Традиционно свадьбы играли после 6 января (Йордановден) и до начала поста.
Весь процесс проходил в три этапа. Сначала сватовство и помолвка (годеж), а потом свадьба как таковая.
Сваты приходили поздно вечером, тайком, не афишируя своих намерений, чтобы никого не поставить в неудобное положение. Эту роль исполняли родственники жениха – обязательно семейные и опытные. Сначала беседовали с отцом девушки, и только потом – с ней самой. Только после того как невеста трижды давала согласие, назначали день помолвки.
Помолвка – годеж – наоборот, должна была быть шумной и демонстративной. Во время торжества договаривались о проведении свадьбы, уточняли все детали, а том числе и размер выкупа, который платили за невесту. Все обменивались подарками, причем девушка получала обязательно монисто из золотых монет – своеобразный знак того, что она скоро станет замужней женщиной.
Свадьба длилась целую неделю. Сначала пеклись специальные хлеба, причем этот процесс сопровождался множеством церемоний. Скажем, зерно присылали односельчане, муку просеивали определенным образом (через нечетное количество сит в нечетное количество корыт, причем это делали девери и золовки), в муку добавляли украшения новобрачных, а по тому, насколько поднималось тесто, судили о том, сколько детей будет в семье.
Готовили также свадебное знамя, а то и два – красного и белого цвета. Этот символ брачного союза здорово напоминает традиционные мартеницы. Плели венки из виноградной лозы и розы, украшали их цветами, фруктами и красными нитями.
Потом молодые прощались с прежней холостой жизнью. На девичник являлись родные и близкие невесты, приносили угощение. Девушке обрезали волосы и плели косу. На мальчишнике все было чуть иначе. В западных областях устраивали вечер в честь кума, и на ужине брили жениха. Не полностью, конечно, а только бороду. Сбритые волоски тщательно собирали, чтобы с их помощью никто не навел на жениха порчу. Их передавали матери жениха, а после свадьбы – жене.
Перед свадьбой невеста ночевала в родительском доме. А утром жених отправлялся за ней с большой компанией. При этом друзья жениха не просто так шли, а с довольно разбойничьими намерениями – украсть из невестиного двора петуха. Его несли впереди процессии. Чем больше у того петуха цыплят, тем больше детей будет в новой семье.
Невеста сначала выходила к гостям в обычной одежде, а потом переодевалась, причем это действо тоже было очень ритуализировано: одежду взвешивали, окуривали ладаном, пропускали через ткацкий стан, а фату вообще водружали только с третьей попытки. Ну а потом невесту забирали и везли в церковь, причем обязательно другой дорогой, не той, которой до этого ехал жених.
В храм заходить было желательно с правой ноги. В конце непродолжительной церемонии молодожены обменивались кольцами. Ну а дальше молодые возвращались в дом жениха, где их встречала свекровь и прикалывала на одежду зеленые веточки. Невесте под ноги клали белое полотно, в руки передавали зажженные свечи, а подмышки подкладывали хлеб. В таком виде новобрачная входила в дом к суженому.
После праздника молодым стелили на сеновале, причем жениху оставляли ружье. Утром обладатель непорочной невесты весело стрелял в воздух, чтобы известить всех, что девушка досталась ему невинной.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев