Воспитанник Могилевской детской коммуны. В начале 30-х приехал в Ленинград, где поступил на курс Сергея Герасимова в Ленинградский институт сценических искусств.
Первые роли
Первую эпизодическую роль в кино сыграл в фильме "Встречный" (1932), затем была роль Петьки в "Крестьянах" (1935).
Однако это были не те роли, которые могли сделать его известным. По-настоящему открыл Алейникову путь в кинематограф Сергей Герасимов, пригласив его на роль Петьки Молибога в фильм "Семеро смелых" (1936).
Это фильм о молодых полярниках, уехавших на поиски олова в Заполярье, о стойкости и смелости героев в суровых условиях Крайнего Севера. Режиссёру Сергею Герасимову удалось соединить достижения немого кино с возможностями звукового.
Съёмочная группа много ездила во время экспедиции, стремясь воссоздать реальные события, происходящие в фильме. Актеры поднимались на ледники Эльбруса, жили на островах Баренцова моря среди непуганых птиц, осваивали лыжный и парашютный спорт в Хибинах.
Затем были роли в популярной музыкальной комедии "Трактористы" (1939), сказке "Конек-Горбунок" (1941), где Алейников сыграл главную роль.
Случались и проходные картины. Так в 1940 году актёр снялся в фильме "Случай в вулкане". Уже во время съёмок стало понятно, что фильм обречён на провал.
Сценарий никчёмный, сюжет скучный и надуманный, герои бесцветные. Режиссер, тоже довольно посредственный, пытался что-то выжать из картины, но кроме ссор и размолвок на площадке, ничего не получалось.
Тут проявился характер Алейникова. Когда ему в конце концов всё это порядком надоело, он не выдержал, спустил брюки, повернулся к режиссеру спиной и сказал: "Вот ты кто, а не режиссер!" После чего покинул съёмочную площадку.
Любимец зрителей
И все же удачных фильмов в биографии Петра Мартыновича было гораздо больше. В 1946 году он снялся в роли Вани Курского в киноромане "Большая жизнь".
После этого фильма к актеру навсегда прилипло имя его героя. Его и после смерти называли Ваней Курским. Может быть, ещё и потому, что больше достойных ролей ему и не предлагали.
Обаяние, подкупающая искренность, заразительная жизнерадостность его героев сделали Алейникова одним из любимых актеров 30-40-х годов.
Лукавство и неподдельный задор героев Алейникова нравились народу, в то время как большинство плакатных, безликих персонажей только и делали, что подавали пример и призывали к чему бы то ни было.
В 40-е годы ХХ века Петр Алейников был предметом обожания всей Страны Советов. Алейников пользовался авторитетом даже среди уголовников - "обчистить" его квартиру у них считалось делом нехорошим, и ни один домушник на это так и не сподобился.
Хотя других артистов, исполнителей официозных ролей, эта участь стороной не обходила. Начальство же любило его гораздо меньше: человек он был пьющий, ни в какие рамки не укладывался, партийного "политесу" не признавал.
Последней работой в кино был не очень удачный фильм "Утоление жажды" (1965). За главную роль в нем Алейников посмертно в 1968 году получил приз Всесоюзного кинофестиваля. Больше крупных наград в его жизни не было.
Творчеству Алейникова посвящен фильм "Петр Мартынович и годы большой жизни" (1976).
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3