Идея десанта бойцов в боевых машинах принадлежит Василию Филипповичу Маргелову — легендарному генералу, которого по праву называют создателем современных воздушно-десантных войск. Участник парада Победы, он командовал советскими ВДВ в 1954–1959 и в 1961–1979 годах. Маргелов был особым командиром, особым полководцем и воспитателем армии, пожалуй, самым ярким в послевоенной истории нашей страны. Даже в «дембельских альбомах» десантников вы обязательно встретите парадный портрет Василия Филипповича Маргелова. Это уникальная традиция, которая продолжается и в наше время.
Началась подготовка рискованного эксперимента. Парашютная система «боевая машина — человек» получила название «Кентавр». Спуск готовили с помощью многокупольной парашютной системы и парашютной платформы П-7. Внутри БМД десантники располагались на модернизированных космических креслах типа «Казбек-Д», разработанных под руководством академика Гая Северина.
Командиром и механиком-водителем первого экипажа назначили подполковника Леонида Зуева, а наводчиком — старшего лейтенанта Александра Маргелова. Первому, мастеру парашютного спорта, шел 41-й год, второму исполнилось 27. Зуеву довелось встречаться с Юрием Гагариным вскоре после первого в мире космического полета. С тех пор он узнал простую истину: «За мечту надо бороться!» Вскоре на учениях стран Варшавского договора Зуев совершил рискованный низковысотный прыжок, отцепившись от буксира за 70 метров до земли. Он экспериментировал, конструировал сиденья для парашютных платформ — и этим обратил на себя внимания командующего.
Ни одна армия мира до сих пор не освоила этот способ десантирования.
Десантирование выполнялось из самолета Ан-12 с использованием многокупольной парашютной системы и парашютной платформы П-7. Экипаж внутри боевой машины во время десантирования находился в специальных космических креслах типа "Казбек-Д".
Первому в мире десантированию людей внутри боевой техники предшествовала череда испытаний и проверок надежности комплекса "Кентавр", в том числе и с десантированием внутри БМД животных.
В боевом отделении БМД-1 были установлены космические кресла (в несколько упрощенном варианте) "Казбек-Д", военные медики (Государственный НИИ авиационной и космической медицины) изучили все стадии десантирования и дали рекомендации по преодолению перегрузок.
Несмотря на решение технической проблемы, на пути первого экспериментального десантирования двух членов экипажа внутри БМД-1 на серийных парашютно-платформенных средствах встал ГосНИИ ВВС им. Чкалова, который проводил государственные испытания средств десантирования. Он мотивировал это тем, что в боевой машине нет средств индивидуального спасения экипажа.
Многих трудов Командующему стоило убедить министра обороны А. А. Гречко дать разрешение на первое десантирование. Маршал не соглашался ни в какую, опасаясь за жизнь людей. Командующий предложил свою кандидатуру на участие в эксперименте, но получил категорический отказ.
- В таком случае, товарищ министр, будет прыгать мой сын Александр, офицер-десантник, сотрудник Научно-технического комитета ВДВ и мастер парашютного спорта, преподаватель нашего десантного училища майор Леонид Зуев. Александр занимается экспериментом в НТК, а Зуев уже начал экспериментировать в училище, за что "удостоился кляузы" от политработников. Ну, я его и взял готовиться лично к этому уникальному прыжку.
- Но почему все-таки сын? - спросил Гречко.
- Много я видел слез матерей, оплакивающих своих погибших мужей и сыновей. А поскольку дело новое и очень рискованное, где все может случиться, я лично несу всю ответственность и отвечаю головой за исход эксперимента.
Уже через два года после первого успешного эксперимента в ВДВ в январе 1976 года, также впервые в мировой практике вместе с подполковником Щербаковым десантировался внутри БМД, испытывая новый комплекс "Реактавр" без индивидуальных средств спасения, было осуществлено десантирование внутри БМД уже всего экипажа боевой машины в количестве 6 человек на парашютно-реактивной системе без использования парашютной платформы.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев