Конструктор легендарного советского танка Т-34
3 декабря 1898 года - родился Михаил Ильич Кошкин – советский конструктор, стоявший у истоков создания легендарной «тридцатьчетверки» – танка Т-34, внесшего огромный вклад в победу Советского Союза в Великой Отечественной войне.
"Тридцатьчетверка" официально была признана лучшим танком всех времен и народов.
Конструктор танков Михаил Ильич Кошкин родился в деревне Брынчаги Ярославской губернии в многодетной крестьянской семье. Когда ему было 7 лет, его отец погиб на лесозаготовках. Мать пошла в батраки, чтобы прокормить троих детей.
После окончания церковно‑приходской школы подросток уехал на заработки в Москву, где устроился подмастерьем в карамельный цех кондитерской фабрики (в советское время — фабрика "Красный Октябрь"). В Первую мировую войну Михаил Кошкин был мобилизован, получил ранение.
В 1918 году вступил добровольцем в ряды Красной Армии. Воевал под Архангельском, потом под Царицыным. В 1921 году прямо из армии его направили на учебу в Москву. Михаил Кошкин стал слушателем Коммунистического университета имени Я.М.Свердлова.
В 1924 году, по окончании Коммунистического университета, он был назначен директором кондитерской фабрики в городе Вятке. С 1925 по 1929 год Кошкин работал в партийных органах Вятской губернии. В 1929 году он был направлен на учебу в Ленинградский политехнический институт, где учился на кафедре "Автомобили и тракторы".
В 1930‑е годы в Ленинграде формировалась научная и производственная база танкостроения, и кафедра "Автомобили и тракторы" явилась основным звеном по подготовке квалифицированных кадров для этой отрасли.
После защиты диплома в 1934 году Кошкин работал конструктором, заместителем начальника конструкторского бюро на Ленинградском заводе опытного машиностроения им. С.М.Кирова, где в это время создавалось несколько образцов танков и самоходных установок.
Он принимал участие в разработке среднего танка с противопульным бронированием Т‑29‑5, а с 1936 года — первого отечественного танка с противоснарядным бронированием Т‑46‑5. За работу в области конструирования Михаил Кошкин в 1936 году был награждён орденом Красной Звезды.
В 1937 году Михаил Кошкин был назначен главным конструктором танкового КБ‑190 Харьковского паровозостроительного завода им. Коминтерна (с 1937 года получившего обозначение "завод № 183"). Руководил работами по модернизации уже существующих танков и испытанию новых опытных образцов.
С октября 1937 года конструкторское бюро завода приступило к разработке колесно‑гусеничного танка А‑20 (броня – 20 мм, пушка – 45 мм). По инициативе Кошкина параллельно был разработан гусеничный танк А‑32 (броня – 32 мм, пушка – 76 мм).
19 декабря 1939 года принято постановление советского правительства об изготовлении двух опытных образцов гусеничных танков на базе А‑32 (броня – 45 мм, пушка – 76 мм). Машины получили индекс Т‑34.
Первые две «тридцатьчетверки» были изготовлены 10 февраля 1940 года, после чего были начаты их испытания. Кошкин лично участвовал в пробеге «Харьков-Москва», чтобы продемонстрировать руководству отрасли и страны преимущества нового танка. Интересно, что все 750 км, несмотря на погодные условия и бездорожье, танки прошли самостоятельно. Это обстоятельство не могло не стать еще одним «козырем» в поддержку «тридцатьчетверки».
17 марта 1940 года на Ивановской площади Кремля танки Т-34 были представлены высшим руководителям СССР. За маневрами танка наблюдали Климент Ворошилов, Вячеслав Молотов, Лазарь Каганович и сам Иосиф Сталин. Именно эти испытания окончательно решили дальнейшую судьбу танка Т-34. Сталин рекомендовал танк для немедленного запуска в серийное производство.
Однако для серийного производства опытным моделям Т-34 не хватает еще 3000 километров пробега. И больной конструктор снова лезет в машину, возглавляя колонну, идущую в Харьков. Под Орлом один из танков съезжает в озеро, и конструктор помогает его вытаскивать, стоя в ледяной воде.
Михаил Кошкин выполнил все требования, отделявшие Т-34 от серийного производства, и добился официального решения о запуске танка в «серию». Но по прибытии в Харьков он оказался в больнице – врачи диагностировали у него пневмонию.
Возможно, болезнь отступила бы, но недолеченный Кошкин сбегал на завод, руководя доработкой танка и началом серийного производства.
В итоге болезнь обострилась настолько, что спасать конструктора прибыли медики из Москвы. Ему пришлось удалить легкое, после чего Кошкина отправили на реабилитационный курс в санаторий. Но было уже поздно – 26 сентября 1940 года Михаила Ильича Кошкина не стало.
Провожать 41-летнего конструктора в последний путь вышел весь завод.
За создание танка Т‑34 в 1942 году Михаилу Кошкину посмертно была присуждена Государственная премия.
К 45‑летию Победы конструктору посмертно было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Нет комментариев