25 ноября – 49 лет назад отошла ко Господу блаженная Наталия Щацкая /†25.11.1975/
Несмотря на то, что тетя Наташа, как звали ее все, всячески скрывала свою святость, юродствуя и навлекая на себя поношение, верующие округи до сих пор почитают ее, как столп веры и праведности.
До 1975 года мать Наталия была настоящей духовной опорой для всех верующих Шацкого района Рязанской области. На протяжении тридцати лет старица окормляла людей со всей округи, утешая, исцеляя, вразумляя народ Божий, предсказывая будущее, предостерегая людей от греха и от опасностей.
Родилась она в селе Путятино Рязанской губернии, расположенном в сорока километрах от города Шацка. О родителях блаженной Наталии ничего не известно, за исключением лишь того, что звали их Флор и Ирина.
О жизни подвижницы, до ее прихода в город Шацк, где появилась она в послевоенные годы, сведений нет. Первое время тетя Наташа жила в самом городе.
Три года она провела на одном из кладбищ округи. Там жила она зимой и летом на протяжении всего этого времени. Бывало, что кто-нибудь, увидев блаженную, захочет к ней подойти, но, обыскав в результате все кладбище, останется ни с чем, ни разу больше ее не повстречав.
Из Шацка мать Наталия отправилась по близлежащим селам. Поначалу старица ни у кого не останавливалась. Но потом ее стали брать верующие люди, которых она находила и выбирала сама. По большей части это были обыкновенные семьи или одинокие вдовы, преданные сестрам Петриным (Анисии /†1983/, Матроне /†1995/ и Агафии /†1996/) и жившие их советами и руководством.
Для этих верующих взять к себе в дом такого человека, как тетя Наташа, было благословением Божием, и соглашались они внутренне на этот подвиг сами.
Но то, что за этим следовало, какие испытания приходилось переносить хозяевам, в чей дом приходила жить блаженная, знают в полной мере, наверное, только они сами. Там, где останавливалась на несколько лет мать Наталия, вся жизнь менялась коренным образом.
Подвигом ее, как и прочих юродивых ради Христа, было навлечение на себя недовольства со стороны людей, не исключая даже тех, у которых она жила. Юродство ее было порой соблазном для многих, так как поступки, совершаемые блаженной, выходили далеко за рамки общепринятых правил жизни обыкновенных людей.
Дополнительная сложность для ее хозяев состояла еще и в том, что, имея от Бога необыкновенный дар прозорливости, блаженная могла видеть человека насквозь, знать многие тайны его прошлого, настоящего и будущего.
Мудро обличая ближних, как это умеют делать только старцы, тетя Наташа умело врачевала духовные болезни ее окружавших. Но при этом она выставляла себя с такой неприглядной стороны, что для верующих, принявших ее в своем доме, жизнь с нею становилась воистину тяжелейшим подвигом, сравнимым лишь с безкровным мученичеством.
Трудно представить себе, как вообще могли бы терпеть поведение блаженной простые люди, если бы не ее необыкновенная духовная помощь, любовь и чудеса, совершавшиеся по ее святым молитвам и покрывавшие сполна все трудности совместной с нею жизни.
Ее забота, молитвенный покров и любовь, так тщательно скрываемые самой подвижницей, проявлялись все же настолько очевидно и явно, что не любить ее, не ценить и не благоговеть перед ней было невозможно.
Так, претерпевая юродство с ее стороны, под покровом и ограждением ее молитв жили эти люди, приобретая неоценимый опыт общения со святым человеком.
Налагая на себя подвиги трудно передаваемые, блаженная изнуряла и смиряла себя всячески. Вместе с этим она понуждала подвизаться и окружающих. Мера этого подвига для каждого определялась тетей Наташей – именно та мера, которую знала только она и которая казалась жившим с нею нередко превосходящей их силы.
Бывало, что блаженная не ложилась спать и не давала отдыха своим хозяевам. Последним же предстояло на следующий день выдерживать посещение десятков людей, приходящих к подвижнице за советом и помощью.
Приходили люди разные, среди них нередко и вовсе не живущие по заповедям Божиим. Кто-то дрался в семье, кто-то ругался или пил, воровал, блудил или просто жил без Бога. Тетя Наташа, юродствуя, всегда показывала своим поведением и словами, как живут пришедшие к ней люди, как бы «инсценируя» их поступки.
Ее хозяевам все это приходилось переносить на себе. Если кто из приходящих имел обыкновение ругаться или драться, то тетя Наташа ругала их же словами тех, с кем жила. При этом она пихала и толкала своих близких, выставляя на вид грехи пришедших людей.
Делая это, подвижница всегда говорила мудро и прикровенно, на малопонятном общему слуху языке. Тому, у кого она жила, приходилось быть вдобавок и «переводчиком» между ней и людьми, обращавшимися к старице.
Только пообщавшись с ней долгое время, получив духовный опыт и узнав ее, можно было как-то объяснить образный язык и поведение тети Наташи.
Но бывало, что блаженная общалась с приходящими на обычном «русском языке». Случалось это, в основном, когда посещали ее добрые, простые и абсолютно доверявшие ей люди. Они могли пользоваться мудрыми советами тети Наташи, получать ее благодатную помощь, исцеления в болезнях душевных и телесных.
Обладая даром исцеления, мать Наталия пользовала им многих и, в том числе мало знавших ее людей. Но таких старица исцеляла, скрывая себя и свои благодатные дарования под прикрытием юродства. Приезжали к ней со всей округи и из других городов. И многие, имевшие веру, что Господь может им помочь через Свою угодницу, получали от нее реальную и чудесную помощь.
Из воспоминания очевидцев: «Тетя Наталия благодатию Божией излечивала любые трудноизлечимые болезни...
Одна знакомая женщина поехала к тете Наталии взять у нее благословение, чтобы сделать операцию, так как в почках и печени у нее врачи обнаружили камни, часто бывают приступы.
Приехав к тете Наталии, она застала там и других посетителей, с которыми блаженная старица вела беседу. Больная несколько раз сказывала тете Наталии о своей болезни, но блаженная делала вид, что ничего не слышит и не понимает, о чем идет речь.
И когда женщина уже отчаялась получить ответ и тихо сидела на диване, от горя, опустив голову, блаженная, улучив момент, со всей силы ударила по больному месту. Больная от боли скорчилась, но вскоре боли у нее утихли, а когда она пошла в больницу, то никаких камней у нее уже не было.
Многих блаженная излечивала водой из родника. В таких случаях она просила принести ей из родника воды, и, когда эту воду ставили перед ней на столике, то она осеняла ее простым крестным знамением со словами: «Пусть этой водой мажется и пьет натощак».
Таким способом она исцелила многих от глазных болезней, многим восстановила зрение, в том числе и одному священнику.
Когда же кто-то из ее знакомых заболевал серьезно и собирался поехать к Наталии, но из-за множества дел или, не имея транспорта откладывал свою поездку к ней, то тетя Наталия, все это, зная, начинала «страдать» той же болезнью и часто просила своих послушниц помолиться о ее болезни и перекрестить больное место, например, зуб (хотя она уже к тому времени зубов совсем не имела), или щеку, или голову и другие члены тела. И охала, и плакала, а когда приходил к ней больной, ее послушницы уже знали, с какой он болезнью, так как тетя Наталия этой болезнью уже «переболела» раньше...
Тетя Наталия так могла обличать людей в их грехах, что в ее поступках они видели свои пороки и проделки. Например, если кто-то плясал и не раскаялся в этом, то Наталия могла так подробно отплясать ее любимую плясовую, что та только краснела и смиренно просила прощения...
Тетя Наталия людям делала столько доброго, молилась, исцеляла, наставляла, но зато и диавол не дремал – она была ему как гвоздь в глазу.
Он много раз возбуждал против нее местные власти, дабы избавиться от нее, но Господь не попускал этому произойти. Всякий раз, когда кто-то рьяно выступал за ее изгнание, в то же самое время в его семье происходили какие-нибудь несчастья: то у сына ноги отнимутся, то жена смертельно заболеет. Зная причину, эти люди тайком шли к тете Наталии, прося у нее прощения и исцеления, и всегда его получали...
Для всех, кто обращался к старцам и авторитет тети Наташи был непререкаем. Ее слово и благословение считалось законом, и ни у кого из близко знавших ее не возникало сомнения, что сказанное блаженной есть воля Божия.
Имел опыт духовного общения с тетей Наташей и архимандрит Кирилл (Павлов) /†2017/. Батюшка, узнав о блаженной, приезжал к ней из Лавры преподобного Сергия с архимандритом Николаем (Самсоновым) /†1990/, ключарем Троицкого Собора.
Оба, имея болезни телесные, по промыслу Божию приехав к тете Наташе, получили по ее молитвам исцеление, после чего побывали у нее еще раз, поблагодарив матушку за помощь.
Близким к старице людям отец Кирилл велел тогда называть тетю Наташу матушкой, сказав ей, чтобы та не противилась этому. До этого мать Наталия никогда не позволяла себя так именовать, всегда бранясь и ругаясь на тех, кто это делал. Поступала она так по своему смирению.
Мать Наталия была маленького роста, одевалась всегда в пестрое, чаще всего в красный цветастый сарафан. Ногтей никогда не стригла, бегала от людей и часто делала вид, что сердится, хмуря лицо.
Причащалась Святых Христовых Тайн во все праздники и почти во все воскресные дни, если позволяли обстоятельства. Не все священнослужители верили ей и допускали к себе в храм.
Мать Наталия могла обличить и их, имея особую власть от Бога. За это ее многие не любили и не признавали. Но те из духовенства, кто верил ей, получали от нее большую духовную поддержку и помощь.
Одного местного батюшку тетя Наташа исцелила от тяжелой болезни. Помолившись, она передала ему кусочек сахара, после чего тот сразу же поправился. Исцеляла она или подобным образом, или, что еще больше могло смутить, давая выпить рюмку вина. Этим она скрывала себя и давала возможность людям проявить свою веру.
Те, кто верил, не смущались и не соблазнялись. Получая по своей вере, они благодарили потом Бога, прославляя Творца, дивного во Своих святых. Но бывало, что исцеления происходили и просто по молитвам тети Наташи без какого-либо особого внешнего ее воздействия, или через святую воду, которой она кропила болящих.
Она строго не разрешала работать в праздничные и воскресные дни. Даже когда людям приходилось принимать приехавших родственников, велела спешить в храм к службе, не заботясь об обеде и об угощениях. Благословляла по возможности чаще приступать к Святым Тайнам, с верой и страхом, уповая на милость Божию.
Не любила, если священники ходили в мирской одежде, пренебрегая достоинством своего сана. Многих приходивших к ней она благословляла по пути заходить на чудотворный родник «трех братьев», брать из него воду и обливаться. Этот родник находится недалеко от Новосельского кладбища, где и похоронена блаженная Наталия.
По преданию, на этом месте были убиты братья, после чего оттуда забили два источника, соединившиеся в один поток. Верующие, посещая могилу праведницы, заходят и на родник, связывая его с именем тети Наташи. Водой из этого источника она при жизни иногда исцеляла болящих.
Никто из верующих не знал, сколько тете Наташе лет, люди всегда помнили ее старушкой. Перед смертью блаженная говорила, что ей 130 лет. Но точная дата ее рождения неизвестна.
Кончина тети Наташи была блаженной, как была блаженной и вся ее жизнь. До последнего дня не оставляла праведница своего подвига юродства.
За четыре дня до своей блаженной кончины тетя Наташа попросила женщину, ухаживавшую за ней, принести лапти и обуть ее.
– Ты далеко собираешься-то? – спросила та.
– Домой, – ответила кратко старица.
Мать Наталию хоронили в ноябре 1975 года, на заговение Рождественского поста. Проводить подвижницу собрались очень многие знавшие ее при жизни. Все кладбище было переполнено людьми. Скончалась старица неожиданно, ничем не поболев. Похоронили на Новосельском кладбище недалеко от села Шаморга Щацкого района Рязанской области.