Н.РЕРИХ. ТИБЕТ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ.
ЖИЗНЕОПИСАНИЕ ДХАРМАСВАМИНА
(ЧАГ-ЛОЦАВЫ ЧОЙЖЕПЭЛА),
ТИБЕТСКОГО МОНАХА-ПАЛОМНИКА
Глава IV
ПРЕБЫВАНИЕ В ВАЙШАЛИ
На расстоянии шести переходов оттуда лежит необитаемая граница
Вайшали. Там проходит горный хребет Ришиширша-парвата, также называемый «Высокая гора» или «Большая голова». Если не считать опасности
от дакойтов, оттуда легко добраться до города Вайшали. В самой узкой
части страну Вайшали можно пересечь за восемь переходов, а в самой
широкой — за двадцать. Там есть чудесное каменное изображение Арья
Тары, у которой голова и тело повернуты налево, левая нога лежит ровно, а
правая повернута в сторону; правая рука в варамудре, а левая рука держит
у сердца символ Трех Драгоценностей. Известно, что это изображение
осенено великой благодатью и просто созерцание лица богини избавляет
верующих от страданий.
Достигнув города Вайшали, они узнали, что население в большом
волнении и панике из-за слухов о приближении войск турушков.
Той ночью Дхармасвамин увидел во сне страну Ваджрасаны и разговаривал с Чаг-лоцавой-старшим. Здесь процитируем шлоки из «Анупрасалы»,
сочиненные самим Дхармасвамином в память о милости его Гуру:
Пусть много спутников.
Опасности презрев
От буйвола и от солдат турушков,
Волшебной силой Гуру,
Невредимый, увижу я Ваджрасану.
Вот милость Упадхьяи,
Великого Дхармасвамина.
Что значит вышеприведенная шлока? История об опасности от дикого буйвола была рассказана в главе о Тирхуте. А что значат слова «увижу Ваджрасану... волшебной силой»? Когда Гуру проповедовал во время осеннего собрания в большом монастыре Тангпоче, он показал ему
шлоки на верхнем этаже храма. «Ты написал это?» — спросил Гуру. «Я
написал их пять лет назад в Тэйре»,— сказал он. Тогда Гуру объяснил
смысл шлок.
Дхармасвамин сказал, что когда они добрались до города Вайшали,
все жители бежали оттуда на рассвете, опасаясь солдат-турушков. Один из
паломников спросил: «А мы когда уйдем?» Когда три сотни спутников
собрались уходить, я видел сон о том, что пришел в Ваджрасану, и Дхармасвамин-старший тоже пришел туда и со своими помощниками открыл
двери храма, говоря: «Сын, смотри сюда хорошенько! Не бойся! Иди сюда!»
Проснувшись, я ощутил в сердце радостное чувство.
Тогда на закате все жители Вайшали убежали, но я не убежал. Один из
спутников сказал: «Ладно, я тоже останусь». И остался. Поскольку мы трое
остались, один из гостей тоже остался. На рассвете, когда я вышел на улицу,
увидел девушку-служанку; гости с постоялого двора спросили ее: «Есть для
нас какие-нибудь добрые новости?» Женщина сказала: «Солдаты ушли в
Западную Индию». Все обрадовались, а некоторые говорили, что «эта женщина, должно быть, была сама богиня Тара», и, говоря это, сам Дхармасвамин улыбался.
Так гласит
Четвертая глава о том, как в Вайшали Дхармасвамин видел
во сне Ваджрасану
#РЕРИХ_ЮНРерих #ЮрийРерих #ТибетиЦентральнаяАзия #АгниЖизнеописаниеДхармасвамина
_____
Вайшали (англ. Vaishali) — город в Древней Индии, в VI веке до н. э. служивший столицей государства Личчхавов — одного из первых государств в мире с демократической республиканской формой правления. Вайшали является важным местом паломничества для буддистов и джайнов. В 599 году до н. э. здесь родился 24-й тиртханкара Махавира. Будда перед смертью прочитал здесь свою последнюю проповедь. В 383 году до н. э. в Вайшали состоялся Второй буддийский собор. Будда посещал Вайшали много раз. В его времена Вайшали был крупным, богатым и процветающим городом. Самые ранние упоминания о Вайшали содержатся в записках китайских путешественников Фасяня и Сюаньцзана. Вайшали располагался на месте деревни Басрах в современном округе Вайшали в штате Бихар. Местоположение древнего города определил в 1861 году британский археолог Александр Каннингем.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев