Летом 1907 года, при содействии Отделения русского языка и словесности Императорской Академии Наук, Солосин И.И. совершил поездку по сёлам Царевского уезда, расположенных на реке Ахтуба, в так называемой Ахтубинской долине. **Низменность, по которой протекает Ахтуба, называется Ахтубинская долина, иногда ** займище**. Ахтубинская долина – один из лучших уголков Астраханского края. Эту долину образуют, с одной стороны, между Волгой и Ахтубой прекрасное займище, покрытое лесом, сенокосными лугами, изрезанными множеством заливов, протоков, ериков и озёр, изобилующей рыбой, с другой - стороны постепенно возвышающийся над Ахтубой берег, местами покрытый обильной растительностью, По склонам этого берега расположены богатые сёла Ахтубинской долины. За ними тянется широкая степь, с пахотной землёй, с хорошими пастбищами. Природные богатства этой местности было одной из причин быстрого заселения её. Население этих сёл живет вполне безбедно. Главные занятия его: скотоводство, земледелие, садоводство и отчасти рыболовство.**
Солосин И.И. проехал вдоль реки Ахтубы по течению вниз, посетив село Верхне – Ахтубинское, село Средне – Ахтубинское, село Заплавное, татарскую деревню Бахтияровку, село Пришиб, татарскую деревню Маляевку, слободу Царев, из Царева вышли малороссы и образовали в 1836 году слободу Солодовку, село Колобовку, село Зубовку первую (бывшая деревня графа Зубова), слободу Капустин Яр или, как здесь её называют** Капустинку**, деревню Солянку, деревню Зубовку вторую (бывшая деревня графа Зубова), село Пологое Займище, первые поселенцы которого вышли из слободы Капустин Яр, слободу Владимировку.
О СЕКТАНТАХ. Отличие Астраханской губернии от других губерний Российской Империи Солосин И.И. отмечает наличием сект различных вероисповедований, так в селе Верхне – Ахтубинском присутствуют сектанты ** нововеры**, иначе ** еноховцы** или ** летуны**, последователи пещерокопателя Андрея Черкасова. В селе Средне – Ахтубинском наличие раскольников и сектантов - ** субботников**и**воскресенников**. В селе Заплавном встречается значительное число сектантов: молокан, воскресенников, баптистов, всего до 600 душ, столько же насчитывается сектантов иудействующих и до 20 душ еноховцев. Село Пришиб – гнездо астраханского сектанства. Здесь до 8 тысяч сектантов различного толка, известных под общим именем молокане. Они подразделяются: 1) духовные христиане или уклеинцы, эта секта насчитывает свыше 4000 душ обоего пола, 2) баптисты – около 1000 душ, 3) субботники, их называют русскими евреями или жидовствующими, около 800 душ, 4) евангелики, или молокане донского толка, около 400 душ, 5) хлысты, до 30 душ. При посещении слободы Капустин Яр упоминается о секте субботников.
Особенно дорожат ученьем сектанты. Со слов местного священника переданного мне следующее: ** Наши православные поучат немного своих ребят, да и берут из школы на работу, а сектанты так не делают, они всячески стараются, чтобы их дети окончили курсы. Не довольствуются одной начальной школой, идут в двухклассное училище. И наверное пошли бы дальше, учились бы и в гимназии, если бы таковы у нас были. Грамота им так дорога, что они мирятся ради неё с некоторыми неудобствами для своих детей в церковно – приходской школе (например обязательное изучение с православными Закона Божия и пр.). Среди сектантов много грамотных, читают и другие книги, склонны к изучению других дисциплин. Царевские жители со слов местного священника: ** К грамоте, чтению и слушанию слова Божия не прилежны, к пьянству же и буйству весьма склонны**. По отзыву некоторых лиц, эта характеристика жителей применима к ним и в настоящее время.
О КАПУСТЕ. В деревни Бахтеяровка занимаются разведением капусты, в слободе Царевка встречаются значительные капустные плантации, а в слободе Капустин Яр много капустных плантаций.
О МОДЕ. Городская культура проникала во все ахтубинские сёла. Среди молодого поколения особенно развивается за последние годы страсть к нарядам, к одеванию по городскому. ** Молодые девки у нас – говорят старики – ходят ныне по господски: в перчатках, да под зонтиком. У здешних щеголих известны модный покрой ** ГЕЙША**и литые (резиновые) калоши. Сильно развита у сельских франтих мода белиться и румяниться.** Девушки зарабатывают в лето на сенокосах и на пашнях рублей 40 и все деньги тратят на наряды.
О ДЕРЕВНЕ СОЛЯНКЕ. Деревня Солянка находится в 10 верстах ниже от Капустина Яра. Деревня возникла несколько раньше Капустина Яра, при Императрице Екатерине II, когда было переселение малороссов в Астраханскую губернию. Жители Солянки – почти все ** хохлы**, выходцы из Самарской губернии с реки Иргиз, из Воронежской и Херсонской губернии, они были соляными возчиками и ломщиками соли. Оттого и деревня их названа Солянкой. У крестьян Солянки сохраняется предание об одном соляном озере, указывающее на отношение поселенцев к своей повинности. Содержание этого предание следующее.
- Около озера Эльтона есть озеро Черная Балахта. За ним осталась недобрая слава: оно, как рассказывали, поглощало тех, кто выламывал в нём соль. Придут бывало люди к нему за солью и пропадают неизвестно куда, а быки их убегают. Узнала об этом Екатерина II и прислала палача наказать озеро кнутом. Палач дал сколько – то ударов по озеру и от его кнута остались на озере полосы красная, жёлтая, синяя… С тех пор это озеро заброшено, забыто; стоит, как заклятое. И соль в нём не добывается…
А вот легенда о реке Ахтуба: - Давно, во времена владычества татар, жил Золотой Орде какой – то мудрый Хан. Столица его находилась на реке, которая была так узка, что ханские верблюды, стоя на одном берегу, могли щипать траву на другом. Хан задумал устранить неудобство от такого маловодья и отправил людей к Волге рыть канал, для соединения этой речки с главной рекой здешнего края. Через некоторое время, желая узнать об успешности работы, он послал других, и возвратившиеся объявили, что канал вырыт, и вода, впущенная в него, потекла с такой быстротой, что представляет при впадении Белый Холм, по татарски: Ах – туба. Это выражение осталось названием реки, и она сделалась полноводной.
О СЛОБОДЕ КАПУСТИН ЯР. Слобода стоит на рукаве реки Ахтуба – на реке Подстепке, возникла не позже 19 века, называлась раньше село Никольское. В церковной летописи о возникновении слободы Капустин Яр говорится:** В 1800 г. из разных губерний Российской Империи пришли на реку Ахтуба 500 ревизских душ. Большая часть из них была малороссы и небольшая часть великороссы. Эти сходцы поселились на реке Ахтуба, близ высокого яра, на котором жил крестьянин Капустин. От того и ново поселённая слободка получила название Капустин Яр. В 1810 – 1818 году был построен в слободе каменный храм в честь Святого Николая Чудотворца. По словам старожилов Капустина Яра малороссы (хохлы), которых здесь большинство пришли раньше великороссов (москалей). Последние и живут отдельно от ** хохлов**, так что слобода делится на две большие части, в одной по преимуществу и теперь живут великороссы, в другой – малороссы. Как рассказывают старики, малороссы – сходцы с реки Иргиз Самарской губернии, из Воронежской губернии Богучаровского уезда, Полтавской губернии, великороссы же пришли из Московской, Тамбовской и Пензенской губернии. По видимому, переселенцы шли более или менее значительными партиями из каждого участка и садились отдельно от других, от чего и образовалось в слободе Капустин Яр несколько отдельных участков, носящих название уездов вышеуказанных губерний. Например Богучаровский участок или Богучаровка, Щацкий и другие (в настоящее время – 6 таких участков). В 1907 году жителей в Капустином Яру более 18 тысяч.
Главные промыслы жителей – скотоводство, овцеводство, рыболовство, а также садоводство и огородничество.
Племенное различие жителей слободы постепенно всё более и более сглаживается. Лет 20 – 25 тому назад ** хохлы** во всём чуждались ** москалей**, они жили своей самостоятельной жизнью, стараясь сохранять свои обряды, обычаи и прочее. Но мало по- малу общие условия и интересы жизни и главным образом школа и учреждения сблизили их, так что теперь между великороссами и малороссами общение полное. Молодое поколение плохо ( и по- видимому не очень охотно) говорят по- малоросски и даже не без труда понимают речь ** закоренелых хохлов** То есть нужно признать тот факт , что ассимиляция малороссов великороссами совершается здесь неуклонно как в языке, так и в быту. Сами малороссы в этом, по видимому, не усматривают ничего худого, с их стороны не заметно особенного старания к сохранению своих отличительных от великороссов национальных черт. Напротив, они стремятся во всём стать ** русскими ** т. е. великороссами, совершенно свободно говорят, как они выражаются ** на два языка* и как можно заметить, не очень охотно заявляют о том, что они малороссы: может быть и потому что обычное наименование их здесь - ** хохлы** употребляется не без оттенка некоторого пренебрежения…..
Составлено из очерка Солосина И.И. ** Материалы для этнографии Астраханского края. **
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 9