Ресторан «Славянский базар», поздний вечер 22 июня 1897 года, перетекающий в ночь на 23-е. Константин Сергеевич Станиславский и Владимир Иванович Немирович-Данченко принимают решение о создании Московского художественного театра.
Творческое совещание, ставшее поистине судьбоносным для отечественной, а то и мировой культуры, длилось едва ли не сутки. За долгие часы оба реформатора театра сошлись в одном: они устали от «старой манеры игры, ложного пафоса, декламации, против актерского наигрыша, дурных условностей постановки, декораций, премьерства, которое портило ансамбль, и против всего строя спектаклей, и против ничтожного репертуара тогдашних театров». Время было рубежное во всех смыслах – на глазах менялся мир, взгляд на него, и на театр, в том числе. Обновления в мире искусства решено было воплощать в обновленном театре.
До 1901 года театр назывался Художественно-общедоступным: слово «общедоступный» было убрано из названия, но ориентация на буквально любого страждущего зрителя продолжала оставаться важной частью идеи МХТ. Случилась революция, не могла она не коснуться и театральной сферы. Обновленный театр очень «шел» обновляющемуся строю, так что детище Станиславского и Немировича-Данченко ликвидировать никто не собирался. Но, по решению Советского правительства, в 1919 году театр стал академическим. А в 1932 году МХАТ было присвоено имя самого издаваемого в СССР писателя Максима Горького, которое он носит и поныне.
Основу труппы составили ученики основателей театра - слушатели драматического отделения Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества, у которых преподавал Немирович-Данченко, и участники спектаклей Общества любителей искусства и литературы под руководством Станиславского. Для зрителей театр открыли 14 октября 1898 года премьерой спектакля по пьесе А. К. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович» в здании театра «Эрмитаж» (Каретный ряд, 3). В 1902 году благодаря меценату Савве Морозову МХТ обретает собственное здание в Камергерском переулке, перестроенное из Лианозовского театра архитектором Ф. Шехтелем. Это был подлинный образчик веяний того времени – торжество модерна с характерными волнообразными линиями, шрифтом, оформлением кресел, интерьера залов и барельефами у входа.
17 декабря 1898 года состоялась премьера чеховской «Чайки». И именно эту дату Немирович-Данченко считал днем рождения Московского Художественного театра. МХТ первым смог найти подход к драматургии А. П. Чехова, с тем самым уходом от пафоса поз и декламаций, вымученных натужных интонаций и переигрывания. Тонкая, изящная, спокойная манера повествования и подачи, но за которой скрывался эпический масштаб трагедий и драм Чехова отлично вписались в новую политику театра. Чайка быстро стала его символом.
Московский Художественный театр стал новатором в области сценического искусства: сформировался новый тип психологического актера и принципы существования на сцене, на первый план вышла фигура режиссера. Это – свойство ХХ века, где личность, персона художника становится точкой отсчета. Так и сам МХТ стал центром притяжения, опорой, смыслом культурной жизни: вокруг него группировались лучшие писатели, поэты, философы, музыканты и художники. МХТ также стал новатором в области технологий: здание в Камергерском переулке было оснащено электрическим освещением, сложной системой люков и поворотным кругом.
Театру требовались новые артисты, близкие идеологически и по методу существования на сцене. С 1912 года при МХТ начинают открываться студии. В 1924 году в труппу была принята большая, более 20 человек, группа молодых студийцев, составивших так называемое «второе поколение» мхатовцев. В Советское время Московский художественный академический театр был признан образцом для остальных репертуарных театров страны, а система Станиславского - единственно верной теорией сценического искусства. Довершили картину триумфа более чем успешные гастроли 1922 года по странам Европы и США. Система Станиславского, переработанная его учеником Михаилом Чеховым и другими, стала основой актерского образования во многих странах мира. «Три сестры», «Царь Фёдор Иоаннович», «На дне», «Вишневый сад» и «Братья Карамазовы» произвели на иностранного зрителя и профессионалов театрального дела ошеломляющее впечатление. В 1923 году был даже создан Музей МХАТ.
на фото:
Константин Сергеевич Станиславский и Владимир Иванович Немирович-Данченко
Здание театра в Камергерском переулке
Нет комментариев