В настоящее время деревня Басово – населенный пункт на левобережье реки Рати, административный центр Титовского сельсовета Щигровского района с населением около 200 человек.
В XVII веке деревня с таким названием располагалась на правом, противоположном берегу Рати и была частью поместной деревни Тестово. В некоторых документах того времени встречается тройное название этой деревни – «Тестово, а Титово и Басово тож». Такое название деревни происходит от фамилий первопоселенцев, которым за службу в гарнизоне Курской крепости предоставлялись участки земли в поместное владение.
В начале XVIII века деревня Басово значится отдельным селением, состоящем из двух помещичьих и девяти однодворческих дворов.
Рис. 1. Деревня Басово в подворной переписи 1719 года
В это же время начинается хозяйственное освоение ранее незаселенного левобережья реки Рати и к середине XVIII века образуется деревня Басово. В ревизской переписи 1784 года деревня Басово – самостоятельная однодворческая деревня на левом берегу Рати, в то же время правобережное Басово числится помещичьим сельцом.
Рис. 2. Деревня Басова и сельцо Басово на плане генерального межевания Щигровского уезда 1782 года.
В середине XIX века однодворцев причислили к государственным крестьянам, которые были объединены в сельскохозяйственные общины.
Рис. 3. Деревня Басово на трёхверстовке второй половины XIX века.
В июле 1911 года была проведена сельскохозяйственная перепись государственных четвертных крестьян общины деревни Басово. В это время деревня состояла из 63 дворов, ещё 14 дворов были пустыми. Их владельцы отправились на отхожие заработки или проживали в других населенных пунктах, сдав свои земельные наделы в аренду. Ещё четверо посторонних собственников, не входящих в крестьянскую общину деревни, были владельцами земельных участков в деревне Басово.
Рис. 4. Титульный лист списка бывших государственных крестьян деревни Басово 1911 года,
Ниже размещен список владельцев подворий из сельхозпереписи 1911 года.
Список государственных четвертных крестьян Щигровского уезда Озеренской волости деревни Басово
Басов Аким Васильев Басов Аким Яковлев Басов Александр Григорьев Басов Александр Федоров Басов Андрей Борисов Басов Андрей Дмитриев Басов Андрей Федоров Басов Афанасий Ильин Басов Григорий Алексеев Басов Григорий Павлов Басов Денис Михеев Басов Денис Стефанов Басов Егор Федотов Басов Иван Григорьев Басов Константин Никитин Басов Леон Алексеев Басов Никита Стефанов Басов Никифор Дмитриев Басов Николай Иванов Басов Павел Сергеев Басов Прокофий Денисов Басов Роман Васильев Басов Роман Михеев Басов Семен Григорьев Басов Стефан Васильев Басов Стефан Григорьев Басов Тимофей Афанасьев Басов Трофим Артемов Басов Филип Михайлов Басов Яков Родионов Басова Александра Петрова Басова Евдокия Алексеева Басова Евдокия Антонова Басова Мария Федорова Ефремов Василий Александров Ефремов Иван Васильев Ефремов Терентий Данилов Ефремов Федор Никитин Ефремова Анна Никанорова Иванов Гавриил Федотов Иванов Никита Матвеев Михайлов Афанасий Михайлов Михайлов Василий Антонов Михайлов Владимир Егоров Михайлов Иван Петров Михайлов Кузьма Стефанов Михайлов Никонор Никоноров Михайлов Павел Петров Михайлов Тимофей Стефанов Михайлов Трофим? Иванов Михайлов Федор Антонов Михайлов Федор Петров Михайлов Филип Михайлов Михайлов Яков Антонов Михайлова Лукерья Филипова Михайлова Марфа Терентьева Парфенова Наталья Александрова Попов Андрей Тарасов Сергеев Иван Федоров Сергеев Петр Афанасьев Славков Иван Федоров Славков Парфен Федоров Славкова Акулина Григорьева
Отсутствующие: Басов Аким Акимов Басов Андриан Гаврилов Басов Василий Борисов Басов Иван Антонов Басов Петр Абрамов Басов Петр Никаноров Басов Семен Михеев Басов Сергей Прохоров Басова Лукерья Иванов Петр Михайлов Никулина Аделаида Владимирова Попов Трофим Тарасов Самофалова Анастасия Стефановна Сергеев Максим Афанасьев
Посторонние: Белкин Илья Тимофеев Бирюков Иван Сергеев Лукьянчикова Ольга Ильина Михайлова Агафья Ильина
Спасибо Вам за интересные для меня истории о моих родных местах.Слава Богу за то,что сохранились документы ,хотя немногие,в архивах.За Ваш исследовательский талант,за любовь к родным местам.Дальнейших Вам успехов в Вашей работе.Спасибо.
КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О ЗЕМЕЛЬНЫХ ВЛАДЕНИЯХ КУРСКОГО ТРОИЦКОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ В XVII ВЕКЕ
Курский Свято-Троицкий женский монастырь считается одной из старейших духовных обителей Курского края. Точная дата основания монастыря не известна. Самое раннее упоминание о монастыре в сохранившихся письменных источниках содержится в Курских таможенных книгах за 1619 год.[1]
День Святой Троицы, Троица, Пятидесятница, Сошествие Святого Духа — один из главных христианских праздников, входящий в православии в число двунадесятых праздников. Православная церковь отмечает День Святой Троицы в 50-й день по Пасхе, в воскресенье. В 2024 году День Святой Троицы празднуется – 23 июня. В трехпрестольном храме Живоначальной Троицы села Троица Курского района это был главный престольный праздник, отмечавшийся три дня, в течение которых категорически запрещалось работать, осуждать людей, ругаться.
СТРОИТЕЛЬСТВО КУРСКИМИ ЧЕРКАСАМИ МЕЛЬНИЦЫ НА РЕКЕ ТУСКАРЬ В КОНЦЕ 1630-х ГОДОВ.
После окончания русско-польской войны 1632-1634 годов продолжилось притеснение православного населения современной Украины, остававшегося в составе Речи Посполитой, с требованием присоединится к Брестской унии. Это привело к массовому исходу украинцев (называемых в то время черкасами) в пограничные с польско-литовским государством российские регионы. В 1638 году в Курске была размещена достаточно крупная группа черкас – 865 человек, из них мужчин, поступивших на службу, – 277, женщин – 232 и детей – 356 человек. За выход с Речи Посполитой черкасы получили «по 5-ти рублев человеку, женам их – по полутора рубли, д
О СТРОИТЕЛЬСТВЕ ВОЗНЕСЕНСКОЙ ЦЕРКВИ В ЩИГРАХ И ПЕРВЫХ ЕЁ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЯХ
В середине XIX века в уездном городе Щигры одновременно действовали две православные церкви освященные во имя Святой Живоначальной Троицы. В Новом городе находилась открытая для прихожан с 1801 года каменная соборная Троицкая церковь. В одной версте западнее её, в Старом городе, располагалась деревянная приходская Троицкая церковь, сооруженная в 1732 году. К 1850-м года деревянная Троицкая церковь, построенная более ста лет назад, стала мала для всех прихожан и в значительной степени обветшала, поэтому на церковно-приходском сходе было принято решение о строительстве новой церкви, но не деревянной, а каменной. Посл
ЕСЕНКИ – ДЕРЕВНЯ КУРСКОГО ЗНАМЕНСКОГО БОГОРОДИЦКОГО МОНАСТЫРЯ В XVII ВЕКЕ.
В первой половине XVII века на правом берегу реки Рати, по обеим сторонам приустьевой части Ясеневого колодезя (Есенок), находилась поместная деревня, которая по фамилии первопоселенцев называлась деревней Басово, а по наименованию протекающего по ней ручья – деревней Есенки. В некоторых документах XVII века этот населённый пункт причисляли к расположенному рядом селу Тестово (Тестово, Титово, Басово, Есенки тож).
С 1686 года началось освоение ранее незаселённых верховьев реки Рати, и на её правобережье, при впадении в неё ручья Кунач, образовалась деревня, получившая своё название от этого ручья. Первопоселенцами деревни Кунач были курские служилые люди Денис и Фрол Ануфриевы дети Каменевы, Ермолай Макаров сын Воробьёв, Алексей Анцифиров сын и Мелентий Иванов сын Мезенцевы, которые за государеву службу получили в этих местах поместные земли.
СТРАХОВАЯ ОЦЕНКА 1910 ГОДА НИКОЛАЕВСКОЙ ЦЕРКВИ В СЕЛЕ ТЕСТОВО ЩИГРОВСКОГО УЕЗДА
В настоящее время в селе Тестово Щигровского района находится полуразрушенное здание однопрестольной каменной церкви Николая Чудотворца, построенной в 1827-м году.
(Фрагмент из повести «Барчуки» Евгения Львовича Маркова о Пасхальном Богослужении в Михайло-Архангельской церкви села Патепник Щигровского уезда) Этого вечера ждалось долго и страстно. С четверга сама маменька стала уходить в кухню, подвязанная тонким белым фартуком. За ней Акулина, Пелагея, Василий-повар и Петрушка-поварёнок целый день носили деревянные чашки с мукою, изюмом и маслом. Готовилось что-то таинственное, священное. Все знали, что именно, но таинственность от этого не уменьшалась. Костя три раза был в кухне и три раза был прогоняем маменькою. Известно было, что "баб" будет четыре, а "куличей" -- пять; кроме того, большая "пляцка". Костя принёс изв
До начала XX века в Курской губернии проживала отдельная этническая группа русских людей, которых называли саянами. Саяны в значительной степени отличались от живших рядом с ними других групп великороссов - однодворцев и крепостных крестьян антропологическими особенностями, одеждой, говором, фольклором. О происхождении саян существует несколько версий. Одни исследователи связывают их с северянами, домонгольским автохтонным населением Курского края. Другие считают их потомками белорусов, переселившихся в XVI веке из Речи Посполитой. Есть версия о финно-угорском происхождении саян. Однако, достоверно известно только то, что все саяны в XVII-XVIII
В местном самоуправлении Курского уезда XVII века наиболее значимой являлась должность губного старосты, основной задачей которого была борьба с уголовной преступностью: разбойниками, убийцами, татями. В соответствии с современными реалиями губной староста — это начальник уголовного розыска или начальник полиции.
Комментарии 3