С Благовещением, братья и сестры! Ныне праздник, который называется главизной, т.е. началом нашего спасения. И в празднике Благовещения действительно очень много паралелей с началом творения мира: в ответ архангелу Гавриилу Пресвятая Дева говорит "да будет", эти же слова звучат в 3 стихе первой главы книги Бытия, когда Бог только начинает творить мир. Прошли многие тысячи лет между "да будет" Творца и "да будет" Пресвятой Девы. Человечество пережило грехопадение, первое убийство а дальше - множество войн и бедствий, отшумели цивилизации Вавилона и Египта, уже умерли великие праведники - Моисей, царь Давид...пока не родилась самая чистая, самая смиренная Дева, которая смогла так ответить Богу, что Он воплотился. Свт. Григорий Палама в слове на Благовещение размышляет над вопросом: почему воплощение не произошло вскоре после грехопадения? Действительно, зачем были все эти тяготы и страдания тысяч лет человеческой истории, неужели Бог не мог воплотиться уже от детей Адама и Евы и искупить нас всех? И свят Григорий сам отвечает на свой вопрос говоря, что вся эта человеческая история была...поиском Богородицы. Все вот это время от Адама и до сегодня не находилось столь чистого, столь преданного Богу сердца как у Богородицы. Она продолжила тот диалог, который Бог начал с Адамом в раю. Но Адам начал начал юлить и врать, потому понадобился труд и благочестие многих поколений, многих праведников, чтобы сегодня Пресвятая Дева без всяких сомнений, тревог, не смотря на опасность для Нее ответила Гавриилу "да будет", словно подхватив оборванную речь праотца Адама. Да, сегодня Бог реализовывает последнюю часть своего плана по спасению человечества - путь на Голгофу, принесение Себя в жертву, но и человечество принесло Богу в дар самое сокровенное, драгоценное и чистое что него было - Пресвятую Деву, Ее "да будет" стало нашим откликом, откликом всего человечества на Божественное "да будет" и залогом той великой жертвы, которую Богородица принесет на Голгофе, когда Она будет видеть жестокое убийство Сына. Потому где-то до 4-го Века Пасха праздновалась вместе с Благовещением. В тот День, когда Христос зачался в лоне Богородицы - в тот же День Он и умер, 25 марта 33 года. Ответа "да будет" Бог ждет и от нас. И для нас этот ответ тоже будет связан с испытанием, с жертвой, но если мы согласимся, то и в нашей жизни произойдет такое, о чем мы и подумать не могли. Руслан Калинчук
    0 комментариев
    1 класс
    Благовещение
    0 комментариев
    3 класса
    Благовещение Пресвятой Богородицы Даты 7 апреля; в 2025 году 1 день предпразднства (с 6 апр.), 1 день попразднства (по 8 апр.) Историческое содержание Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы празднуется 7 апреля (нов ст.), отстоит ровно на 9 месяцев от даты празднования Рождества Христова, имеет один день предпразднства и один день попразднства, в который празднуется Собор архангела Гавриила. Предпразднство и попразднство отлагаются, если Благовещение случается на Страстной или Светлой седмице. Название праздника указывает на какое-то особое, неслыханное ранее «радостное известие», прозвучавшее единожды в мировой истории. Этим и объясняется отсутствие у праздника уточняющего смысл подзаголовка (особенно в обиходной речи): произнося одно лишь слово «Благовещение», мы не боимся быть неверно понятыми, ибо «радостных известий» было много, но Благовещение случилось лишь однажды. Таким образом, название праздника «Благовещение Пресвятой Богородице» буквально означает: «Радостная весть [сообщенная] Пресвятой Богородице». Какая же радостная весть составляет существо праздника? Кто был вестником? Из Евангелия от Луки (ибо только он описывает данное событие) мы узнаём, что немногим более двух тысяч лет тому назад в маленьком палестинском городке Назарете совершилось превосходящее наше разумение событие — природа Бога соединилась с природой человека. Здесь жила скромная подданная римского императора Августа, юная Мария, к тому времени сирота. Она происходила из династии царя Давида, к которой принадлежал и Иосиф, хранитель девства Марии, пожилой вдовец, которому Она была обручена во исполнение традиции, воспрещавшей добродетельной женщине оставаться одинокой. Иосиф был беден, разумеется, не афишировал свое происхождение (это было смертельно опасно!) и вел жизнь простого ремесленника. Можно представить чувства юной Девы, Которой, во время отсутствия Иосифа, вдруг зримо предстал небесный вестник, ангел Гавриил. «Ангел, войдя к Ней, сказал: "Радуйся, Благодатная! С Тобою Господь!" Но Она сильно смутилась от его слов и стала раздумывать, что же значит такое приветствие. И сказал Ей ангел: "Не страшись, Мариам, ибо Ты обрела милость у Бога: и вот, Ты зачнешь и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. И будет Он велик, и назовут Его Сыном Всевышнего." <…> И сказала Мариам ангелу: "Как же будет это, если Я не знаю мужа?" И ангел сказал Ей в ответ: "Дух Святой сойдет на Тебя, и Сила Вышнего осенит Тебя, потому Дитя Твое будет свято и наречется: Сын Божий."<…> Тогда Мариам сказала: "Пред тобою раба Господня; да будет со Мною, как ты сказал." И удалился от Нее ангел» (Лк.1:28-32, Лк.1:34-35, Лк.1:38). О совершившемся в эти мгновения таинстве трудно говорить: любые слова кажутся непростительной дерзостью. Здесь пристало только благоговейное созерцание тайны: «удобее молчание» (приличествует молчание), как поется в одном из богородичных гимнов. Постараемся лишь понять: то, что занимает несколько строк евангельского повествования, подготавливалось всей историей ветхозаветного человечества, и в диалоге ангела и Девы Марии эта история обрела свой смысл и долгожданное завершение. Ветхий завет (что значит буквально «древний союз», «старый договор») Бога с человеком, имевший характер подготовительный и временный, отныне сменяется новым союзом со всем человечеством и на все времена. Одними лишь своими силами человек не мог преодолеть глубочайшую пропасть, разверзшуюся между ним и Богом, ибо страшный удар, сотрясший его в незапамятные времена ("грехопадение прародителей"), расколол его сверху донизу: от высшего сознания до телесной природы. Он перестал принадлежать Своему Создателю, а значит — и своему разумному "я". Потребовалась встреча и реальное соединение Божественной и человеческой природы через Боговоплощение. Только так могла быть возвращена в первозданное достоинство целостная природа человека. И в лице Марии человечество достигло высшей точки своего духовно-нравственного развития и очищения на путях восстановления Союза с Богом. Незамеченным было явление Деве Марии вестника Небес, никто не слышал происшедшего между ними разговора. Ничуть не изменилась видимая жизнь ни в самом Назарете, ни тем более в горделивом Риме после исчезновения ангела. Но как удивились бы жители огромной многоязычной Империи, если бы узнали, что именно в этом неприметном событии нашла свое оправдание и завершение вся история человечества от Адама и что их потомки станут отсчитывать Новую эру от Дня Рождения мальчика, которого окружающие пренебрежительно называли «сыном плотника»! «Сегодня — начало нашего спасения...», — поется за богослужением праздника Благовещения. Продолжением его станет жизнь Богочеловека Иисуса Христа – «Второго Адама», а завершением — Тайная вечеря, Голгофа, возглас «Совершилось!», нисхождение во Ад, Тридневное Воскресение, Вознесение и сидение «одесную Отца». Приложение Тропарь праздника, глас 4: Сегодня – начало нашего спасения и откровение предвечной тайны: Сын Божий становится Сыном Девы и Гавриил возвещает о ниспослании благодати. Поэтому и мы вместе с ним воскликнем Богородице: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!» Кондак праздника, глас 8: Тебе, Высшей Военачальнице, мы, недостойные рабы Твои, избавившись от бед, о, Богородица, воспеваем победную и благодарственную песнь. Ты же, как имеющая силу непобедимую, освобождай нас от всяких бед, чтобы мы взывали к Тебе: «Радуйся, Невеста, в брак не вступившая!» Поэтическая страничка А. Красницкий В день Святого Благовещения Прошли уже века, но также, как и прежде, Повсюду этот день — день радости людской - Встречает целый мир в живительной надежде, Что сердцу он несет отраду и покой. Благую весть сердцам, как Ангел кроткой Деве, Приносит этот день и нам в житейской мгле. Забыть бы о вражде, о злобе адской, гневе, И легче бы тогда всем было на земле. А. Пушкин Птичка В чужбине свято наблюдаю Родной обычай старины: На волю птичку выпускаю При светлом празднике весны. Я стал доступен утешенью; За что на Бога мне роптать, Когда хоть одному творенью Я мог свободу даровать! Ф. Туманский Птичка Вчера я растворил темницу Воздушной пленнице моей: Я рощам возвратил певицу, Я возвратил свободу ей. Она исчезла, утопая В сиянье голубого дня, И так запела, улетая, Как бы молилась за меня. Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропарь, глас 4 Днесь спасе́ния на́шего глави́зна1, е́же от ве́ка та́инства явле́ние2:/ Сын Бо́жий, Сын Де́вы быва́ет,/ и Гаврии́л благода́ть3 благовеству́ет./ Те́мже и мы с ним Богоро́дице4 возопии́м:/ ра́дуйся, Благода́тная5,// Госпо́дь с Тобо́ю. Перевод: В сей день спасения нашего начало и предвечного таинства явление: Сын Божий Сыном Девы становится и Гавриил о благодати благовествует. Потому и мы с ним Богородице возгласим: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!» Примечания 1 Слово главизна (κεφάλαιον) в данном случае имеет значение «самая суть», «ключевой аргумент» (иное значение слова — «раздел текста» [ср. совр. рус. «глава [книги]»] — здесь не подходит). На Благовещение происходит, по сути, самое главное событие всей истории спасения Богом падшего человечества (см. ниже комм. 4). Недаром в первые века христианства считалось, что в ту же точно дату свершилась и Искупительная Жертва Христа на Кресте (позднее византийцы немного скорректировали эту хронологию и стали считать 25 марта по юлианскому календарю — дату Благовещения — днем не Распятия — Пасхи Крестной, — а днём Воскресения Христова, Пасхи Воскресной. Поэтому в те редкие годы, когда Пасха совпадает с Благовещением, она называется Кириопасхой = «Точной [в смысле календарной даты] Пасхой»). 2 Церковнославянское слово явление вполне передает значение оригинала (φανέρωσις, значения: «видимый знак», «раскрытие [тайны]», «проявление [чего-то, ранее сокрытого]», «появление [звезды на небосклоне]»), но в русском языке у слова «явление» спектр значений соответствует, скорее, слову «феномен». 3 В дониконовском варианте перевода тропаря вместо благодать читается радость. В греческом оригинале: χάριν, «благодать», однако игра слов вполне угадывается, поскольку от χάραν («радость») это слово отличается всего одной буквой (а в некоторых рукописях так и написано, через -α-). Архангел сначала приветствует Деву: «Радуйся...» (Χαῖρε), а затем говорит, что Она обрела благодать (χάριν) у Бога (Лк 1:28–29). На этой игре слов — «радость»/«благодать» — построены многие песнопения Благовещения. ⁴ Как известно, этот термин сделался камнем преткновения для древнего еретика Нестория. Святитель Кирилл Александрийский, подробно изобличивший его ересь, многократно разъяснил, что во главе угла православного учения о спасении лежит догмат о Боговоплощении, что мы и празднуем на Благовещение. Ср. первую строку тропаря. ⁵ В дониконовском варианте: Обрадованная, что является альтернативным переводом оригинала, Κεχαριτωμένη (ср. комм. 3). Само слово κεχαριτωμένη взято из обращения архангела Гавриила к Пречистой Деве: Χαῖρε Κεχαριτωμένη! ὁ Κύριος μετὰ σοῦ (Лк 1:28: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою»), и далее сам архангел его и разъясняет: «εὗρες γὰρ χάριν παρὰ τῷ Θεῷ» (ибо Ты обрела благодать у Бога: Лк 1:30; т. о., наиболее точным переводом было бы не «Благодатная» или «Обрадованная», а «Та, Кто обрела благодать у Бога»). Это обращение напоминает слова пророчества Софонии: Χαῖρε σφόδρα θύγατερ Σιων, κήρυσσε θύγατερ Ιερουσαλημ· εὐφραίνου καὶ κατατέρπου ἐξ ὅλης τῆς καρδίας σου θύγατερ Ιερουσαλημ!.. Κύριος ὁ Θεός σου ἐν σοί… (Соф 3:14, 17, в переводе Септуагинты) — Радуйся дщи Сионова зело, проповедуй дщи Иерусалимова, веселися и преукрашайся от всего сердца твоего, дщи Иерусалимля!.. Господь Бог Твой в Тебе... Скоро, в Великую субботу, мы его услышим. Священник Михаил Желтов Кондак, глас 8 Взбра́нной Воево́де победи́тельная,/ я́ко изба́вльшеся от злых,/ благода́рственная воспису́ем Ти раби́ Твои́, Богоро́дице,/ но, я́ко иму́щая держа́ву непобеди́мую,/ от вся́ких нас бед свободи́, да зове́м Ти́:// ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная. Перевод: Обороняющей нас Военачальнице за избавление от страшных бед учреждаем Тебе торжества победы благодарственные мы, рабы Твои, Богородица! Но Ты, как имеющая власть необоримую, от всяческих опасностей нас освободи, да взываем Тебе: «Радуйся, Невеста, брака не познавшая!» Величание Арха́нгельский глас/ вопие́м Ти, Чи́стая:/ Ра́дуйся,/ Благода́тная,// Госпо́дь с Тобо́ю. Богословское содержание – Явив, в ответ на слова Ангела, согласие стать Матерью Сына Божьего по человеческому естеству, Богородица продемонстрировала послушание Богу и послужила Божественному Домостроительству Спасения; – в этот день, с согласия Девы Марии, Сын Божий восприял в Свою Ипостась человеческое естество (произошло сверхъестественное зачатие Господа Иисуса Христа по человеческому естеству); – в этот день Богородица, по слову отцов, сделалась «Небом», «Раем», «Ковчегом», «Лествицей Небесной». Иконография Как правило, иконы этого типа соответствуют следующим иконографическим нормам. В центре композиции — Дева Мария, а рядом с ней вестник Божий — архангел Гавриил. Богородица часто бывает представлена сидящей. Это интерпретируется и таким образом, что в момент явления ангела Она действительно сидела (существует предание, что в тот момент она трудилась над изготовлением завесы для Храма, а согласно другому преданию, занималась чтением Писания, и именно: читала пророчество, зафиксированное в Книге пророка Исаии о том, что Дева зачнёт и родит Сына, Еммануила (Ис.7:14); иногда эти два предания объединяют и толкуют, как указывающие на два связанных хронологически события). Кроме того тем, что Она изображена сидя, подчеркивается Её превосходство над ангелом. Образ же стоящей (перед ангелом) Богоматери подчеркивает, что Она со вниманием выслушала переданную им Благую весть. Иногда правая ладонь Богородицы бывает изображена развернутой в сторону ангела или (и) несколько вверх — знак внимания и послушания Богу, знак готовности к восприятию Божественной благодати. На некоторых иконах правая рука Божьей Матери прижата к груди (при этом голова Её бывает наклонена) — символ смиренного принятия Благой вести. Мимика Пресвятой Богородицы, воспроизведенная на разных иконах, может выражать различные чувства: смущение (Лк.1:34), согласие исполнить волю Божью (Лк.1:38) и пр. Взгляды ангела и Девы Марии могут быть обращены друг на друга, а могут быть направлены вверх (на Небо, к Богу). В верхней части иконы бывает изображен луч, изливающийся из небесной сферы, расходящийся книзу на три луча. В данном случае этот глубокий образ символизирует особое Божественное действие: то действие, благодаря которому, с одной стороны, Дева Мария была очищена, сделавшись из чистой — Пречистой, подготовлена к чрезвычайной миссии — стать и быть Матерью Бога по человеческому естеству, а с другой стороны, благодаря которому произошло сверхъестественное зачатие, воплощение Сына Божьего, восприятие в Его предвечную Ипостась человеческого естества (Лк.1:35). Иногда в месте перехода единого луча в тройственный изображается небольшая сфера, внутри которой — голубь — символ Святого Духа; впрочем, на многих иконах такая сфера отсутствует. Архитектурные образы, присутствующие на иконах Благовещения, символизируют место, где произошла встреча Богородицы с ангелом (покров, натянутый между строениями, в этом варианте может интерпретироваться как знак того, что действие происходит внутри помещения, и кроме того может указывать на Божественный благодатный покров) и иные городские постройки, а в духовном смысле указывают на Горний Иерусалим, научая нас, что спасение достижимо через веру в Бога, в Иисуса Христа как Спасителя, через послушание Богу. Богослужебные (литургические) особенности Накануне вечером совершается всенощное бдение. См. в Минее на 25 март. / 7 апр. По своим особенностям праздник Благовещения приближается к праздникам Рождества Христова и Богоявления. Праздник выпадает на дни Великого Поста или Светлой седмицы, от четверга 3 седмицы Великого Поста до среды Светлой седмицы (включительно). Всенощное бдение на праздник Благовещения состоит из великого повечерия с литией, утрени и 1-го часа. На утрене Благовещения всегда читается Евангелие, поются полиелей и величание. Исключением здесь являются: 1) Кириопасха – когда Благовещение случится в самый день Пасхи. На Светлой заутрене, перед великой ектенией на «Слава» и затем на «и ныне» поется тропарь Благовещения (2 раза). Полиелея и величания не бывает. Евангелие Благовещения читается на утрене после 6 песни канона (перед этим поется прокимен Благовещения). Канон праздника соединяется с пасхальным каноном. 2) Если Благовещение случится в Неделю Ваий, то после полиелея поется величание Благовещения, но прокимен – Недели Ваий, и Евангелие – Недели Ваий, а не Благовещения. 3) Если Благовещение случится в Великий Пяток, то на утрене читаются 12 дневных («страстных») Евангелий. После 7 дневного Евангелия бывает полиелей и величание праздника, а затем поются степенны: первый антифон 4 гласа, прокимен праздника и читается Евангелие праздника. Канон праздника соединяется с трипеснцем Великого Пятка (Пятницы). Канон праздника, по традиции, читается двумя чтецами (до 9 песни): один читает тропари «Ангела», другой – «Богородицы». Тропари 9 песни читаются одним чтецом с припевом, который поет хор. Литургия Преждеосвященных Даров в день праздника Благовещения не совершается. Совершается Литургия свт. Иоанна Златоуста. Может совершаться Литургия свт. Василия Великого, если праздник случится в дни, когда ее положено совершать, то есть в Недели Четыредесятницы (кроме Недели Ваий), в Великий Четверг и Великую Субботу. Литургия предваряется часами, изобразительными, вечерней. По Уставу, часы совершаются «без покло́нов». Отмена поклонов не распространяется на три поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина, поскольку совершение этих поклонов в праздник указано на 1-м часе и на изобразительных. Изобразительны начинаются с «Во Царствии Твоем...». Вечерня (в соединении с Литургией свт. Иоанна Златоуста) совершается «без кафи́змы, и без покло́нов». Во время пения стихир на «Господи, воззвах» заканчивается проскомидия. На проскомидии заготовляется два Агнца – для среды и пятницы. Задостойник праздника: припев «Благовествуй, земле, радость велию, хвалите небеса Божию Славу!» и ирмос 9 песни: «Яко одушевленному Божию кивоту, да никакоже коснется рука скверных (непосвященных); устне же верных Богородице немолчно глас Ангела воспевающе, с радостию да вопиют: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». Но если Благовещение случится в Великий Четверг или Великую Субботу, то на Литургии святого Василия Великого поется задостойник не праздника, а дня (в Великий Четверг – «Странствия Владычня»; в Великую Субботу – «Не рыдай Мене, Мати»). Задостойник праздника («Яко одушевленному Божию кивоту») с припевом поется только в случае, если служба совершается в храме Благовещения. *** I. Тропарь Благовещению Церковнославянский текст Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою. Перевод Сегодня [празднуется] сама суть нашего спасения и раскрытие Тайны, от века [сокрытой]: Сын Божий делается Сыном Девы, а Гавриил благовествует благодать. Поэтому и мы с ним воскликнем Богородице: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!».
    0 комментариев
    3 класса
    С Благовещением Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы, и Приснодевы Марии!
    0 комментариев
    5 классов
    . Донская Икона Богородицы. Почитание Донской иконы Божией Матери началось сразу после её появления. Великая княгиня Евдокия, супруга великого князя Димитрия Донского, заказала эту икону в память о своём муже и о воинах, погибших в битве на Дону в 1380 году. Донская икона стала символом победы русского народа в этой знаменитой битве и его почитания Богоматери. Со временем, Донская икона стала известной благодаря своим чудотворным свойствам. Она считается покровительницей воинов, защитницей от болезней и страданий. Во многих семьях ее изображение занимает почетное место, и люди молятся перед ней, просить у нее помощи и защиты. Праздник Донской иконы Божией Матери отмечается 19 августа. В этот день тысячи людей приходят к иконе, чтобы поклониться ей и попросить о помощи. В церквях и храмах Государственной Третьяковской галереи проходят торжественные службы, где верующие собираются для молитвы и благодарности Богоматери. История Донской иконы Божией Матери тесно связана с историей России и ее борьбы за свободу и независимость. Она напоминает нам о силе и защите, которые Бог посылает нам через Богоматерь. Донская икона учила продолжает учить нас верить в Божью милость и обращаться к Ней в нужде и испытаниях. Сегодня Донская икона Божией Матери продолжает быть одним из самых почитаемых иконных образов в России. Ее изображения можно увидеть во многих храмах и монастырях, а также в многих домах, где верующие приносят ей свою молитву и поклонение. Донская икона Божией Матери оставляет глубокий след в сердцах людей и дарит им надежду и утешение. Она напоминает нам о том, что Бог всегда рядом с нами и помогает нам в наших бедах и нуждах. Мы можем обратиться к Ней с любой просьбой и быть уверенными, что Она услышит нас и поможет нам. Донская икона Божией Матери – это не только исторический артефакт и художественное произведение, но и духовный символ, который помогает нам встретиться с Богом и получить Его благословение и защиту. Она оставляет незабываемые впечатления на своих почитателей и продолжает служить примером веры и упования.
    0 комментариев
    3 класса
    Всем нам очень важно понимать, что каждого человека спасает Бог и Его благодать, но мы — соучастники, и от нас во многом зависит, будем ли мы с Богом после нашей земной кончины или не будем. Точно так же можно сказать и про жизнь земную. Будем ли мы здесь с Богом? Сможем ли опираться на Его силы, если у нас нет желания идти навстречу Господу и устанавливать с Ним реальную связь через молитву, через свершение добрых дел, через установление для самого себя таких правил жизни, которые бы совпадали с волей Божией о человеке? А воля Божия запечатлена в Его слове — в Священном Писании. Это слово преподается через Церковь, и все, чему учит Церковь, направлено именно на то, чтобы помочь людям обрести великую возможность, опираясь на Божественную благодать, идти путем спасения. --- Из проповеди после великого повечерия в Даниловом монастыре г. Москвы, 5 марта 2025 года
    0 комментариев
    1 класс
    «Как неверующего друга уговорить поверить в Бога?» Для этого сначала надо выяснить: «А почему ты веришь, что нет Бога? Наука доказала? А вот Н.П. Бехтерева, наш замечательный ученый, академик РАН директор Института мозга, выступая — я сам слышал это — выступая, сказала: «Только с признанием Высшего Разума можно понять существование такого сложнейшего органа, как человеческий мозг». А сколько верующих ученых только 20-го века: М. Борн, Л. Бройль, М. Планк, В. Гейзенберг, К.Ф. фон-Вейцзекер, П. Иордан, Э. Шрёдингер, Дж. Полкинхорн и т. д.! Поэтому вы говорите, что сделать? Во-первых, надо спросить, почему не верит. Это первое. Предупреждаю при этом: никогда не доводите свои дискуссии до ожесточенного спора. Думаю, что если по-хорошему разговаривать, то он заинтересуется вашими аргументами. И тогда можно будет представить и телеологический аргумент, и духовно-опытный, и указать на историю человечества, которое до сих пор в своём большинстве сохраняет веру. ______ Фрагмент статьи «Что такое успех и развитие личности?» https://alexey-osipov.ru/books-and-publications/stati/chto_takoe_uspekh_i_razvitie_lichnosti
    0 комментариев
    4 класса
    Похвала Пресвятой Богородицы Так называется удивительный по красоте и духовной радости праздник, который всегда отмечается в субботу 5-й седмицы Великого поста. В этот день мы с благодарностью славим Пречистую Заступницу, вспоминая Ее чудесную помощь жителям осажденного Константинополя в 626 году и каждому из нас. И в дальнейшем жители византийской столицы собирались для совместной молитвы в Влахернском храме и возносили благодарение заступничеству Божией Матери, прославляя Ее за дарованную милость. Со временем эта традиция стала ежегодной и распространилась на всю Православную Церковь. В пятницу вечером, в 2025 году – 4 апреля, в канун праздника в храмах читается Акафист Похвала Богородице. Поэтому праздничную субботу иногда называют Субботой Акафиста. Меня порой спрашивают: почему такое радостное церковное песнопение звучит в самые скорбные, строгие и покаянные дни Великого поста? Этот духовный оазис дарован нам для укрепления духа, он служит напоминанием о грядущей радости – Воскресении Господа, о победе над смертью, открывшей нам врата в Царство Небесное. И о великой роли Той , без Которой эта победа была бы невозможна. Именно поэтому Акафист Похвала Богородице остается единственным акафистом, вошедшим в богослужебный Устав Русской Православной Церкви. В одной из своих проповедей в Субботу Акафиста Святейший Патриарх Кирилл сказал слова, которые нужно принять как напутствие каждому из нас: «Сегодня мы возносим славу Пресвятой Богородице, Той, Которая пронесла через жизнь особый крест, Которая явила нам пример не только святости жизни, чистоты ума и сердца, любви, но и терпения, мужества, способности достойно и спасительно нести тяжелейший крест, который только и спасает человека. Пресвятая Богородица была восхищена на небо не только потому, что явила в Себе величайший дар Божественной благодати, но и потому, что жизнью Своею Она этот дар поддержала. Терпением, страданием и скорбью Своею Она этот дар преумножила, принеся великую жертву Богу всей Своей жизнью. И сегодня мы прославляем Пречистую Царицу Небесную и учимся от Нее спасительному крестоношению, прославляем Ее как заступницу рода человеческого, Которая, пройдя скорбными тропами Своего земного бытия, ныне во славе предстоит Сыну Своему и Господу нашему и, верим, молится за нас, каждого укрепляя в его собственном крестоношении, каждого укрепляя на пути к спасению в осуществлении и провозглашении Божией правды». Молитвы Божией Матери пред иконой «Похвала Пресвятой Богородицы» Тропарь Дево Безневестная и Мати Всечистая, приемши от Архангела благовещение, со тщанием востекла еси в Горняя, и целовавши южику Твою, всечестную Елисаветь, Материю Господа от сия наречена была еси, и возвеличила возвеличившаго Тя Господа: Благословенна Ты в женах, и благословен Плод чрева Твоего. Кондак Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя. Величание Достойно есть величати Тя, Богородице, Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим. Молитва К кому возопию, Владычице? К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач мой и воздыхание мое приимет, аще не Ты, Пренепорочная, надеждо христиан и прибежище нам грешным? Кто паче Тебе в напастех защитит? Услыши убо стенание мое и приклони ухо Твое ко мне, Владычице Мати Бога моего, и не презри мене, требующаго Твоея помощи, и не отрини мене грешнаго. Вразуми и научи мя, Царице Небесная; не отступи от мене, раба Твоего, Владычице, за роптание мое, но буди мне Мати и заступница. Вручаю себе милостивому покрову Твоему: приведи мя грешнаго к тихой и безмятежней жизни, да плачуся о гресех моих. К кому бо прибегну повинный аз, аще не к Тебе, упованию и прибежищу грешных, надеждою на неизреченную милость Твою и щедроты Твоя окриляемь? О, Владычице Царице Небесная! Ты мне упование и прибежище, покров и заступление и помощь. Царице моя преблагая и скорая заступнице! Покрый Твоим ходатайством моя прегрешения, защити мене от враг видимых и невидимых; умягчи сердца злых человек, возстающих на мя. О, Мати Господа моего Творца! Ты еси корень девства и неувядаемый цвет чистоты. О, Богородительнице! Ты подаждь ми помощь, немощствующему плотскими страстьми и болезнующему сердцем, едино бо Твое и с Тобою Твоего Сына и Бога нашего имам заступление; и Твоим пречудным заступлением да избавлюся от всякия беды и напасти, о пренепорочная и преславная Божия Мати Марие. Темже со упованием глаголю и вопию: радуйся, благодатная, радуйся, обрадованная; радуйся, преблагословенная, Господь с Тобою.
    0 комментариев
    3 класса
    Преподобный Исаа́кий Далматский, игумен Дни памяти: 4 апреля 12 июня 16 августа Житие Преподобный Исаакий происходил «с востока», по всей вероятности из Сирии. Он подвизался в пустыне, пока не услышал голос с небес, повелевший ему отправиться в Константинополь. Прибыв туда, святой застал столицу охваченной ересью арианства, приверженцем которой был император Валент (364–378). Когда император собирался на войну с варварами, прп. Исаакий несколько раз подходил к нему с увещеваниями, прося открыть церкви и прекратить гонения на православных. За это приближенные императора избили святого, а Валент приказал бросить его в зловонное болото, из которого живым не выбиралось ни одно существо. Но два ангела чудесным образом избавили прп. Исаакия от гибели. Придя к императору в последний раз, он предсказал ему поражение в войне и гибель в огне. Разгневанный император повелел бросить подвижника в темницу до своего возвращения. По пророчеству святого армия Валента была разбита варварами, а император, спасаясь бегством, сгорел в деревянном амбаре, подожженном преследователями. О встрече прп. Исаакия с Валентом и предсказании поражения и гибели императора сообщают также церковные историки блж. Феодорит Кирский, Созомен и некоторые другие. В синаксарном Житии прп. Исаакия в связи с этими событиями приведена история, не встречающаяся в других редакциях: святой узнал о гибели императора еще до того, как вести дошли до Константинополя, ибо он чудесным образом чувствовал запах сожженного тела, доносившийся с места сражения. Эта история была впоследствии пересказана историком Иоанном Зонарой. После смерти императора Валента на престол взошел император Феодосий I Великий (379–395). Услышав о пророчестве святого, император приказал отпустить его из темницы и с почестями принял во дворце. После этого прп. Исаакий, согласно Житию, участвовал во II Вселенском Соборе (381) (однако в списках участников Собора он не отмечен). Затем святой хотел вернуться в пустыню, но благочестивые вельможи Сатурнин и Виктор просили его не покидать Константинополь и не оставлять своих духовных чад. Вняв их уговорам, прп. Исаакий попросил построить ему келью. Каждый из вельмож возвел в своем имении жилище для него, и святой выбрал скромную келью, сооруженную Сатурнином. Она находилась в пригороде Константинополя, за городскими стенами. К святому приходило много людей из города, он посещал жителей по их просьбам, чтобы помолиться с ними и благословить их дома. Император Феодосий также неоднократно приглашал его во дворец. Прп. Исаакий всегда стремился помогать бедным, и если кто-то, встретив его на дороге, просил милостыни, то он снимал с себя плащ и отдавал нищему. Если он возвращался из города и ворота уже были закрыты, то после молитвы и крестного знамения святого они всегда чудесным образом открывались. Через некоторое время вокруг кельи Исаакия был основан монастырь, впоследствии названный Далмата монастырь, который считался древнейшим в Константинополе; там святой прожил до конца своих дней. Почувствовав приближение смерти, прп. Исаакий созвал учеников, наставлял их в правой вере и выбрал среди них одного, по имени Далмат, которого назначил своим преемником. После кончины святого император приказал совершить торжественное погребение с процессией к церкви св. Ирины (которая тогда была кафедральным собором Константинополя). Братия монастыря и ученики святого испросили разрешение положить останки Исаакия в церкви св. Стефана, построенной неподалеку от Далматского монастыря. Св. Исаакий был погребен в алтаре этого храма, справа от святого престола. Согласно О. Мейнардусу, частицы мощей прпп. Исаакия и Далмата хранятся в скиту Новая Фиваида на Афоне. Почитание прп. Исаакия в России связано с личностью императора Петра I, день рождения которого (30 мая) совпал с днем памяти святого. Император считал его своим небесным покровителем, и в честь святого был воздвигнут Исаакиевский собор в С.-Петербурге. Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропарь, глас 4 Бо́же оте́ц на́ших,/ творя́й при́сно с на́ми по Твое́й кро́тости,/ не отста́ви ми́лость Твою́ от нас,/ но моли́твами их// в ми́ре упра́ви живо́т наш. Перевод: Боже отцов наших, всегда поступающий с нами по Твоей кротости, не удали милости Твоей от нас, но по их мольбам мирно жизнью нашей управляй. Тропарь, глас 8 В тебе́, о́тче, изве́стно спасе́ся е́же по о́бразу:/ прии́м бо крест, после́довал еси́ Христу́/ и де́я учи́л еси́ презира́ти у́бо плоть, прехо́дит бо,/ прилежа́ти же о души́ ве́щи безсме́ртней.// Те́мже и со А́нгелы сра́дуется, преподо́бне Исаа́кие, дух твой. Перевод: В тебе, отче, точно сохранилось то, что в нас по Божию образу: ибо взяв свой крест, ты последовал за Христом, и делом учил пренебрегать плотью, как преходящей, заботиться же о душе, творении бессмертном. Потому и радуется с Ангелами, преподобный Исаакий, дух твой. Кондак, глас 8 Я́ко уго́дник Бо́жий ве́рный,/ по Христо́ве Це́ркви ре́вностию разже́гся,/ бразды́ Ва́лентовы удержа́в,/ проро́чески тому́ о затворе́нии Це́ркве па́губную смерть предре́кл еси́, преподо́бне.// Те́мже при́сно моли́ о нас, чту́щих тя, Исаа́кие преподо́бне. Перевод: Как верный служитель Божий ты воспламенился ревностью по Христовой Церкви, сдержав правление императора Валента, ты пророчески предсказал ему, преподобный, смерть в огне за закрытие церквей. Потому всегда молись о нас, почитающих тебя, Исаакий преподобный. Кондак, глас 2 Поще́нием возсия́вшия, я́ко свети́ла,/ и е́реси разврати́вшия ве́рою,/ пе́сньми Исаа́кия восхва́лим и с Далма́том Фа́вста,/ я́ко Христо́вы уго́дники,// Того́ моля́щия о всех нас. Перевод: Пощением воссиявшие, как светила, и ереси ниспровергшие верой, молитвенными песнопениями прославим Исаакия и Далмата с Фавстом, как Христовых угодников, Его молящих обо всех нас.
    0 комментариев
    2 класса
    0 комментариев
    0 классов
Фильтр
Закреплено
Фото
  • Класс
  • Класс
  • Класс
  • Класс
  • Класс
  • Класс
  • Класс
  • Класс
Фото
Фото
  • Класс
Показать ещё