Все началось с чемодана», - напишет в своем дневнике Олег Борисов, лауреат двух Государственных премий СССР, известный, любимый всеми артист и безнадежно больной человек. В это время он будет знать и о своей болезни, и о том, что просто обречен на ежедневную борьбу с ней. Поэтому в самых лучших его актерских работах читаются и трагическая обреченность, и бесконечное мужество.
До чемодана в его жизни тоже было много всего: счастливое предвоенное детство, работа трактористом и лесорубом в казахстанской эвакуации, учеба в школе-студии МХАТ. И даже другое имя: родители назвали его Альбертом в честь посетившего в те годы Москву бельгийского принца, и другое имя он выбрал себе уже взрослым.
Но по-настоящему для Олега все началось, когда мама сшила ему синий шевиотовый костюм и набила чемодан сухарями. С этим багажом он отправился в самостоятельную жизнь, из Москвы – в Киев, работать в тамошнем театре.
Многие актеры жили тогда прямо в театре. Олег зашел в гости к коллеге, актрисе Маше, и увидел у нее на столе маленькую, 5х7, фотографию, с которой улыбалась маленькая девушка в большом берете.
- Маша, познакомь меня с этим Беретиком! – попросил он.
- Ты в своем уме? – изумилась Маша. – Это же дочка бывшего директора театра, Алла Латынская. Она только окончила школу, поступила в университет на журфак. С таким строгим отцом ей не до ухаживаний. Да и сама она… ну… недотрога! В общем, забудь.
Но Беретик запал молодому артисту в душу. Он постоянно думал о ней, и все просил Машу их познакомить. В ответ Маша просила отстать. Как часто бывает, все разрешила сама судьба. Судьба осторожно подтолкнула первокурсницу Аллу в спину, и она пошла домой не той дорогой, по которой ходила обычно, а мимо театра, где случайно встретила свою подругу Машу с каким-то худеньким пареньком.
- Алла, это Олег Борисов, очень хороший парень. Олег, это моя подруга Алла, - Маша поняла, что это знакомство неизбежно.
Олег уже давно знал, что он скажет. Мысленно он репетировал это знакомство десятки раз! Но тут на театральное крыльцо вышел кто-то еще, он смутился и смог только пробормотать, что хочет встретить Аллу из университета. Она посмотрела на него, улыбнулась и молча ушла. Но назавтра он уже ждал ее около университетского корпуса. Алла потом вспоминала, как Олег стоял под каштаном в черном пальто, закуривал, отвернувшись от ветра. Видно было, что очень волновался. И сердце девушки сжалось от радостного предчувствия.
… Через несколько месяцев из Киева в Москву выехала старенькая «Победа» - родители Олега поехали знакомиться с родителями Аллы.
Надежда Андреевна Борисова - мама Олега Борисова
- Сынок, она тебе не пара, - мама под каким-то предлогом выманила Олега на кухню и вполголоса объяснила очевидные вещи: она экскурсовод на ВДНХ, подрабатывает портнихой, а Латынские…. Нет, ни к чему это. - Подумай, сынок, всю жизнь себе испортишь.
Но при киевских гостях женщина держалась радушной хозяйкой, скрывала тревогу. Один раз только не выдержала, сделала замечание отцу невесты: «Вы вчера вечером «Голос Америки» слушали. Зачем это? Это нехорошая станция!».
Но все как-то быстро устаканилось. Милая, улыбчивая девушка с каждой встречей все больше нравилась будущей свекрови, и она даже сама сшила Алле прекрасное свадебное платье.
Они прожили вместе всю жизнь. Сначала в Киеве, потом, после звездной роли Олега в фильме «За двумя зайцами» - в Москве, в Ленинграде и опять в Москве. В безалаберном и веселом актерском мире преданность Олега Ивановича жене выглядела немного странной. Его назвали: «семьянин Борисов».
Другие актеры запутывались в сложных романах, всю дорогу делали какие-то мучительные выборы. У Борисова все в жизни было разложено по полочкам, как после генеральной уборки: жена, сын Юрий, театр, кино, работа на радио, любимый пес Кеша.
Его считали человеком, неспособным на компромиссы, обвиняли в высокомерии. Он удивлялся: какие компромиссы, зачем? Все просто: любить – жену, работать – по-честному, с полной отдачей, уважать и не предавать себя. Но с ним и правда было сложно, как раз из-за этого его четкого понимания, что хорошо, что плохо, что допустимо, что нет…
Однажды Кирилл Лавров, с которым Олег Борисов работал в одном театре, заболел и попал в больницу. Борисова попросили заменить его в спектакле. Олег на два дня забрал сына из школы, и они вместе безвылазно зубрили роль: сын подавал реплики за партнеров.
Кирилл Лавров в роли Петра Мелихова и Олег Борисов в роли Григория Мелихова в спектакле академического Большого драматического театра имени М.Горького "Тихий дон"
Борисов сыграл тогда блестяще, и выходил в этой роли на сцену, пока Лавров не поправился. Через некоторое время Кирилла Лаврова пригласили на съемки, и Борисова снова попросили его подменить. Он спокойно отказался: одно дело помочь, когда человек заболел, другое – быть на скамейке запасных, мальчиком на побегушках. «Говорили, что я зазнался. Мне это всю жизнь говорили», - вспоминал потом актер.
Жизнь всегда сложнее наших представлений о ней, даже самых лучших и правильных. Младший брат Олега Борисова, Лев Борисов, долгое время не мог решить свои проблемы с алкоголем. Наверное, Олег понимал, что правильно будет оставить брата самого разбираться с его пьянством, но первое время он только и делал, что устраивал его на работу в разные театры (понятно, что зря – Лев пил так, что с работой это было несовместимо).
С присущей ему прямотой Олег говорил Льву все, что думает о его образе жизни, а Лев обижался, что родной брат не хочет его понять. После одной страшной ссоры братья не виделись и не разговаривали 25 лет.
Льва спасла любовь: на гастролях он познакомился с женщиной, которая стала его второй женой. Он бросил пить, стал совсем другим человеком, помирился с братом. Известность ко Льву Борисову пришла уже в зрелом возрасте: после роли Антибиотика в «Бандитском Петербурге.
Последние 16 лет своей жизни Олег Борисов тяжело и неизлечимо болел. О том, что у него хронический лимфолейкоз, знали только близкие. Последние месяцы жизни актер провел в больнице, и Алла всегда была рядом. В больнице они отметили сорокалетие своей свадьбы… Однажды он обнял ее и сказал:
Наверное, мне пора уходить.
Актер Олег Борисов с сыном режиссером Юрием Борисовым.
В своем дневнике он написал: «Наверное, Кеша не дождется хозяина домой». Кеша – такой же бескомпромиссный и верный, как хозяин, умер строго на сороковой день после него. Просто лег на то место, где всегда сидел Олег Иванович, и больше не встал…
Гений и его Муза. Лидия Делекторская и Анри Матисс.
Все кончено. Ей сорок четыре года. Двадцать два года, проведенных здесь, в Ницце, в доме Матисса, пролетели как яркий экзотический сон, от которого она наконец проснулась. 3 ноября 1954 года ровно в полшестого утра все закончилось. Его больше нет.
Она гнала мысли о том, что там, внизу в парадной гостиной лежит он, неузнаваемый, восковой, съежившийся... Теперь она свободна. Вот так в одно мгновение жизнь стала принадлежать только ей, и она может делать все, что заблагорассудится.
Комментарии 7