Он не особенно разделял красоту на внутреннюю и внешнюю, что делали некоторые мировые писатели, но прекрасно знал истинную цену каждой из них.
Прежде всего, образ прекрасного он видел в природе. Человек, по Бунину - это часть природы. И люди у него живут по законам природы: подчиняясь её цикличности, её умиранию и возрождению и даже её настроению ("В вечерний час, над степью мирной, когда закат над ней сиял, среди небес, стезёй эфирной, вечерний ангел пролетал..."). Красота в его произведениях - это естественный сплав благостного помысла, искреннего чувства и идеального устремления, когда дух проникает в плоть и облагораживает её. И в итоге душа человека остаётся превалирующей ценностью. Чувство гармонии с природой играет в этом "сплаве" не последнюю роль.
Как и другие гуманисты, Бунин преклонялся перед красотой доброго сердца. Он пишет об обезображенном недугом человеке с душой, словно вмещающей в себя весь мир, считающем всех людей братьями, в "Слепом". Или интересен короткий рассказ "Красавица", робко вторящий величайшим столпам литературы - таким, как "Герой нашего времени", "Великий Гэтсби" и "Унесённые ветром" - о бесполезности внешней красоты в отсутствие красоты внутренней. На человека писатель возлагает глубокую ответственность моральную ("...Чертей не пламя утешает, не то, что злей ехидны человек, а то, что гроб, сожжённый в прошлый век, он в нынешнем цветами украшает"), нежели просто уайльдовское "быть внешне красивым".
Хотя сам Иван Алексеевич от своей мужской привлекательности никогда не отказывался, всегда следил за собой, а в пору молодости вообще частенько бывал на всяческих шумных вечеринках, где бывало много прехорошеньких барышень. И когда писателю доводилось видеть красивую женщину - на глазах менялся. В обществе милых дам даже цвет его глаз переходил от синего к голубому, зелёному.
Ну, право, хорош?
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев