Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Зачем нужны ленточки на бескозырках моряков?
Истоки этого элемента формы, скорее всего, уходят в традиции средиземноморских рыбаков. Еще в эпоху средневековья перед выходом в море их жены дарили им ленты, на которых вышивали молитвы. Такие обереги должны были защищать мужчин в плавании, напоминая о доме и придавая им сил. Ленты носили на голове, подвязывая ими волосы, чтобы они не мешали в работе. В некотором смысле эта традиция напоминает современные ленты с религиозными текстами, которые носят верующие.
Первые упоминания о лентах в военно-морском флоте связаны с английскими моряками. В отличие от современных стандартов, изначально это был скорее неофициальный элемент одежды, ставший частью флота благодаря распространенной традиции. Формально в уставах подобные украшения не упоминались, но моряки активно перенимали друг у друга элементы, подчеркивающие принадлежность к общему братству.
Подобное явление не вызывает удивления. Любой, кто служил в армии или сталкивался с замкнутыми мужскими коллективами, знает, насколько важны мелкие детали, позволяющие отличить своих от чужих или подчеркнуть свой статус. Вспомнить хотя бы традиции делать нестандартные модификации униформы — немного изменить посадку сапог, скорректировать длину ремня или слегка сместить фуражку на затылок. Такие нюансы всегда были частью жизни в армии, и ленточки на головных уборах моряков не стали исключением.
В XIX веке европейские флоты, включая российский, начали постепенно переходить с традиционных головных уборов — колпаков, беретов и шляп — на фуражки. Интересно, что слово «фуражка» происходит от профессии фуражира — человека, занимающегося снабжением. Со временем моряки обнаружили, что ленточки могут выполнять и вполне практическую функцию: ими удобно было закреплять фуражку, а позднее и бескозырку, под подбородком или на шее, чтобы сильный ветер не уносил головной убор. Кроме того, исчезновение козырька снизило парусность, сделав бескозырку более устойчивой к порывам ветра.
В России бескозырка с лентами была официально введена в 1870-х годах, и тогда же регламентировали ее длину — 140 см. Помимо основного предназначения, связанного с фиксацией головного убора, ленты стали носителями информации. На них могли указывать название корабля, номер экипажа или соединения.
Уже в советское время стандартизировали шрифт, а надписи ограничили названием флота. Информация о конкретных кораблях исчезла по соображениям секретности. Однако среди моряков и по сей день сохраняется традиция при увольнении в запас заказывать себе ленту с названием своего судна в память о службе
105 комментариев
152 класса
Лодка на колёсах выехала из цеха. Большой Камень.
Фото: Сергей Чухонцев
3 комментария
28 классов
Подводники ТОФ.Слева,Медведев Валерий Николаевич,Командир К-10 (675 пр) Справа,Бондарчук Василий Максимович,Командир К-171-1. Командир. К-530 -2( Обе. 667 "Б" пр)
3 комментария
33 класса
Ретро. ТАВКР "Минск"
2 комментария
69 классов
РС выдал документы на рыболовное судно «Капитан Соколов»
10 комментариев
28 классов
8 марта 1872 года для нижних чинов флота введены фуражки бескозырки, с черной лентой по околышу и с крабом на тулье.