Почему Дух Святой сошел на
Иисуса, когда Он принял крещение? Зачем это нужно было, когда Он уже
был рождён от Духа Святого?
Некоторые говорят, что это является свидетельством того, что крещение
Духом Святым является дополнительным переживанием, которое выводит
рожденного свыше человека на особую духовную высоту.
В связи с тем, что учение о крещении Духом Святым, как о втором
переживании, не имеет под собой ясного Библейского основания, некоторые
сторонники этой позиции, действительно прибегают к попытке провести
параллель между тем, что происходило с Иисусом Христом, и тем, что
происходит к обращающимися к Богу грешниками.
Это ложная, кажущаяся параллель.
Видимость того, что эти два процесса можно сравнивать, возникает в
результате неверного использования терминов, описывающих их элементы.
В действительности, то, что происходило в духовной жизни Иисуса Христа,
радикально отличается от того, что происходит в людях, при их обращении к
Богу. То, что это совершенно разные процессы, можно увидеть из
следующих фактов:
Иисус Христос никогда не переживал рождения свыше в том смысле, в
каком это происходит с обращающимися к Богу грешниками. Иисус Христос,
как Богочеловек, в отличие от всех остальных людей, имел уникальную
природу. Он всегда был Богом и никогда не имел греха. Иисус был зачат
особым действием Святого Духа, но Он не был рожден от Него в том
смысле, как это происходит с рождением свыше, которое переживает
человек в момент его спасения.
Рождение свыше необходимо для грешников, которых Писание называет
духовно мертвыми людьми.
Вот что сказано об этом в послании к Ефесянам: "и нас, мертвых по
преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены, – и
воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе" (Еф. 2:5-6). Оно
происходит при действии Святого Духа, через Истину Божьего слова.
В первой главе этого же послания апостол Павел детально описывает этот
процесс: "В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего
спасения, и УВЕРОВАВ В НЕГО, запечатлены обетованным Святым Духом
(Еф. 1:13)
Когда человек, слыша Божье Слово, доверяется ему, Дух Святой,
ожививший его, неразрывно и гарантированно соединяет его с Иисусом
Христом. В этот момент человек получает новую природу, становясь чадом
Божьим и наследником всего, что Бог приготовил для своего Сына.
Это и является моментом спасения.
Иисус Христос был Богом и Сыном Божьим и до Своего физического
рождения. Его рождение на земле, было Боговоплощением, но никак не
рождением свыше. В отличие от грешных людей, Ему никогда не нужно было
спасение. Поэтому сказать, что Христос был рожден от Духа Святого, в том
смысле, в котором это происходит с обращающимися к Богу людьми, значит
дезинформировать людей или же утверждать еретическое учение о
сущности Божьего Сына.
Итак, параллель распадается так и не начавшись.
Второй причиной ложности подобной интерпретации является тот факт,
что Христос никогда не переживал крещение Духом Святым.
Священное Писание говорит о крещении Духом Святым только в двух
ситуациях: первый раз, Иоанн Креститель употребляет этот оборот, говоря о
том, что Христос будет крестить Духом Святым и огнем.
"Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не
достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем;"
(Мф. 3:11)
Как это ясно видно из текста, здесь ни слова не сказано о том, что Христос
будет крещен Духом Святым. Наоборот, Он будет крестить Святым Духом
людей.
Второе упоминание крещения Святым Духом встречается в послании к
Коринфянам. Здесь апостол Павел объясняет, что означает это явление:
"Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы
или свободные, и все напоены одним Духом." (1 Кор. 12:13)
Греческое слово "βάπτισμα -баптисма", которое переводиться на русский
язык как "крестить", означает "погружать во что-либо". Используя это слово,
апостол объясняет, что крещение Духом Святым является погружением
рождающейся свыше души в тело Христово. Этот термин описывает
духовный процесс присоединения души к Церкви Иисуса Христа, к Его телу,
который происходит в момент рождения свыше.
В этом смысле, Иисус Христос никак не мог быть крещен Духом Святым.
Этот элемент духовной жизни касается только людей, которые жили без
Христа и которым необходимо соединиться с Ним.
Таким образом, проводить параллель между духовными процессами в
Иисусе Христе и духовным развитием спасающихся людей абсолютно
неверно. В отличие от людей, Иисус Христос не был ни рожден свыше, ни
крещен Духом Святым.
Здесь возникает вопрос, а что же тогда означало схождение Духа Святого на
Христа в момент водного крещения?
Священное Писание дает ясный ответ. Прежде всего, нужно отметить, что
ни один из трех Евангелистов, рассказывающих об этой истории, не
называет то, что происходило с Иисусом Христом при водном крещении,
крещением Духом Святым. Более того, Евангелисты ясно говорят, что Дух
Святой сошел на Иисуса Христа в виде голубя не для того, чтобы изменить
что-то во Христе, а для того, чтобы предоставить свидетельство
окружающим. "И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с
неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но Пославший
меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и
пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и
засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий". (Ин. 1:32-34)
Момент водного крещения Иисуса Христа был использован Богом для того,
чтобы сделать своеобразную презентацию служения Сына Божьего среди
людей, ради которого Он был воплощен.
Последний вопрос, связанный с этой темой. Как относиться к тому, о
Христе сказано, что сразу после водного крещения, Он был исполнен Духа
Святого, и был веден Духом в пустыню для искушения?
Об Иисусе Христе действительно написано, что Он был исполненным Духом
Святым (Лк. 4:1).
Исполнение Духом Святых не нужно путать с крещением Духом. Как мы уже
определили, крещение Духом Святым это присоединение души к телу
Христову.
Исполнение Духом является подчинением себя Духу Святому. Исполниться
Духом Святым означает подчинить Его контролю свои решения, свою жизнь.
Так как Иисус Христос жил в физическом теле, Ему нужно было
практически подчинять свою физическую плоть исполнению воли Небесного
Отца. Это особенно отмечается Писанием в тех ситуациях, в которых Иисус
сталкивался с особенными трудностями. Одной из таких ситуаций было
искушение в пустыне, отмеченное в Лк. 4:1.
Другая подобная ситуация была в Гефсиманском саду, когда Иисус просил:
Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу,
но как Ты. (Мф. 26:39).
В обеих ситуациях Писание подчеркивает, что Иисус Христос, исполняясь
Духом или подчиняя себя воле Небесного Отца, делает не то, что Ему было
бы легче, а исключительно то, чего хочет Отец.
Здесь можно проводить параллель между тем, что происходило со Христом,
и тем, что происходит со спасенными людьми. Это подтверждается
Писанием, которое неоднократно говорит об апостолах и других Божьих
детях, как об исполненных Святым Духом (Деян. 4:8; 6:3; 13:9), а также
повелевает всем христианам исполняться Духом (Еф. 5:18). Но эта
параллель не имеет никакого отношения к крещению Святым Духом, и
поэтому не может служить основанием для оправдания теории о втором
переживании.
Алексей Коломийцев. Пастор-учитель Библейской церкви "Слово благодати"
Battle Ground, WA
Сила Свыше
Путь мудрости
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев