фантастическим мюзиклом «31 июня» и, конечно, первым отечественным блокбастером «Пираты XX века». Тогда так, разумеется, жанр не определяли, но лучше не скажешь, ведь блокбастером в наши дни называют фильм, который произвёл эффект взорвавшейся бомбы, а в далёком 1979 году советские зрители именно это и испытали.
За рубежом, в загнивающих от капитализма Штатах, Ерёменко-младшего после такого успеха ждала бы участь Джеймса Бонда или другого супергероя: бесконечные съёмки продолжения киноистории, миллионные гонорары. У нас его и на роль-то еле-еле утвердили. После «Красного и чёрного» за актёром закрепился образ рафинированного героя-любовника.
Николаю пришлось раздеться перед режиссёром и продемонстрировать рельефные мышцы в ловком сальто. Однако когда выяснилось, что в основном ему придётся лишь демонстрировать красивый торс, ведь львиная доля роли — опасные для жизни трюки, то есть дело каскадёров, Ерёменко заявил, что в таком случае ему в картине делать нечего. В итоге прыгал со скалы, плавал в морской пучине и дрался с профессиональными каратистами он сам.
Это было ново, необычно и едва не стоило ему жизни: актёра чуть не затянуло под винты корабля, когда вместо того, чтобы спрыгнуть со скалы на борт, он промахнулся буквально на метр и очутился в воде. И пусть он не получил тех самых миллионов, зато, по его собственному признанию, он чувствовал себя на съёмках «настоящим мужиком», который испытал всё на собственной шкуре. По опросам журнала «Советский экран» зрители проголосовали за Ерёменко-младшего как за лучшего актёра 1981 года. Он всего лишь удивился; «Я сыграл простого моториста!», Ерёменко-старший вздохнул с облегчением: значит, не только стальные мышцы у сына,но и железный фамильный стержень внутри имеется!
В конце 80-90-х советский кинематограф развалился вслед за страной, фильмы если и снимали, то сплошь «чернуху», многие актёры оказались за бортом. Для Ерёменко тот тяжёлый период совпал с личным кризисом «среднего возраста». Но супротив стержня не попрёшь, Николаю жизненно необходимо было работать, да и хотелось взбодрить отца, отблагодарить его. Ерёменко-старшего ждал 70-летний юбилей, он уже и не надеялся на какую-либо роль, как вдруг сын позвал его сниматься в своём режиссёрском дебюте, картине «Сын за отца». Совместная работа, как никогда, сблизила двух Николаев. И окончательно разрушила собственную семью Ерёменко-младшего.
Он, впрочем, никогда не был идеальным семьянином,что неудивительно при его бешеной популярности и чисто мужском обаянии. Женился Николай рано, ещё во время учёбы во ВГИКе. Супруга — Вера Титова — не имела отношения к кино, окончила исторический факультет МГУ, работала в вузе. Родилась дочь Ольга, которую Ерёменко-младший безумно любил. Наверное, она и сохраняла его брак, несмотря на многочисленные романы и даже «вторую семью» с Татьяной Масленниковой, которая в 1990 году родила ему дочку Танечку, которой он дал свою фамилию. И вот в 1996 году он встречает на съёмках Людмилу, ассистентку, ради которой разводится с официальной женой и бросает гражданскую. Поговаривали, готовился к свадьбе, новой жизни…
Счастье омрачил только уход отца, скончавшегося в июле 2000 года от инфаркта. А меньше чем через год — внезапный инсульт, и вот 31 мая 2001 года младший Ерёменко похоронен в Минске рядом со старшим. Смерть его стала потрясением для всех -и родных, и поклонников. Он едва перешагнул 50-летний рубеж. Что такое «полтинник» для здорового мужчины, с юности регулярно занимавшегося спортом, не курившего, никогда не злоупотреблявшего алкоголем? Можно долго гадать, что стало причиной инсульта, но факт остаётся фактом — сын ушел за отцом…
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев