#история_повседневности
#на_страницах_журналов
Новую публикацию рубрики #на_страницах_журналов просветительского цикла встреч «Карманные дневники» сотрудники универсального Центра чтения Тамбовской областной научной библиотеки им. А.С. Пушкина посвящают Дню семьи, любви и верности — замечательному празднику, который существует в России с 2008 года. Как утверждает Александр Савинов в статье «Свидания в огороде и законы Петра I», опубликованной в журнале «Знание - сила» (2012, № 5), русская семья до императора Петра Великого, одного из главных реформаторов в отечественной истории, имела вид и смысл исключительно хозяйственного предприятия, невесту и жениха никто ни о чём не спрашивал, браки заключались как деловые сделки, а за попытку такую сделку сорвать полгался весьма немалый штраф. Любовные склонности молодых, отсутствие у них взаимного влечения друг к другу не принимали в расчёт.
Канонический брачный возраст, предусмотренный в церковном праве для мужчин, составлял 14 лет, а для женщин — 12 лет. Церковь настойчиво рекомендовала женить и выдавать замуж детей без промедления, как только те «в возраст войдут». В XVII веке невестой считалась девочка «на десятом году возраста», на рубеже XVII-XVIII веков — в тринадцать лет. Процесс создания новой семьи в Московском государстве происходил так: в условленный день жених с родителями, родственниками или друзьями приходил в дом невесты, чтобы положить свадьбе срок, затем составляли брачный договор, подписывали его (при этом «руку прикладывали» и свидетели), по окончании трапезы принаряженный жених с родителями, так и не увидевший невесты, возвращался восвояси... «Если тот человек в установленный срок тое девицы не возьмёт или тот человек свою девицу в срок не выдаст, взять с виновного деньги», — объяснял содержание такого договора чиновник Посольского приказа Григорий Котошихин в своей книге.
Пётр I, сам несчастливый в первом браке с Евдокией Лопухиной, стремился модернизировать сферу семейно-брачных отношений. В указе Святейшему Синоду от 5 января 1724 года император требовал: «...Учинить во всём Российском государстве такое запрещение, дабы отныне родители детей к брачному сочетанию без самопроизвольного их желания не принуждали под опасением тяжкого штрафования». С присущим ему многословием Пётр Алексеевич стремился публично объяснить подданным, «что чада воли родительской подлежат, но не как скоты бессловесные», что требуется «их самих рассуждение и воля для избрания и жития». По мнению А. Савинова, эти слова представляют собой первый манифест новой «супружеской семьи» и первые ростки эпохи Просвещения в России, которая заключалась не только в строительстве морского флота, мануфактур, модернизации армии, но и в изменении повседневных привычек патриархального общества.
К самому началу петровской эпохи относятся и первые в истории России любовные послания, отрывки из которых приводит автор статьи. Эти послания, хранящиеся в настоящее время в собрании публичной библиотеки в Санкт-Петербурге, были написаны в 1686 году подьячим Арефой Малевински, а адресатом их является Анна (Анница), сестра Воскресенского соборного дьякона. «Повидайся, друг моя, со мной сего вечера, да отпиши мне, я надеюсь и буду, а ты в том месте меня дожидайся, выдь ранее, а я буду, не обману», — звал Арефа свою возлюбленную на свидание, предлагая тайную встречу поздним вечером в огороде или в густом хмельнике. Когда же Анна на свидание не явилась, подьячий написал ей такие пылкие строки: «Что ты надо мной сделала, я приходил, а ты не вышла, солгала... Не могу жить, а надо мной смеёшься...». Нельзя не увидеть, любовные переживания одинаковы в любую историческую эпоху!
С публикациями журнала «Знание - сила» можно познакомиться в Зале периодики на 4 этаже Пушкинской библиотеки и на сайте https://znanie-sila.su/ .
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев