16 августа 1976 года со стапелей цеха №50 СМП был спущен на воду РПКСН пр. 667БДР "К-455". 5 февраля 1977 года был включён в состав 13 ДиПЛ 3-й ФлПЛ с базированием на Губу Оленья.
22 января 1979 года "К-455" (командир И. А. Толстолыткин) под руководством командира 13-й ДиПЛ контр-адмирала Павлова А.И. совместно с "К-490" (командир В. М. Кузнецов) и ОИС "Байкал" отправилась из бухты Ягельная в сторону бухты Крашенинникова южным путём: через Атлантический и Тихий океаны, огибая мыс Горн.
Маршрут редкий, но не новый. Открытый Л.Н. Столяровым и В. Т. Виноградовым в 1966 году, он стал шестым и последним межтеатровым переходом группы советских подводных лодок с КСФ на КТОФ.
Переход двух новейших подводных ракетоносцев, имеющих на вооружении 16 баллистических ракет Р-29Р с разделяющимися боеголовками, четыре 533-мм торпедных аппарата с 12 торпедами и два 406- мм торпедных аппарата с 6 противолодочными торпедами, был тогда вынужденной мерой. Слишком уж неспокойно было в тихоокеанском районе, да и не слишком дружеские отношения сложились у нас тогда с южным соседом — Китаем.
Главком Горшков лично проверил готовность лодок к переходу и поставил перед РПКСН задачи:
— постоянно поддерживать готовность к старту ракет;
— проводить всестороннюю проверку работоспособности оружия и технических средств в различных климатических зонах;
— изучать навигационно-гидрографические условия плавания.
В первые часы выхода подводники испытали на себе приличный шторм. Как правило, на атомных лодках, в силу постоянного их пребывания под водой, он ощущается мало. А тут до точки погружения шторм так мотал ракетоносцы, что порой весь мостик заливало водой, к тому же мороз доходил до -30°С, так что после погружения не один день ушёл на то, чтобы в отсеках всё привести в порядок, ибо дальше весь поход проходил без всплытия. Корабли шли под водой, пересекая различные районы, где не были известны в точности течения на глубине, гидрометеорологический режим... 10 апреля лодки удачно достигли бухты Крашенинникова и впоследствии были зачислены в состав 25 ДиПЛ 2-й ФлПЛ КТОФ.
Больше переходов южным маршрутом в Советском Союзе не делали, а потом не стало на карте и самой державы. Образовавшееся на её месте государство переводило свои подводные лодки с Северного флота на Тихоокеанский и наоборот уже только через Северный Ледовитый океан. Этот маршрут, хотя и таит много опасностей, но существенно короче и даёт возможность обеспечить большую безопасность плавания. Всё же родные берега в этом случае недалеко, и случись что-либо на борту подводной лодки, помощь может прийти вовремя.
#запискиподводника #подводникпишет
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 9