Социализм: от утопии к науке и обратно
Автор публикации: Бадмаев Владимир, от 08.08.2024
Что такое социализм? Странный вопрос… всем, кто хоть что-нибудь читал по теме известно, что такое социализм. Это первая стадия коммунизма, при которой еще сохраняются некоторые пережитки капитализма, но происходит их изживание. Социализм характеризуется общественной собственностью на средства производства и диктатурой пролетариата, т.е. власти исключительного большинства населения. Говоря иначе, социалистическая, народная демократия – это и есть самая настоящая демократия.
Вроде все понятно. Но почему ломается столько копий по этому вопросу? Почему огромное число наших сограждан, да и людей по всему миру убеждены, что социализм и коммунизм – это привлекательные идеи, но утопические, не реализуемые на практике. И почему на них слабо действуют апелляции к раннесоветскому опыту, к примеру современного Китая? Почему, наконец, социализм в сознании людей стал синонимом уравниловки и, пусть и достойной и одинаковой для всех, но бедности?
До Маркса
Ответ на самом деле простой. Потому что это правда – социализм и означал тотальную уравниловку... до работ Карла Маркса.
Идея некой страны, в которой нет несправедливости и все счастливы, так же стара, как само классовое общество. Шамбала, Авалон или Беловодье, все они были ответом угнетенных сословий на свое подчиненное положение. Попыткой хотя бы в мечтах представить себе более справедливый мир. Но это были именно сказочные миры со всеми присущими сказке сверхъестественными элементами.
В Новое время, когда человек научился подчинять себе силы природы, подвергать сомнению и критике старые авторитеты, постепенно возникает убеждение, что человеческий разум может все. Человек может построить такие корабли, для которых никакой океан не станет преградой, человек способен раскрыть тайну воды, огня, железа, рассмотреть в деталях поверхность Луны! Раз так, то почему человек не может так обустроить общество, чтобы в нем не было места несправедливости?
В условиях дикого неравенства, когда какой-нибудь граф мог кормить свою собаку телятиной, а обеспечивающие его богатство крестьяне видели мясо пару раз в году, понятно, что социальная справедливость для них заключалась в равенстве во всём. Чтобы питались и работали люди одинаково, одевались в одинаковую одежду. Именно поэтому город Солнца Кампанеллы или страна Утопия Мора географически подчеркнуто пропорциональны, симметричны. Никто не должен иметь преимущества перед другими из-за того, что он живет ближе к центру или к берегу реки/моря. Личная жизнь регламентируется, там нет жен и собственных детей, поскольку это способствует росту частнособственнических чувств. У одного может оказаться красивая жена, у другого – не очень, что опять же несправедливо.
В 18 веке мыслители Эпохи просвещения продвинутся еще дальше в проработке идеального общества, где царствует разум. В конечном итоге оно было построено, но оказалось, что это царство не столь уж справедливое.
«Мы знаем теперь, что это царство разума было не чем иным, как идеализированным царством буржуазии, что вечная справедливость нашла своё осуществление в буржуазной юстиции, что равенство свелось к гражданскому равенству перед законом, а одним из самых существенных прав человека провозглашена была… буржуазная собственность. Государство разума, — общественный договор Руссо, — оказалось и могло оказаться на практике только буржуазной демократической республикой. Великие мыслители XVIII века, так же как и все их предшественники, не могли выйти из рамок, которые им ставила их собственная эпоха», - напишет позже Фридрих Энгельс.
Великая Французская революция произошла под лозунгами «свободы, равенства, братства», но гражданское равенство не привело к равенству экономическому. Напротив, французская буржуазия, обогатившаяся за счет ограбления дворянской и церковной собственности, сама стала олицетворением паразитического и ненужного обществу элемента. В то время как простые крестьяне и рабочие стали жить едва ли не хуже, чем при Бурбонах.
Это не могло не найти отражения в головах мыслителей своего времени, и французы Сен-Симон и Фурье, а также англичанин Оуэн начинают открыто критиковать капитализм, обосновывая идеи социалистического общества. Собственность была признана главной причиной сохраняющегося неравенства и, соответственно, при социализме ее не должно существовать. Люди должны жить в сообществах-коммунах, где все будут владеть всем, получать равную продукцию, где они сами будут решать возникающие проблемы без государственного диктата. В романе «Таинственный остров» Жюля Верна описана именно такая идеальная коммуна. Однако реальные попытки энтузиастов создать такие сообщества в удаленных от цивилизации местах оказались безуспешными.
Тут можно задаться вопросом, почему утопический социализм, если описан тот коммунизм, про который мы все наслышаны. Общество без эксплуатации, государство отсутствует, все равны и все такое. Проблема в том, что утописты, которые без сомнения были одними из умнейших людей своего времени, жили до Карла Маркса, и в своих размышлениях упускали экономический и классовый факторы. Не будучи в силах, как писал Ленин, «ни разъяснить сущность наемного рабства при капитализме, ни открыть законы его развития, ни найти ту общественную силу, которая способна стать творцом нового общества», они полагались исключительно на разум и волю человека. В этом их идеализм. В этом утопичность их социализма.
Продолжение следует.