До 1956 года, если не считать исследований, которые проводились с 1946 года научной группой китобойной флотилии "Слава", Советский Союз не располагал опытом работы в условиях Антарктики.
Широкий размах советские исследования получили с середины 1950-х годов в связи с подготовкой и проведением Международного геофизического года.
13 июля 1955 года Совет Министров СССР издал постановление об организации Комплексной антарктической экспедиции (КАЭ) Академии наук СССР. В ее задачи входила организация главной базы на побережье континента и выбор места для внутриматериковых научно-исследовательских станций.
Комплексная антарктическая экспедиция Академии наук СССР состояла из двух частей — континентальной и морской. Всего в экспедиции (вместе с экипажами судов) участвовало 425 человек, из них на зимовку осталось 92 человека, сезонный состав включал 83 человека, морская часть экспедиции — 48 человек, экипажи судов — 202 человека.
Экспедицию возглавил доктор географических наук, Герой Советского Союза Михаил Сомов, он же руководил ее материковой частью. Заместителем начальника экспедиции по научной работе был доктор географических наук Владимир Корт, который одновременно руководил и морской частью экспедиции.
. Задачами экспедиции были изучение атмосферных процессов в Антарктиде, а также создание научной станции на побережье материка и организация базы в его центральной области.
Флагманом антарктической экспедиции являлся дизель-электроход "Обь", специально переоборудованный под экспедиционное судно. Капитаном флагманского судна экспедиции и одновременно исполняющим обязанности заместителя начальника первой Комплексной антарктической экспедиции по морским операциям был назначен Иван Ман.
В свой первый рейс дизель-электроход вышел из Калининградского порта 30 ноября 1955 года. А 5 января 1956 года он подошел к берегам Антарктиды, и советские люди впервые высадились на антарктический материк. Это была группа членов экспедиции во главе с профессорами Александром Гусевым и Петром Шумским.
13 февраля 1956 года был поднят Государственный флаг СССР, и состоялось открытие первой советской антарктической станции, получившей название "Мирный". Станция и расположенная на ее территории обсерватория были названы в честь одного из парусных шлюпов, которые принимали участие в открывшей шестой материк первой русской антарктической экспедиции под командованием Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева. Тем самым подчеркивалась преемственность в освоении Антарктиды.
За сравнительно короткий срок в "Мирном" были сооружены не только жилые дома, рассчитанные на обеспечение всем необходимым остававшихся на станции участников экспедиций, но и специальный магнитный, сейсмический и аэрологический павильоны, геофизическая, геологическая, гляциологическая, аэрофотограмметрическая, аэрологическая, гравиметрическая и другие лаборатории, радиостанция, поддерживавшая прямую связь с Москвой.
До 1971 года эта станция была главной базой советских антарктических экспедиций. Одной из основных ее задач стало обеспечение функционирования станции "Восток", расположенной в глубине материка.
25 февраля самолет с Мирного побывал в районе Южного геомагнитного полюса, где планировалось создать станцию «Восток». В начале марта состоялся разведывательный полет в зону, где намечалось построить станцию «Советская».
В начале апреля из Мирного в глубь континента вышел первый санно-тракторный поезд. Он прошел за месяц больше 370 км и участники похода основали внутриконтинентальную станцию «Пионерская». Это была первая в мире внутриматериковая антарктическая станция. В октябре к востоку от Мирного на побережье была создана база «Оазис».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев