ПОЧЕМУ КАЗАКИ - НАРОД
Кто такие казаки. (почему казаки-народ)
"Вихрь времени ломал дубы - империи, и клены - царства, но степную траву он только пригибал к земле, и она вставала неповрежденной" (Лев Гумилев)
Дон – земля присуждённая казакам Богом. Так казаки учат своих детей, передавая этот завет из поколения в поколения. Таким образом, казаки с детства твёрдо знают, что они хозяева на своей земле, которую им присудил Бог, и называют её Присудом. Да и для остальных народов России и зарубежья, слова «Дон» и «казачий» тождественны.
Свой Присуд казаки оберегали и отстаивали тысячелетиями в условиях постоянных войн и катаклизмов, на протяжении которых на Дон приходили и уходили народы, пытавшиеся его завоевать или становившиеся союзниками казакам и оставлявшие свой след в казачьей культуре; образовывались и разрушались империи, включавшие донские земли в свои владения; бесчисленное количество раз казаки становились заложниками интересов соседних правителей, царей, султанов и королей; неоднократно казаки воевали против Руси, Польши, Турции, вместе с тем неоднократно были и вместе с Русью, и с Польшей и с Турцией.
Но дарованное Богом может забрать только Бог. Пережив все империи и войны, всех правителей и врагов, все геноциды и сословия, казаки так и остались на своей земле, присуждённой им Богом.
Коренное население Донской степи
Кто же такие казаки? Письменных памятников о древности казаков очень немного, да и те разбросаны по разным мало изученным русским и иностранным архивам и библиотекам; доступные же изучению русские летописные сказания говорят о казаках весьма сбивчиво, а в большинстве случаев почти совсем о том замалчивают. Донской архив, в котором было немало ценного материала по данному вопросу, сгорел дотла в Черкасске в 1774 году.
Все попытки историков ответить на вопрос о происхождении казаков, сводятся к двум теориям: миграционная теория, где казаки называются людьми пришлыми; и автохтонная, где казаки рассматриваются как коренное население Донской степи.
Миграционная, так называемая «бегло-холопская» теория, до недавнего времени в России считалась общепринятой. Согласно этой теории, предками казаков были крепостные крестьяне, бежавшие от усиливаюшегося феодально-крепостного гнёта за границы русского государства, в Донскую степь, названную русскими авторами Диким полем. Эта теория была создана в середине XIX века для того, чтобы разрушить у казаков осознание своего происхождения от древних народов и внушить им, что их предки не самобытный, вольный народ, а беглые русские крестьяне и преступники. А вместе с тем внушить чувство вины и долга перед русским государством.
В 1815 году, по приказу Российского правительства, арестовывают известного историка Дона Василия Дмитриевича Сухорукова. При аресте конфискуют собранные им материалы истории Донских казаков. Затем отобранные материалы поручают изучить историку Броневскому и написать свою «историю», которая будет утверждать происхождение казачьего народа от беглых холопов и разбойников.
С 1837 года во все учебные заведения Российской Империи вводится преподавание этой заказанной истории и на ней воспитываются все последующие поколения. Одновременно с этим устанавливается полный запрет касаться подлинной истории казаков. С той поры воспитанники казачьих учебных заведений не имели никакой возможности изучать собственную историю, предания о которой сохранились лишь изустно, в казачьих семьях.
Тем не менее, попытки выявления истины не оставлялись и многие авторы, идя в разрез с навязанным общепризнанным мнением, проводили свои исследования. Так, Н.М. Карамзин в «Истории Государства Российского» (т. IV) отмечает: «Откуда произошли казаки, точно не известно, но они, во всяком случае, древнее Батыева нашествия в 1223 г. Рыцари эти жили общинами, не признавая над собой власти ни поляков, ни русских, ни татар. К ним-то и бежали московские люди, притесняемые воеводами и помещиками…»
Если исходить из положений миграционной теории, то бежавшие за границы Русского государства средневековые русские крестьяне-земледельцы, не имевшие навыков ведения войны и набегов, должны были чуть не в миг сгинуть в степях Дикого поля. В 15 веке, с которого Карамзин отсчитывает начало бегства русских на Дон, весь наш край постоянно полыхал войной: остатки золотордынцев, ногайская орда, крымские татары, черкесы, грядущие из дальней Азии калмыцкие орды – все эти многочисленные и агрессивные группы не переставали воевать и кочевать по Дикому полю. Где и как было обустроиться вчерашнему крепостному и одновременно овладеть военным искусством, стать лихим наездником, мореплавателем, воином? Как вчерашние холопы - земледельцы могли стать той грозной военной силой, для борьбы с которой в середине XVI века искал союзников сам султан Сулейман I Великолепный – один из самых могущественных монархов того времени, правитель Османской империи и половины мира?
Таких прецедентов в истории нет. Для образования мощной воинской культуры требуется достаточно длительный исторический период. Казачий народ такую культуру имел издревле. Казаки отлично владели самой разнообразной тактикой ведения боевых действий на земле и на воде, они были одними из лучших наездников, обладали высоким умением сражаться в пешем и конном строю, могли совершать неожиданные набеги, брать штурмом города и крепости, держать оборону и на полевых укреплениях и на крепостных стенах.
Действительно в истории был период, когда русские крестьяне бежали от бояр на Дон. Но попадали они не в пустыню. Да и доходило до казачьих городков таких беглых немного. Можно поверить, что Робинзон Крузо (или его прототип) выжил на необитаемом острове и даже сумел отбиться от кучки аборигенов. Но как мог не погибнуть русский крестьянин, попавший в непривычную ему природную обстановку, в степи по которым кочевали воинственные народы, промышлявшие ловлей людей и продажей их в рабство? Невозможно ответить на вопрос: почему московское правительство, очень нуждавшееся в налогоплательщиках, допускало уход своих подданных за границу, если один конный отряд мог выловить сколько угодно безоружных беглецов? И наконец, для того чтобы из земледельца-пахаря превратиться в воина и охотника, нужно время и выучка. Очевидно, что на Дону имелись места, где пришелец мог спокойно привыкнуть к новым условиям и новому образу жизни. Казаки, вероятно нуждаясь в пополнениях из-за потерь в бесконечных войнах, принимали в свою среду единоверцев, обеспечивая им на первое время приют, выучку и безопасность от ногайских мурз и русских бояр.
Н. И. Ульянов, исследовавший историю казаков, приводит подробные выдержки из летописей XVI—XVIII вв. с описанием конфликтов между казаками и пришлыми крестьянами, которых казаки отказывались признавать равными себе. Беглые же крестьяне лишь пополняли, но не были корнем возникновения войск. Сами казаки всегда считали себя самобытным народом.
От крови сарматской
Приверженцы теории автохтонного (коренного, местного) происхождения казаков считают их особым этносом, возникшим ещё в античную эпоху от смешения киммерийских, туранских, скифских, сарматских, аланских, хазарских, славянских и прочих племён.
История казачьего народа уходит корнями в глубокую древность. Казаки издревле жили в Донской степи, через которую проходили миграции в эпоху Великого переселения народов, создавая некий этнографический котёл, где встречались народы, языки и религии, оставляя свой след в формировании казачьего этноса.
Многие старинные казачьи сказания начинаются со слов «От крови сарматской, рода-племени черкасского, дозвольте братья-казаки слово молвить…»
Евграф Савельев в своём труде о древней истории казаков доказывает, что казаки, как лихие конники, с копьями и саблями - на суше и отважные мореходцы - на море, были известны, под тем или другим именем в глубокой древности, за много веков до Рождества Христова; что они обитали почти в тех же местах, которые занимают и ныне.
Название «Казак» произошло от скифского «Кос - Сак» – белый олень. Олень (елень) был тотемным (священным) знаком скифов. Начертание раненного стрелою белого еленя сохранилось в печати и гербе Донских казаков.
Основой казачьего народа считают хазар, осколка некогда великого туранского народа скифов. Автор Российских Четий Миней, опираясь на греческие источники пишет, что жители Приазовья «Коих греки козарами, римляне же газарами называли, был народ скифский». Названием «Казара», «Казарла» обозначали казаков и русские даже в недалёком XX веке. Так это название сохранилось за казаками и по сей день.
Христианство казаки приняли ещё в I веке от апостола Андрея, проповедавшего скифским племенам. Когда в 860 году св. Кирилл крестил хазар, христиан там уже было большинство. Это было скорее крещение нового народа новым именем.
Л. Н. Гумилёв предлагал вести донских казаков от бродников, сформировавшихся от смешения хазар-христиан со славянами. Бродники населяли пойму Дона и прибрежные террасы, оставив половцам водораздельные степи. Оба эти этноса враждовали между собою. Русь, опасаясь активности казаков, сделала свою ставку на половцев, по сути управляя их набегами на казачью землю. Потому бродники (казаки) поддержали монголов. Благодаря их помощи монголы ударили по половецким тылам и разгромили их.
С приходом монголов в 1223 году, казаки заключили с ними союз и бились против Руси на реке Калке, во многом обеспечив полный разгром обеих русских армий. Когда же по Восточной Европе установилась власть Золотой Орды (1240 г.), все казаки оказались в границах Монгольской империи, сохраняя автономные права. Они сохранили язык, веру и политическое самоуправление, имели во главе своей Церкви епископа Сарайского и Подонского. Казаки представляли собой лихую непобедимую конницу в передовых завоевательных полчищах Золотой Орды.
Русские историки XVIII в. Татищев и Болтин говорят, что татарские сборщики дани-баскаки, всегда имели при себе отряды казаков. Но как бы ни ласкали ханы своих телохранителей, ни предоставляли им разные льготы и вольности, свободолюбивый дух казаков ещё жил в них: слишком памятны были им их древние предания, связанные с многовековой борьбой с соседними народами за свободу и независимость.
После введения ханом Узбеком в 1337г. ислама как государственной религии Золотой Орды, в орде началась междоусобица. Казаки, жившие вдали от правящих центров, много страдали от своеволия ордынских шаек. Это побудило их принять участие в восстании Московского князя Дмитрия, разгромив в 1380 году войска Мамая на Куликовом поле.
После раскола Золотой Орды казаки сохранили войсковую организацию и оказались в полной независимости и от осколков былой империи - Ногайская орда и Крымское ханство; и от появившегося на Руси Московского государства.
Московское царство с казаками установило дипломатические отношения через Посольский приказ (министерство иностранных дел), который вёл переписку через толмачей (переводчиков) т.к. язык, на котором разговаривали казаки того времени, русским мало был знаком. Это был язык славянский с большим добавлением туранских, готских и тюркских слов и оборотов речи, со своей уникальной фонетикой. Не напрасно казачий язык раньше считался славяно-татарским. Надо сказать, что остатки этого языка дошедшие до нас - это язык Донских казаков «Гутор», русским людям тоже мало понятен.
Впоследствии казаки использовались Московским царством в качестве наёмной военной силы в своих военных конфликтах и как естественный заслон от Османской империи достигшей пика своего могущества, но удерживаемой от продвижения на север лишь казаками, умудрявшимися не только оборонятся от натиска турок, но и победоносно атаковать их, устраивая постоянные погромы турецких владений. Сохранился ряд исторических документов того времени, с жалобами турецких султанов на казаков. Так крымский хан жаловался царю Ивану Грозному на донских казаков, постоянно совершающих набеги на земли ханства. Он требовал у царя усмирить своих подданных. Однако царь указал: «Казаки на Дону живут не по моей воли, бывают в войне и мире без моего ведома».
Скрепившись с Московским царством религиозными узами, и войдя в 1671 году в его состав, казаки расширяли и охраняли его границы в последующие периоды истории. Как справедливо заметил Л.Н. Толстой: «Вся история России сделана казаками». Благодаря казакам, небольшая и не влиятельная Русь приумножилась огромными территориями, укрепила своё влияние и стала могущественной Империей просуществовавшей два века.
Интеграция казачьего Присуда в Российскую Империю
С момента поддержки казаками Московского князя Дмитрия на Куликовом поле (1380 г.) начались союзные отношения казаков с Русью, которые продолжались три века. За это время небольшая и невлиятельная Русь окрепла и приумножилась огромными территориями, завоёванными казаками. Однако исконные казачьи земли – казачий Присуд и Русь находились лишь в военно-политическом союзе, но развивались по разному. Казачий Присуд являлся демократическим государством (казачья демократия), а на Руси укреплялась монархия.
Казачья демократия представляла собой серьёзную угрозу для абсолютной монархии, установившейся в Московском царстве. Русские крестьяне - холопы то и дело сбегали от гнёта своих бояр и помещиков к свободному казачьему народу.
Русские цари не могли допустить у себя по соседству военно-демократического строя казаков. Такая казачья вольница угрожала имперским амбициям русских царей и молодой, ещё только зарождавшейся Российской Империи. И с середины 17-го века началась интеграция казачьего народа и богатейших казачьих земель в состав Московского государства.
В последующие два века, в составе Российской Империи, казаки умножали её мощь и славу в передовых частях русской армии. Период служения казаков Российской империи был одним из наиболее насыщенных периодов нашей истории. Были и благоприятные времена для казаков, но были и тяжёлые. Двенадцать казачьих войск в начале 20-го века являлись гордостью царского престола. Казаки пользовались привилегиями, оплачивая их своей кровью. Воинскую службу казак обязан был нести долгие годы и за свой счёт, нанося огромный убыток своей семье.
О времени казачьей воинской славы, умножающей могущество России, написано много книг и песен. Мы знаем и будем помнить о нём всегда. Но нужно помнить и о тяжёлых, «неудобных» для многих страницах нашей истории. Ведь именно они говорят нам о том, что казаки не только одни из лучших в мире воинов, но и древний вольный, воинственный народ, имеющий свою историю, самобытную культуру и обычаи.
Насильственная, а где-то «добровольно принудительная», интеграция вольных казаков и богатых казачьих земель в состав быстро крепнущего Российского государства на первых этапах проходила очень тяжело и кровопролитно. Казаки потеряли большое количество своих исконных земель, политическую и, частично, экономическую независимость.
Война Степана Разина
После объединения Московского царства и Украины, наше Войско Донское потеряло значение буферного государственного образования, единственного оплота Московии от мусульманского Юга. В политической жизни Дона наступила эпоха значительных и роковых сдвигов. Эти перемены грозили Вольному Дону большими осложнениями.
Казаки знали, что при покорении Дона их ожидал наплыв спесивых и жадных «начальных людей», создавших в Московии для всех основных масс её населения подневольное, нищенское, рабское существование.
Эти угрозы с севера и начавшиеся правовые притеснения казаков вылились в череду казачьих освободительных войн и восстаний.
Казаки понимали, что потеряют независимость, если продвижению русского государства в Старое (Дикое) Поле не будут своевременно поставлены преграды. Все хотели избежать закабаления вольных казачьих республик - казачьего Присуда. Потому казачий атаман Степан Тимофеевич Разин взял на себя инициативу организации сил сопротивления растущему могуществу северного соседа. Все поступки Разина, по казачьей традиции, направлялись волею казачьих Кругов. Казаков поддержали многие народы, в том числе и угнетаемые своими боярами, русские крестьяне, которым Степан Разин сулил освобождения от рабства. Русские порабощенные крестьяне безусловно сочувствовали Разину, однако не поддержали его достаточно дружно, вероятно не имея воинственного духа. Они ограничились местными возмущениями и не стремились пробиться к войску атамана.
Главной целью движения Разина было ослабление могущественного соседа и укрепление политических позиций независимой казачьей государственности. Но бурное развитие начатого им дела увлекло его далеко в сторону, заставило отдать слишком много сил чужим интересам и привело к прямо противоположным результатам. После неудачного завершения Разинской войны в 1671 году, Донские казаки должны были поневоле смириться и под присягой обещать царю больше не допускать в своей среде никаких выступлений против московских порядков. По тексту присяги они должны были бороться с тайными заговорами против государя, а заговорщиков присылать в Москву. Самостоятельных сношений с её врагами - Поляками, Татарами и Немцами - не вести. Таким образом, подрывался существовавший до сих пор суверенитет Дона в области внешних сношений и одновременно ликвидировался старый закон Донских казаков - «с Дону выдачи нет!». Однако ограничения эти часто нарушались атаманами. Самостоятельные дипломатические сношения с Азовом и Крымом возобновлялись неоднократно.
Война Кондратия Булавина
Смирится с утратой независимости казаки не могли. На Дону постоянно возникали вооруженные восстания и неповиновения казаков царской власти. Новые вооруженное сопротивление казаков начались после того, как царь Петр I присвоил соляные прииски, принадлежащие исстари казакам и приносящие им немалую прибыль. Сначала, в 1705году, он «пожаловал» казачьи солеварни Изюмскому Слободскому полку и его командиру Ф.В. Шидловскому. Это привело к вооруженному столкновению между казаками во главе с атаманом Кондратием Афанасьевичем Булавиным и слобожанами, получившими царский подарок. Затем царь приказал «отписать» изобильные соляные прииски на самого себя. Но казаки царских приказчиков на соляные промыслы тоже не допустили. Сопротивление требованиям могущественного соседа сулило много бед, но блюстители древних казачьих прав, традиционно, не пожелали смириться перед силой.
Царь Петр знал о казачьих настроениях. В 1707 году он послал на Дон князя Ю. Долгорукого во главе крупного отряда, с поручением выловить всех «новоприходцев» (бежавших к казакам русских крестьян), чтобы отправить их обратно в Россию на старые рабочие места и по новостройкам. Но уверенный в своих силах князь с дружиной стали наводить на Дону новые московские порядки. Жалоба на князя Ю. Долгорукого из письма казаков: «И как он, князь со старшинами, для розыску и высылки русских людей поехали по Дону, и по всем рекам послали от себя начальных людей, и они, князь со старшинами, будучи в городках, и многих старожилых казаков кнутом били, губы и носы резали и младенцев по деревьям вешали и многие станицы огнем выжгли. Также женска полу и девичья брали к себе для блудного помышления на постели, и часовни все со святыней выжгли».
Эти действия князя Ю. Долгорукого спровоцировали новую, мощную волну казачьего вооруженного восстания под предводительством Кондратия Афанасьевича Булавина. Ночью 9-го октября 1707 года казаки напали на отряды русских, стоявших в Шульгинском городке, и «побили до смерти князя Долгорукова и всех бывших с ним людей».
Булавинское восстание охватило Дон, Тамбовский, Козловский, Верхне- и Нижнеломовский уезды, распространилось на Слободскую и Левобережную Украину и Поволжье.
Пётр I двинул свои войска на Дон. Карательной армией командовал В. Долгорукий (брат Ю. Долгорукого). Распылённые по границам восстания войска Булавина были разбиты. С падением Булавинского восстания началось отмщение мятежникам и внедрение на Казачьей Земле новых порядков.
В начале 1709 года остатки отрядов Булавина, под командованием Игнатия Фёдоровича Некрасова, возглавившего восстание после смерти Булавина, ушли в Турцию. В дальнейшем они получили название по имени своего атамана – казаки Некрасовцы. В Турции они жили казачьими национальными общинами, были на особом счету у турецких султанов и пользовались особыми привилегиями. Только в 20-м веке большая часть их общины вернулась на родину.
Утрата суверенитета Дона
Кондратий Булавин и Степан Разин вошли в нашу историю как воплощение идеи казачьей свободы и независимости. Хотя им не удалось довести сопротивление сильному завоевателю до победного конца.
К войне с Москвой Дон не был готов ни стратегически, ни психологически. Двести лет всё внимание Донских казаков занимал турецкий юг. Помогая московским царям, христианским монархам и своим воображаемым покровителям на всех фронтах, они способствовали расширению их царства и своему полному окружению. Борясь за чужие интересы, они потеряли всех друзей и союзников. Не дали много помощи даже единокровные Запорожцы. Казаки Гетманщины и Слобожане оказались во враждебном лагере, хотя тоже лелеяли мечты об утерянной независимости.
В результате предательств и отсутствия взаимопонимания между русскими повстанцами и казаками, казачьи освободительные войны были проиграны. Казаки оказались в очень тяжелом положении. На казачьих землях начался геноцид, царские войска не щадили ни старых ни малых, сжигали казачьи городки дотла. Опустевшие казачьи земли раздавались царской знати.
Казаки утратили свой суверенитет. Частично утратили национальную независимость через подданство русскому царю, но культура, язык, обычаи казачьего народа всё же сохранялись.
Хронология перевода казачьего народа в сословие
Народом казаки официально считались до создания в 1835 году военного сословия, получившего название «казачество». Перевод казаков в сословие проходил параллельно пошагово продолжавшейся, посредством реформ, интеграции казачьих земель в Российскую Империю. Эти реформы постепенно лишали казачий народ его исконных прав и вольностей.
До Петра I большая часть казаков находилась на военной службе у Руси за плату. Это был почетный источник доходов. А, со времени Петра I, военная служба казаков стала как обязательство в обмен на налоговую льготу.
В 1721 году коллегия Иностранных дел в Петербурге передала сношения с Доном в ведение Коллегии Военной. Казакам запрещено было собирать Войсковые Круги. 3-го января того же года Донская Церковь подчинена Воронежскому епископу Русской Церкви. В том же году приказано донским правителям называться Войсковыми «наказными» атаманами. От этого времени свой пост они занимали не по выборам, а по назначению императора.
1723 г. - Казаков приказано именовать военно-служилым народом. Это была промежуточная форма именования казаков: «военно-служилый», хотя все ещё народ.
Казаки периодически устраивали волнения по поводу урезания своих прав очередным новопринятым законом. Противодействовали им даже наказные атаманы. Например, в 1741году атаман Данила Ефремов запрещал донскому духовенству подчиняться распоряжениям митрополита Русской Церкви, хотя ранее, в этом же году, получил приказ «в казачьих городках ни в какие духовные дела не вступать и до чина духовного не касаться». В 1746 году он предписывал Мигулинскому монастырю доносить о всех делах прежде всего атаману, а назначенного из Воронежа игумена Игнатия не признавать. Атаман Ефремов жаловался на воронежского владыку, попиравшего исконные права Донцов. К старообрядцам он относился сочувственно и препятствовал русским духовным властям вести на Дону «расследования о раскольниках».
1775 г. -15 февраля был издан указ об учреждении на Дону гражданского правительства. Донские старшины получили права русского дворянства, чем оформлено начало социального расслоения казаков, которого раньше казаки ни когда не имели.
1801 г. - Установлена единая военная форма для всех казаков служилого разряда. До этого времени они выходили в полки одетые в привычные бешметы и чекмени. В некоторых деталях новая форма воспроизводила образцы старой казачьей одежды. Ввиду того, что казаки пол жизни находились в служилом разряде и должны были иметь собственное обмундирование, новая форма со временем стала привычной в быту у станичников, вытесняя национальный костюм.
1835 г. - Упразднено старое географическое название «Земля Донских Казаков», а вместо него введено административное наименование «Земля Войска Донского», управляемая на основании особого Положения.
В этом же году указано считать казаков военным сословием. Вот так из «военно-служилого народа» казаков превратили в «военное сословие». В книге 1807 года издания «Всеобщая География Российской Империи по последнему ея разделению. Часть третья» казаки указаны в списки народов Российской Империи вторым пунктом, а уже в этой же книге 1837 года издания, казаков в списке народов уже нет.
Примечателен тот факт, что представители различных сословий, из одного сословия в другое могли только переходить, выходя из прежнего, а казак при входе в иное сословие оставался и в казачьем, по этническому фактору. Т.е. казак, становясь к примеру – дворянином, оставался казаком по национальности.
С 1837 года во все учебные заведения Российской Империи вводится для преподавания заказанная историку Броневскому теория происхождения Донских казаков от беглых русских крестьян, так называемая «беглохолопская» теория.
1848 г. - Свободно избранным станичным атаманам указано не приступать к выполнению обязанностей раньше утверждения их в этой должности Окружным атаманом.
1870 г. - В начале мая, по указу императора Александра II, «для согласования наименования Земли Войска Донского и Войскового Правления с принятыми наименованиями в империи», повелено Землю Войска Донского переименовать в Область Войска Донского, а Правление из Войскового в областное. От этого же года в донских частях начал применяться русский дисциплинарный устав. Так «Землю Войска Донского» превратили в область Российской Империи.
1876 г. - На Дону введено Земство, но казаки протестовали против такого новшества и настаивали на возрождении, вместо земских представительных учреждений, традиционных Войсковых Кругов. Хотя круги не восстановили, Земство было упразднено 4 марта 1882 г.
1904 г. - На Дон пришли тревожные слухи о намерении русского правительства провести новые реформы, согласно которым административное устройство на Донской земле будет приравнено к губернскому, а население ее должно будет отказаться от всех остатков демократических обыкновений (казачья демократия) и сравняться в правах и обязанностях с другими жителями империи. Однако вскоре началась Русско-японская война, в которой потребовалось много казачьей конницы. Понадобились казаки и после её окончания для подавления вспышек революции 1905 года. Верные присяге Донцы поддержали династию Романовых, хотя основные кадры донской не военной интеллигенции революции сочувствовали. Казакам была объявлена высочайшая благодарность «за самоотверженную, неутомимую и верную службу царю и родине, как на театре войны, так и при поддержании порядка внутри империи».
Не утратили своей самобытности
У подавляющего большинства казаков в Российской Империи не было возможности получить высшее образование. Царям нужны были не высокообразованные казаки, а дармовые по содержанию, но боевые казачьи полки. Средние и высшие школы считались для Казаков излишними. Приветствовалось только военное воспитание. Начальное образование казаки получали в церковно-приходских школах. Иногда по приказу русского начальства закрывались уже существующие учебные заведения и не разрешалось строить новые. Например, в 1888 г. в Усть-Медведицкой станице закрыта гимназия, а в станицах Каменской и Нижне-Чирской закрыты прогимназии. С запозданием был основан даже сословный дворянский Институт благородных девиц (29 апреля 1860г.). Долгое время казаки не могли проявлять свои духовные силы на ином поприще, кроме военного. Перемена произошла только после правительственного указа 1885 г.; Прошло более полутора столетия, прежде чем казакам было предоставлено право занимать посты в научной, административной, судебной и других отраслях гражданской жизни империи.
Находясь в рамках сословия, не смотря на широкое внедрение в общество «беглохолопской» теории происхождения казаков (в 1837г.), казачий народ не утратил своей самобытности. С большим трудом прививалась русская культура казачьему обществу. Чуждое казакам понятие чести «какого-то там» полка внедрялось взамен веками сформированного чувства чести своего рода, своего хутора, своей станицы, надёжно служившего казакам нерушимым аргументом для проявления самых лучших своих качеств в боевых рядах соплеменников. Казаки очень болезненно принимали в свой уклад жизни чуждое казачьей культуре земледелие и дворянство. Так же трудно принимали и русский язык. Результатом такого ревностного отношения к своей самобытности является и сегодняшняя обособленность казаков от русского населения, их национальная самоидентификация и культурно-бытовое своеобразие.
Казаки боролись за сохранение своих национальных особенностей всегда, разделяя и отличая себя от русского или украинца. Распоряжением по Войску от 17 апреля 1755 г. атаман Ефремов предписывал "чтобы Казаки, как сами, так дети их, на беглых и на прочих великороссийских женках и девках не женились, также бы и своих казачьих дочерей за великороссийских людей и сказочных замуж не отдавали и к такому замужеству овдовевших казачьих жен не допускали". В дальнейшем на протяжении второй половины 18 века Войско еще несколько раз подтверждало это распоряжение, угрожая не только "жестоким" наказанием нарушителям, но и "неизбежным станичным атаманам штрафом". Священникам также было строго приказано, чтобы "соглашающих иттить в замужество за малороссиян и великороссиян казачьих жен и дочерей не венчали".
Жён не казачьего рода, женщины казачки не принимали в своё общество, так же трудно их принимали и в семье казака, взявшего себе в жёны иногороднюю. Детей таких смешанных семей казаки называли полукровками, или по казачьи – тума. Тума становились равными казакам, только через несколько поколений, когда они окончательно ассимилировались (растворялись) в казачьей среде.
На закате империи
После отмены крепостного права в 1861 году, начался массовый завоз неказачьего населения на казачьи земли. В течение пары десятилетий казачье население из абсолютного большинства превратилось в меньшинство. Чтобы исключить противодействие казаков, в конце 19 века была проведена операция по разоружению, когда под видом перевооружения всё огнестрельное оружие казаков, кроме наградного, было собрано на государственные войсковые склады.
Привезенные иногородние (не казаки) не имели земли и не умели самостоятельно распорядиться новыми условиями свободной жизни. После событий 1917 года они получили возможность и идеологическую поддержку отнять имущество и землю у казаков силой, находясь в численном большинстве и имея оружие с захваченных большевиками царских складов. Так начался страшнейший геноцид казачьего народа.
М. Третьяков