"Ты меня на рассвете разбудишь..." Татьяна Лаврова.
Недоигранная жизнь.
Татья́на Евге́ньевна Лавро́ва (настоящая фамилия — Андрика́нис; 7 июня 1938, Москва — 16 мая 2007, там же) — советская и российская актриса театра и кино. Народная артистка РСФСР (1988).
Это ей Андрей Вознесенский посвятил знаменитые строчки «Ты меня на рассвете разбудишь, проводить необутая выйдешь». Ради возлюбленной поэт совершал сумасшедшие поступки, усыпая пол гостиничного номера в Нью-Йорке апельсинами. Ее мужьями были звезды советского кино Евгений Урбанский и Олег Даль, а дальними предками – промышленник Савва Морозов и революционер Николай Шмит.
Татьяна Евгеньевна Андриканис – так звучит настоящее имя артистки – родилась в столице летом 1938 года. Судьба девушки была предопределена: Татьяна выросла в семье, где оба родителя работали в кинематографе. Отец – кинооператор и режиссер-документалист, Народный артист РСФСР Евгений Андриканис. Среди достижений мамы – кинооператора Галины Пышковой – киноповесть режиссера Владимира Герасимова «Испытательный срок».
Татьяна Андриканис по линии отца приходится внучатой племянницей революционера Николая Шмита и праправнучатой племянницей мецената и промышленника Саввы Морозова. Детство Тани закончилось в 12 лет после развода родителей. В 17 девушка поступила в Школу-студию МХАТ, чему никто не удивился: Татьяна обладала всеми качествами, чтобы стать артисткой. В 1959 году Андриканис вручили диплом о высшем театральном образовании. В том же году молодую актрису приняли в труппу МХАТа, в чем был некий символизм: деньги на строительство театра вносил Савва Морозов.
На подмостках Московского художественного театра началась творческая биография Татьяны Лавровой – такой сценический псевдоним артистка взяла, вняв рекомендациям «найти русскую фамилию». На мхатовской сцене Лаврова с первых же спектаклей очутилась в центре: в чеховской «Чайке» она сыграла Аркадину, в спектакле «Наедине со всеми» – Наташу, в «Венецианском антикваре» – графиню Изабеллу.
Спустя 3 года Татьяна Лаврова покинула МХАТ и перешла в «Современник», где служила до 1978 года. Московские театралы запомнили звезду в спектакле «Двое на качелях», продержавшемся в репертуаре из-за бешеной популярности несколько сезонов.
Спустя десятилетия театральные критики вспоминали блистательную Лаврову в роли Гитель Моски. За 17 лет работы в «Современнике» Татьяна Лаврова сыграла главные роли в постановках «С любимыми не расставайтесь», «Валентин и Валентина», «На дне». Она стала примадонной театра, хотя в то время на подмостки «Современника» выходили звезды с именами, знакомыми всем и каждому. Татьяну Евгеньевну называли лирической героиней номер один.
В 1978 году Татьяна Лаврова вернулась на сцену МХАТа. Театр для актрисы стоял на первом месте, но всесоюзная слава пришла к ней после появления на экране.
Всесоюзная слава пришла к артистке в 1961 году вместе с драмой Михаила Ромма «Девять дней одного года». Главная роль в любовном треугольнике физиков-ядерщиков, которых сыграли Иннокентий Смоктуновский и Алексей Баталов, сделала актрису знаменитой. На кинофестивале в Карловых Варах драма Ромма получила главную награду – «Хрустальный глобус», в Мельбурне и Сан-Франциско фильм отметили дипломами, а в СССР – Государственной премией имени братьев Васильевых.
Наверное, героини Татьяны Евгеньевны были искренними и настоящими, потому что ей самой пришлось многое испытать и пережить. Сколько раз она высоко взлетала, а потом стремительно падала вниз. Влюблялась, но все замужества заканчивались расставаниями. Верила, а её предавали и бросали.
На свою судьбу Лаврова не жаловалась. Лишь однажды заметила, что чужие жизни проживает, а вот свою прожить – не удается.
В брутального красавца Евгения Урбанского юная Татьяна влюбилась без оглядки. На тот момент она училась в театральном, и считала себя самым счастливым человеком. Женя был женат, воспитывал дочь, но обуздать страсть не смог.
Вскоре ушел из семьи и стал гражданским мужем будущей актрисы. Первое время влюбленная пара скиталась по квартирам, даже жила у Таниной бабушки. Но долго их счастье не продлилось. Урбанский постоянно кем-то увлекался, изменял жене.
Через некоторое время Лаврова обратила свой взор на Олега Даля, и почувствовала в нем родственную душу. Они прекрасно понимали друг друга, вот только пагубная страсть к алкоголю приводила к ссорам. Даль, в состоянии опьянения, был просто невыносим. Татьяна начала пить вместе с мужем. Друзьям говорила: «Хотела, чтобы ему меньше осталось…»
Их брак продержался всего полгода. Актриса восхищалась талантом Даля, считала гением, но выдержать его неуживчивый характер не смогла. А потом в её жизни появился поэт Андрей Вознесенский. Он не был свободен и не собирался уходить из семьи.
Роман с женатым Андреем Вознесенским был ярким, но коротким. Поэт метался между двумя женщинами, не решаясь бросить одну ради другой. Татьяне Лавровой он писал стихи и совершал ради нее безумные поступки. Но роман закончился болезненным расставанием и знаменитым стихом, в котором «кровоточит» каждое слово.
Третьим мужем Татьяны Лавровой стал футболист «Торпедо» Владимир Михайлов, в браке с которым родился сын Владимир. Свободолюбивая и яркая актриса не терпела ревность и желание мужа подавить, навязать правила. Михайлов раздражался, когда жена задерживалась после спектаклей, требовал отказаться от косметики и ярких нарядов. Лаврова ушла от мужа, забрав сына.
С годами у Лавровой ролей становилось всё меньше. Она боялась стареть, делала пластические операции. Но когда о ней практически забыли, махнула на себя рукой. Стрессы и невостребованность подкосили здоровье. Актриса перенесла сложную операцию.
Потом был инфаркт. Татьяна Евгеньевна чувствовала, что силы её покидают. За несколько минут до смерти успела исповедоваться и попрощаться с сыном Владимиром. 16 мая 2007 года Народной артистки РСФСР не стало. Через три недели ей бы исполнилось 69 лет.
Красавица! Мало снималась в кино. Но, в каждом фильме играла блистательно! В фильме Девять дней одного года я впервые увидела и влюбилась в эту необыкновенную актрису!
Гений и его Муза. Лидия Делекторская и Анри Матисс.
Все кончено. Ей сорок четыре года. Двадцать два года, проведенных здесь, в Ницце, в доме Матисса, пролетели как яркий экзотический сон, от которого она наконец проснулась. 3 ноября 1954 года ровно в полшестого утра все закончилось. Его больше нет.
Она гнала мысли о том, что там, внизу в парадной гостиной лежит он, неузнаваемый, восковой, съежившийся... Теперь она свободна. Вот так в одно мгновение жизнь стала принадлежать только ей, и она может делать все, что заблагорассудится.
Комментарии 10