Благоверный князь Все́волод (в Крещении Гаврии́л) Новгородский, Псковский Дни памяти 24 февраля 5 мая - Перенесение мощей 29 июня (переходящая) - Собор Псковских святых 10 декабря - Обре́тение мощей Житие Святой благоверный князь Всеволод, в Крещении Гавриил, Псковский, внук Владимира Мономаха, родился и почти всю жизнь прожил в Новгороде, где в 1088–1093 и 1095–1117 годах княжил его отец, святой благоверный князь Мстислав-Феодор Великий († 15 апреля 1132). В 1117 году, когда великий князь Владимир Мономах дал в удел Мстиславу Белгород Киевский, фактически сделав его своим соправителем, молодой Всеволод остался наместником отца на Новгородском княжении. Много доброго сделал святой князь Всеволод для Новгорода. Со святителем Нифонтом, архиепископом Новгородским (память 8 апреля), он воздвиг множество храмов, среди которых – собор великомученика Георгия в Юрьевском монастыре и храм святого Иоанна Предтечи на Опоках, построенный в честь Ангела его сына-первенца Иоанна, умершего в младенчестве († 1128). В Уставе князь даровал льготные грамоты собору Святой Софии и другим церквам. В страшный голод, спасая людей от гибели, он истратил всю казну. Князь Всеволод был доблестным воином, победоносно ходил на ямь (в 1123) и на чудь, но никогда не брался за меч ради корысти и власти. В 1132 году, по смерти святого великого князя Мстислава, Киевский князь Ярополк Владимирович, дядя Всеволода, следуя завещанию брата, перевел Всеволода в Переяслав Южный, считавшийся старшим после Киева городом. Но младшие сыновья Мономаха – Юрий Долгорукий и Андрей Добрый, опасаясь, что Ярополк сделает Всеволода своим наследником, выступили против племянника. Не желая междоусобиц, святой князь вернулся в Новгород, но его приняли с неудовольствием. Новгородцы считали, что князь был "вскормлен" ими и не должен был уходить от них. "Ходил Всеволод в Русь, в Переяслав, – отметил новгородский летописец, – а целовал крест новгородцам, сказав „хочу у вас умереть‟». Стремясь восстановить добрые отношения с новгородцами, князь в 1133 году предпринял новый победоносный поход на Чудь и присоединил к новгородским владениям Юрьев. Но тяжелый зимний поход 1135–1136 годов на Суздаль окончился неудачей. Своевольные новгородцы не вразумились Божиим наказанием и не могли простить поражения своему князю. Вече решило призвать князя из враждебного Мономаховичам рода Ольговичей, а святого Всеволода осудило на изгнание: "изгнание претерпел еси от своих", – поется в тропаре святому. Полтора месяца князя с семьей, как преступника, держали под стражей на архиерейском дворе, а когда прибыл князь Святослав Ольгович, "пустиша из города". Всеволод вновь ушел в Киев, и дядя Ярополк дал ему в держание Вышгородскую волость под Киевом, где в Х веке, в годы правления своего сына Святослава, жила святая равноапостольная великая княгиня Российская Ольга (память 11 июля). Ольга, "градов Киева и Пскова изрядная доброто", защитила своего неправедно обиженного потомка: в следующем, 1137 году жители Пскова, помнившие походы новгородско-псковского войска под водительством князя, призвали его на псковское княжение, на родину равноапостольной Ольги. Это был первый Псковский князь, избранный по воле самих псковичей. Славным деянием святого благоверного князя Всеволода-Гавриила во Пскове была постройка первого каменного храма во Имя Живоначальной Троицы на месте деревянного, времен равноапостольной Ольги. На иконах святого часто пишут держащим в руке храм "об одном верху – Святая Троица". Только год прокняжил во Пскове святой Всеволод – 11 февраля 1138 года он скончался, прожив 46 лет. Весь Псков собрался на погребение любимого князя, не было слышно церковного пения от народного плача. Новгородцы, опомнившись, прислали протопопа из Софийского собора, чтобы взять в Новгород его святое тело, но князь отвратился от Новгорода, и рака не двинулась с места. Горько плакали новгородцы, раскаиваясь в неблагодарности, и молили даровать им хоть малую частицу святого праха "на утверждение граду". По их молитвам отпал ноготь от руки святого. Псковичи положили святого Всеволода в храме святого великомученика Димитрия. Рядом с гробом поставили боевое оружие князя – щит и меч, имевший форму креста, с надписью по-латыни "Чести моей никому не отдам". Никогда не нарушалась глубокая духовная связь города святой равноапостольной Ольги со святым князем: он навсегда остался псковским чудотворцем. При осаде Пскова Стефаном Баторием в 1581 году, когда уже была разрушена крепостная стена и поляки были готовы ворваться в город, из Троицкого собора с крестным ходом принесли на место сражения святые мощи князя Всеволода, и враг отступил. При явлении чудотворной Псково-Покровской иконы (память 1 октября) святой благоверный князь Всеволод-Гавриил был среди небесных защитников Пскова. Обретение мощей 27 ноября 1192 года были обретены мощи святого князя Всеволода и перенесены в Троицкий собор, в котором был освящен в честь его придел. 22 апреля 1834 года, в первый день Пасхи, святые мощи были торжественно перенесены в главный храм собора. Русская Церковь славит святого Всеволода как исповедника, «претерпевшего изгнание от своих», а Господь прославил его как верного раба Своего совершавшимися при его гробе чудесными исцелениями. Хотя князь жил во Пскове только один год, но оставил по себе глубокую память. Во всех тяжелых случаях жизни псковичи прибегали к помощи своего святого князя. Во время осады Пскова Стефаном Баторием для ободрения защитников города приносилась в их ряды из собора Святой Троицы икона, изображающая благоверного князя Всеволода-Гавриила, и воодушевленные защитники Пскова мужественно отбивали приступы польского войска. Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропарь, глас 4 Измла́да яви́лся еси́, Богому́дре кня́же Гаврии́ле,/ Боже́ственный сосу́д, избра́н Бо́гови,/ благоче́стием воспита́н, ве́ру непоро́чну соблю́д/ и мно́ги святы́я це́ркви устро́ив,/ изгна́ние претерпе́л еси́ от свои́х,/ я́коже и целому́дрии прароди́тели твои́, от бра́та убие́ние./ С ни́миже предстоя́ Святе́й Тро́ице,/ моли́ся держа́ве Росси́йстей сохране́нной бы́ти // и всем нам спасти́ся. Перевод: С молодости, умудренный Богом князь Гавриил, ты явился священным сосудом, избранным Богом, будучи воспитан в благочестии, ты сохранил непорочной веру и устроил многие святые церкви, претерпел изгнание от своих так же, как целомудренные предки твои, убитые своим братом. С ними же предстоя Святой Троице, молись о сохранении Российского государства и спасении нас всех. Ин тропарь, глас 4 Наста́ днесь всечестны́й но́вый пра́здник,/ обре́тение честны́х моще́й/ блаже́ннаго кня́зя Гаврии́ла,/ веселя́щи изря́дно всех благочести́вых мно́жества,/ те́мже вси ве́рнии,/ соше́дшеся во святы́й храм Живонача́льныя Тро́ицы, возопие́м:/ блаже́нне кня́же Гаврии́ле,/ име́я дерзнове́ние ко Христу́ Бо́гу,// моли́ спасти́ся пра́зднующим любо́вию па́мять твою́. Перевод: Сегодня наступил достойный особого почитания новый праздник: обретение чтимых мощей блаженного князя Гавриила, очень радующий всех благочестивых людей, поэтому все верующие, собравшись во святом храме Живоначальной Троицы, воззовем: «Блаженный князь Гавриил, имея дерзновение ко Христу Богу, моли о спасении празднующих с любовью память твою». Кондак, глас 8 Многому́дренно пресели́вся во град Псков, блаже́нне кня́же Гаврии́ле,/ плод благи́й Бо́гови в жи́зни сей был еси́, присноцвету́щ доброде́тельми, и я́коже Дави́д незло́бием:/ того́ ра́ди получи́л еси́ жизнь ве́чную на Небесе́х,/ всегда́ зря Святу́ю Трои́цу./ Моли́ изба́витися нам от вся́ких бед, да зове́м ти́:// ра́дуйся, утвержде́ние гра́ду на́шему. Перевод: Одаренный мудростью переселившийся в город Псков, блаженный князь Гавриил, ты был угодным Богу плодом (Ин.15:5) в этой жизни, вечноцветущий добродетелями и незлобием, как Давид: поэтому ты получил вечную жизнь на Небесах, всегда созерцая Святую Троицу. Моли об избавлении нашем от всяких бед, да взываем к тебе: «Радуйся, сила города нашего». Ин кондак, глас 8 Возвесели́ся Христо́ва це́рковь,/ имущи в себе́ исто́чника чудесе́м оби́льна./ Днесь, любо́вию соше́дшеся в тя, лю́дие твои́,/ во обре́тение честны́х моще́й блаже́ннаго кня́зя Гаврии́ла,/ воспое́м песнь еди́ному Бо́гу в Тро́ице, ра́дующеся,/ сподо́бльшаго нас ви́дети пречестно́е сокро́вище, мо́щи его́,/ от мног лет сокрове́нны, напосле́док же нам явле́ны./ Я́ко да моли́твами его́ к Бо́гу от всех находя́щих зол изба́вимся/ и ра́достною душе́ю и весе́лием се́рдца/ благода́рная воспое́м, глаго́люще:// ра́дуйся, утвержде́ние гра́ду на́шему. Перевод: Возрадовалась Христова Церковь, имея у себя источник обильных чудес. Сегодня, собравшись с любовью, люди твои, празднуя обретение честных мощей блаженного князя Гавриила, радуясь, воспоем песнь единому в Троице Богу, удостоившему нас видеть почитаемое сокровище, мощи князя Гавриила, много лет бывшие сокрытыми и наконец явленные. Чтобы молитвами его к Богу от всех наступающих бед мы избавились и с радостной душой и веселым сердцем воспели благодарственно, взывая: «Радуйся, сила города нашего». Молитва О, вели́кий уго́дниче Бо́жий и пресла́вный чудотво́рче, святы́й благове́рный кня́же Все́володе-Гаврии́ле, гра́да Пско́ва и всея́ держа́вы Росси́йския небе́сный засту́пниче и покрови́телю, и всех нас усе́рдный пред Бо́гом предста́телю и защи́тителю! Предстоя́ Престо́лу Вели́каго Царя́ и Бо́га на́шего, в Тро́ице Святе́й сла́вимаго и покланя́емаго, ве́лие дерзнове́ние к Нему́ и́маши, я́ко ве́рный раб Его́ и уго́дник. К тебе́ у́бо, я́ко сро́дному нам и многомо́щному пред Го́сподем хода́таю, прибега́ем мы гре́шнии и недосто́йнии, и умиле́нно про́сим тя: моли́ Всеблага́го Бо́га, да отврати́т от нас гнев Свой, пра́ведно по дела́м на́шим на ны дви́жимый, и презре́в безчи́сленная прегреше́ния на́ша, обрати́т нас на путь покая́ния и спасе́ния. Огради́ моли́твами твои́ми в мире жизнь на́шу, и ко всем благо́е поспеше́ние и вся к животу́ и благоче́стию потре́бная нам дарова́ти испроси́, и я́коже дре́вле град твой Псков от плене́ния и разоре́ния ра́тнаго изба́вил еси́, та́ко и ны́не и нас и вся гра́ды и ве́си страны́ на́шея от вся́ких напа́стей и бед и внеза́пныя сме́рти предста́тельством твои́м изба́ви, и от всех враг ви́димых и неви́димых покро́вом твои́м защити́. Сохрани́ моли́твами твои́ми в ми́ре держа́ву на́шу и будь всей стране́ Росси́йстей кре́пкое огражде́ние; да ти́хое и безмо́лвное житие́ поживе́м во вся́ком благоче́стии и чистоте́, и та́ко в ми́ре вре́менное сие́ житие́ преше́дшии, в ве́чный дости́гнем поко́й, и сподо́бимся Небе́снаго Ца́рствия, сла́вяще Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, и твое́ свято́е заступле́ние, во ве́ки веко́в. Ами́нь. 2-я Молитва О, святы́й кня́же Все́володе-Гаврии́ле! К тебе́ у́бо прибега́ем мы, гре́шнии раби́ Бо́жии (имена), и умиле́нно про́сим тя: моли́ Всеблага́го Бо́га, да отврати́т от нас гнев Свой, пра́ведно, по дело́м на́шим, на ны дви́жимый, и, презре́в безчи́сленная прегреше́ния на́ша, обрати́т нас на путь покая́ния и спасе́ния. Огради́ молит́вами твои́ми в ми́ре жизнь на́шу и во всем благо́е поспеше́ние и вся к животу́ и благоче́стию потре́бная нам дарова́ти испроси́, да ти́хое и безмо́лвное житие́ поживе́м во вся́ком благоче́стии и чистоте́ и сподо́бимся Небе́снаго Ца́рствия, сла́вяще Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха и твое́ заступле́ние, во ве́ки веко́в. Ами́нь. Величание Велича́ем тя,/ благове́рный кня́же Гаврии́ле ,/ и чтим святу́ю па́мять твою́,/ ты бо мо́лиши за нас// Христа́ Бо́га на́шего. Величание Ублажа́ем тя,/ благове́рный кня́же Гаврии́ле,/ и чтим обре́тение честны́х моще́й твои́х,/ и ны́не мо́лиши за нас// Христа́ Бо́га на́шего.
    0 комментариев
    0 классов
    Поздравляю вас с Масленицей, Друзья! 🥞🥨🌞
    0 комментариев
    1 класс
    Дорогие братья, воины, защитники Отечества нашего! Всегда в этот день на месте, где возжжен огонь в память о воинах, жизнь свою положивших за Отечество, совершается торжественное приношение цветов и венков, а люди верующие также совершают молитвы, чтобы Господь принял души почивших воинов в Свои Небесные обители. Но Церковь молится за наши Вооруженные силы на каждом богослужении. Ни об одной другой профессии Церковь не молится — она молится о властях, которые несут особую ответственность за судьбу страны, и за воинство, которое обеспечивает безопасность, свободу и независимость России. Молитва о воинах — это важная часть молитв, которые возносит Церковь за весь свой народ. Сегодня, как мы хорошо знаем, не все так просто. Непросто тем, кто с оружием в руках защищает Россию. Не только продолжается холодная война — имею в виду отношения со странами, далеко отстоящими от нас по своим политическим взглядам, — но и боевые действия ведутся, и в каком-то смысле решается будущее нашей исторической Руси. Именно поэтому — еще раз подчеркну — особая молитва Церкви за власти и воинство, за вас, мои дорогие братья, и за всех тех, кого вы представляете, всех военнослужащих разных родов войск. Тех, кто и в мирное время должен сохранять высокий уровень подготовки, чтобы в любой момент ответить на вызовы со стороны противника, а тем более тогда, когда идет реальная битва за будущее России. Мы верим в то, что никакие внешние силы не могут победить Россию — Россию побеждали только внутренние смуты. Но в результате действий нашего Президента, наших властей такой опасности для России сегодня не существует. Действительно, образцовая консолидация всего общества: патриотические мысли и чувства становятся достоянием не только тех, кто несет профессиональную ответственность за Родину, но и всех граждан нашей страны. Дай Бог, чтобы было так. Чтобы укреплялось единство народа, чтобы возрастала мощь Вооруженных сил, стоящих на защите рубежей нашей Родины, и чтобы в жизни нашего гражданского общества было еще больше мира, согласия и способности действовать консолидированно, в том числе тогда, когда к этому призывает Родина. Сердечно всех вас поздравляю, и да хранит вас Бог, каждого на своем месте, а в вашем лице — Вооруженные силы России
    0 комментариев
    0 классов
    "Мы хороши - Россия хороша, мы плохи - Россия плоха". Святой праведный воин Феодор Ушаков
    0 комментариев
    0 классов
    Грех отнимает познание истины / А.И. Осипов
    0 комментариев
    7 классов
    Три недели назад я был в Узбекистане и удивился, когда узнал, что могила пророка Даниила - там. В Самарканд, тогдашнюю свою столицу, мощи святого Даниила перевез Тамерлан. Из всех ветхозаветных пророков, Даниил - самый апокалиптичный. О последних днях мира во всей Библии больше Даниила сказал, наверно, лишь Иоанн Богослов в Апокалипсисе. По пути из Ташкента в Самарканд я перечитал библейскую книгу Даниила - она недлинная, всего 14 глав. В них много сложных образов, которые сходу не одолеешь - но тут в помощь трактовки святых отцов и тогда вся история мира и особенно его последнего акта, в котором мы без сомнения живём, открываются в полноте. Но есть в этой книге один очень простой и оч
    0 комментариев
    0 классов
    0 комментариев
    0 классов
    воскресенье, 23 февраля 2025 г. Неделя о Страшном суде Мои дорогие, мы продолжаем духовно готовиться к Великому посту, завтра уже третье подготовительное воскресенье. 23 февраля – Неделя о Страшном суде. Этот день также называется мясопустным, потому что происходит заговение на мясную пищу – всю следующую неделю уже нельзя употреблять мясо. В храмах на Божественной Литургии будет читаться отрывок из Евангелия (Мф. 25:31-46) о Втором пришествии Иисуса Христа и предстоящем Страшном суде, на котором предстанут живые и воскресшие мертвые. Страшным он называется потому, что это последний суд, на котором решится вечная участь каждого человека. Верные Богу и Его заповедям наследуют Царство, уготованное благословенным от начала времен. Остальные – нет. Страшным будет осознание глубины своего греховного падения, которое каждый увидит и осознает. Страшным будет всеохватывающее чувство стыда за свои поступки и помыслы, с которыми мы предстанем перед совершенным Богом, уповая лишь на Его милосердие и сокрушаясь о том, что уже ничего нельзя исправить, покаяться. Митрополит Антоний Сурожский писал: «…мы будем судимы не по категориям человеческой нравственности или добродетели; мы будем судимы по масштабу Божию. Суд будет о любви, а не о добродетели (Мф. 25:31 – 46). Суд будет о том, принадлежишь ли ты Царству любви или чужд ты этому Царству». А любовь – это не абстрактное чувство ко всему человечеству, а конкретные поступки, продиктованные состраданием к ближнему. Именно об этом евангельская притча об овцах и козлищах, которая вспоминается в храмах в этот день (Мф. 25:31 – 46). В ней даны простые критерии, по которым мы будем судимы Господом. Все вопросы, которые задает Спаситель: «Ввел ли ты бездомного под свой кров? Накормил ли ты голодного? Посетил ли ты больного?» и т. д., свидетельствуют о любви или ее отсутствии. Деятельная доброта, искренняя, не ждущая благодарности и не ищущая славы, станет нашим спасением на последнем суде. Свидетельствуя о будущем предстоянии каждого человека перед Богом, Церковь призывает покаяться и измениться пока не поздно, чтобы Страшный суд стал для нас радостью воссоединения с любящим Отцом, а не отчаянием вечной разлуки с Господом. В этот день принято сугубо молиться о прощении грехов живых и усопших, о вразумлении неверующих и заблудших. Мои дорогие, не упускайте такую возможность.
    0 комментариев
    1 класс
    22 февраля православные отмечают день Вселенской родительской субботы, также известной как Мясопустная суббота. Для каждого верующего человека этот праздник служит напоминанием о том, что необходимо возносить молитвы не только за здоровье и благополучие своих близких, но и в честь памяти усопших родных. День напрямую зависит от даты начала Великого поста, потому что всегда приходится на субботу за неделю до него. История Мясопустной родительской субботы История Мясопустной родительской субботы берёт своё начало в IV веке. С I века христиане подвергались гонениям как со стороны Римской империи, которая воспринимала их как иудейскую секту, так и со стороны самих иудеев. Основной причиной гонений было то, что христиане не хотели обожествлять государство, как это было принято, и поклонялись только Христу и единому Богу. Христиане вынуждены были скрываться до 313 года, пока император Константин не издал Миланский эдикт о свободе вероисповедания. Только тогда верующие смогли открыто говорить о своей религии без страха. У них появилась традиция посещать кладбище в определённые дни и молиться за души умерших. В V веке преподобный Савва Освященный в своём монастырском уставе, который получил название Иерусалимский, установил проводить Мясопустную родительскую субботу накануне Недели о Страшном суде, или, иначе говоря, перед Великим постом. Кроме этого, в году было отведено ещё несколько дней, когда люди должны были вспоминать умерших и готовить свои души к жизни после смерти. Традиции в день Мясопустной родительской субботы: В Мясопустную родительскую субботу верующие начинают готовиться заранее. В пятницу вечером они отправляются в церковь на службу. С собой можно взять продукты для пожертвований. Но можно также принести и свечи, ткани, одежду, например платки. Мясопустная родительская суббота считается вселенской. Во время службы (панихиды) можно попросить помолиться не только за своих родственников, но и за знакомых, которые были крещены. В субботу по традиции идут на кладбище, чтобы почтить память близких. Часто этот день выбирают для уборки могил и покраски памятников, но лучше это делать в пятницу или в другой день заранее, так как суббота — день памяти усопших. Мясопустная родительская суббота — последний день, когда можно есть мясо. С воскресенья начинается подготовительный период к Великому посту, который включает Масленичную неделю. Как провести этот день: Лучше всего будет провести время с семьёй за столом, так как во время поста не рекомендуется ходить в гости и устраивать праздники. На стол можно поставить блины с мясом, пирожки с разными начинками и вареники. Главное блюдо — кутья из пшеницы или риса с сухофруктами, орехами и мёдом. Из напитков лучше выбрать кисель или компот, а от алкоголя лучше отказаться. Важно, чтобы на столе было нечётное количество блюд.
    0 комментариев
    0 классов
    Однажды старец увидел змею, гибнущую в огне, и решил вытянуть её из пламени. Когда он сделал это, змея укусила его, вызвав нестерпимую боль. Он оттолкнул змею, и она снова упала в огонь. Тогда старец схватил металлический шест, вытянул змею из пламени и спас ей жизнь. Один из учеников, наблюдавших за этим, почтительно обратился к нему: «Отче, эта змея укусила тебя, почему ты по-прежнему пытаешься спасти её?» Старец ответил: «Природа рептилий — кусать, но это не должно менять мою натуру — помогать». Не меняйте своей сущности только потому, что кто-то ранил вас. Не теряйте своего доброго сердца, но научитесь принимать меры предосторожности.
    0 комментариев
    0 классов
Фильтр
Закреплено
Фото
  • Класс
  • Класс
  • Класс
  • Класс
Фото
  • Класс
  • Класс
Показать ещё