Из 52 погибших — 16 адмиралов и генералов, и почти два десятка капитанов первого ранга, занимавших адмиральские должности.
В начале февраля 1981 года в Военно-морской академии в Ленинграде состоялся оперативно-мобилизационный сбор руководящего состава всех флотов ВМФ. Высшее руководство флотов принимало участие в командно-штабных учениях без привлечения реальных сил.
30 января 1981 года на военном аэродроме в городе Пушкине (Ленинградская область) приземлился самолет Ту-104 отряда управления 593-го отдельного транспортного авиационного полка 25-й морской ракетной авиационной дивизии ВВС ТОФ СССР (место дислокации — аэродром "Кневичи", Владивосток), на котором на учения прибыл весь высший командный состав ТОФ. Учения проходили в течение недели, по итогам которой действия командования ТОФ были признаны лучшими. На следующий день высшее командование флотов ВМФ СССР, участвовавшее в учениях, должно было отбыть обратно, к местам дислокации флотов.
В 16.00 часов 7 февраля 1981 года командир Ту-104 ТОФ СССР Инюшин А.И. подтвердил готовность начать взлет и совершить беспосадочный перелет до Владивостока, в связи с чем самолет был заправлен топливом максимально полно. При выполнении взлета Ту-104 произвел отрыв от взлетно-посадочной полосы с большим углом атаки. Достигнув высоты в 50 метров, самолет стал крениться на правое крыло и спустя несколько секунд ушел в сваливание, ударился о землю и взорвался.
Практически все, находившиеся на самолете, погибли в момент взрыва. Старшего лейтенанта техника Зубарева выкинуло через носовой фонарь во время удара самолета о землю, но по дороге в больницу он скончался от полученных травм.
Предварительный список погибших, составленный сразу после катастрофы, насчитывал не 50, а 52 человека. В последствие выяснилось, что вице-адмирал Г.А. Хватов, командующий Камчатской военно-морской флотилией, и Р.А. Голосов, начальник штаба ТОФ, вылетели другими рейсами, тем самым чудом избежали гибели.
СПИСОК военных моряков-тихоокеанцев погибших 7 февраля 1981 года.
Спиридонов Эмиль Николаевич адмирал
Павлов Георгий Викторович генерал-лейтенант авиации
Сабанеев Владимир Дмитриевич вице-адмирал
Тихонов Василий Федорович вице-адмирал
Белашев Виктор Григорьевич вице-адмирал
Постников Василий Сергеевич контр-адмирал
Николаев Виктор Антонович контр-адмирал
Рыков Владимир Васильевич генерал-майор авиации
Корбан Владимир Яковлевич контр-адмирал
Коновалов Владимир Харитонович контр-адмирал
Митрофанов Феликс Алексеевич контр-адмирал
Леонов Геннадий Федорович контр-адмирал
Чулков Джемс Константинович контр-адмирал
Пирожков Рэмир Иванович контр-адмирал
Данилко Степан Георгиевич генерал-майор авиации
Махлай Виктор Петрович контр-адмирал
Пивоев Владимир Ильич капитан 1 ранга
Бережной Виктор Павлович капитан 1 ранга
Прокопчик Анатолий Васильевич капитан 1 ранга
Асеев Владислав Петрович капитан 1 ранга
Туробов Юрий Николаевич капитан 1 ранга
Волк Саул Григорьевич капитан 1 ранга
Морозов Владислав Игнатьевич капитан 1 ранга
Цыганков Владимир Дмитриевич капитан 1 ранга
Лобачев Юрий Григорьевич капитан 1 ранга
Погосов Борис Погосович капитан 1 ранга
Чеканский Казимир Владимирович полковник м/с
Граф Евгений Григорьевич капитан 1 ранга
Делибатаньян Артур Арович капитан 2 ранга
Подгаецкий Георгий Васильевич капитан 2 ранга
Сорокатюк Владимир Дмитриевич подполковник
Инюшин Анатолий Иванович подполковник
Бабкин Анатолий Иванович капитан 3 ранга
Субботин Виталий Алексеевич майор
Науменко Сергей Иванович капитан
Рупасов Михаил Николаевич капитан
Зубарев Валентин Иосифович старший лейтенант
Послыхалин Владимир Александрович старший лейтенант
Шевченко Геннадий Геннадьевич старший лейтенант
Барсов Анатолий Владимирович старший лейтенант
Акентьев Александр Николаевич старший лейтенант
Вахтеев Анатолий Иванович прапорщик
Амельченко Борис Иванович мичман
Дворский Виктор Степанович старший матрос
Причины катастрофы самолета.
По официальной версии, при размещении груза и пассажиров в салоне, а также при расчете предельно допустимого веса груза, экипаж допустил ошибки, что повлекло к смещению центровки до запредельно задней, что, в свою очередь, привело к выходу самолета на закритический угол атаки сразу после отрыва, потере устойчивости и невозможности управления самолетом. Также одним из факторов, повлиявшим на произошедшее, было выполнение отрыва самолета на скорости, меньше расчетной на 25 км/ч, в результате чего перегруженный самолет не смог обеспечить необходимую подъемную силу.
Последствия.
Сразу после катастрофы информация о происшествии была засекречена. Единственное упоминание о крушении Ту-104 с командованием ТОФ было опубликовано в газете "Красная звезда", официальном печатном органе вооруженных сил СССР:
"7 февраля 1981 года при исполнении служебных обязанностей в авиационной катастрофе погибла группа адмиралов, генералов, офицеров, мичманов, прапорщиков, матросов и служащих Тихоокеанского флота. Министерство обороны СССР и Главное политическое управление Советской Армии и Военно-Морского Флота выражают глубокое соболезнование родным и близким погибших товарищей".
Авиакатастрофа Ту-104 под Пушкиным стала крупнейшей авиакатастрофой, в которой погибло высшее командование вооруженных сил СССР. Гибель командования ТОФ фактически оставила флот без руководства.
Сразу после катастрофы Тихоокеанский флот был приведен в состояние полной боевой готовности, так как первоочередной версией катастрофы был террористический акт, но, в последствии, данная версия не нашла подтверждения.
По итогам катастрофы командир 25-й морской ракетной авиационной дивизии, к ведению которой принадлежал Ту-104, полковник А. И. Яковлев был снят с должности. Хотя самолеты Ту-104 не использовались в гражданской авиации с 1979 года, их эксплуатировали в ВВС. После катастрофы под Пушкино Ту-104 перестал эксплуатироваться и в вооруженных силах СССР — все самолеты были списаны.
Практически все погибшие были похоронены в Ленинграде на Серафимовском кладбище. В 1983 году по личному распоряжению главнокомандующего ВМФ СССР С.Г. Горшкова на могиле был воздвигнут мемориал. В 2000 году на памятнике была сделана надпись:
"Погибшим при исполнении служебных обязанностей 7.02.1981 года"......
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3