Во всех отношениях суперэффективной музой была Наталья Кончаловская, мать режиссера Никиты Михалкова.
Наталья Кончаловская вдохновляла не только поэтов, но и художников. Причем, первым из них был ее собственный отец Петр Кончаловский. Дочь Таточку (так он называл свою Наташу) художник изобразил на бесчисленном множестве полотен.
По современным меркам Наталья не была красавицей. Полновата, нос - картошкой, а вот мужчины - не могли глаз оторвать. "Я люблю телесный твой избыток", - писал о бодипозитиве Наташи поэт Павел Васильев.В свое время меня поразило его знаменитое посвящение Наталье Кончаловской "В наши окна, щурясь, смотрит лето". Особенно необыкновенны строки, описывающие походку Натальи:
Так идет, что ветви зеленеют,
Так идет, что соловьи чумеют,
Так идет, что облака стоят.
Так идет, пшеничная от света,
Больше всех любовью разогрета,
В солнце вся от макушки до пят.
"Так идет, что облака стоят"! Это же надо было так придумать.
О том, что забияка Васильев влюблен в Наталью - судачила вся Москва тридцатых годов. Кончаловская была старше Васильева на семь лет, ей уже исполнилось тридцать , у нее росла дочь от первого брака, но молодой Павел совершенно потерял голову.
Поэт посвятил Кончаловской по меньшей мере, пять своих стихотворений, в том числе, шедевр "Стихи в честь Натальи".Эта знаменитая картина почему-то называется "Замуж не берут", хотя Кончаловскую брали замуж и она была там аж два раза.
Все в стихах Васильева о Наталье намекало на их физическую близость. И тем не менее, как говорила сама Кончаловская, никакого интима, между ними не было и Павел выдавал желаемое за действительное.Павел Васильев был на семь лет моложе своей возлюбленной, но его это нисколько не смущало
Откровенные стихотворения воздыхателя музу компрометировали и она совсем не радовалась очередному шедевру.
Однажды по этому поводу разразился отвратительный инцидент. Студенты гудели в общаге Литинститута, на импровизированном мероприятии была Кончаловская и туда же заявился Васильев. У него только что опубликовали в журнале стихотворение "Горожанка".
Васильев шел как герой, ожидая услышать охи, ахи, похвалы, восторги и благосклонность Наташи (как вы понимаете, она в который раз стала причиной поэтического всплеска). Но вместо всего этого встретил прилюдную отповедь, полную гнева.
Павел, какое ты имеешь право посвящать мне такие стихи? - недовольно поинтересовалась Кончаловская.
Васильев онемел. Некоторое время он стоял как громом пораженный. А потом сделал то, чего от него на этом вечере совсем не ждали: со всей дури залепил Наташе пощечину и выбежал вон.
Вечер перестал быть томным. Одни кинулись утешать бьющуюся в истерике Кончаловскую. Другие - побежали за Васильевым. Пока он несся по Тверскому бульвару, вслед ему летели матюги, палки и камни.
Впоследствии эту историю рассказал в своих воспоминаниях Андрон Кончаловский, осуждая Павла.
"И чего там только он не понаписал", - негодовал Андрон.
что там "такого" было написано?
Самые "компрометирующие" строчки стихотворения такие:
Горожанка, маков цвет Наталья,
Я в тебя, прекрасная, влюблен.
Ты не бойся, чтоб нас увидали,
Ты отвесь знакомым на вокзале
Пригородном вежливый поклон.
Пусть смекнут про остальное сами.
Нечего скрывать тебе — почто ж! —
С кем теперь гуляешь вечерами,
Рядом с кем московскими садами
На высоких каблуках идешь...
Не берусь судить, может быть, Кончаловскую расстроили строчки "пусть смекнут про остальное сами".
На следующий день Павел пришел к квартире Кончаловской и простоял на коленях у двери весь день, вымаливая прощение.
На этом дело не закончилось. 24 мая 1935 года газета «Правда» опубликовала «Письмо в редакцию», в котором рассказывалось о пьяной драке Васильева. На этот раз Васильев избил в Доме писателей "советского поэта" Джека Алтаузена. В заметке подчеркивалось, что Васильев сделал это из антисемитских соображений, а значит - он фашист и немедленно нужно принять меры.
Однако свидетели "дебоша", знали истинное положение дел. Драка произошла из-за Кончаловской. Алтаузен, глядя в глаза Васильеву, назвал Наталью "сукой" . Павел не мог этого вытерпеть и "намыл" негодяю лицо.
Поэту дали полтора года трудовых лагерей, но уже серьезно взяли в разработку. Вскоре после того как Васильев снова появился в Москве, его забрали прямо из парикмахерской на Арбате.
"Васильев Павел Николаевич был завербован в качестве исполнителя террористического акта против товарища Сталина, "- говорилось в обвинении.
16 июля 1937 года поэта расстреляли.
Ему было всего 26 лет.
Был ли этот инцидент связан с Натальей? Злые языки говорят, что да, конечно. В 1937 году она вышла замуж за поэта Сергея Михалкова. И, якобы всесильный Михалков сначала организовал травлю, а потом изощренно расправился с соперником. (На этой версии до конца жизни настаивал брат Павла).
Несколько раз выходили публикации, авторы которых на полном серьезе писали, будто Андрей Кончаловский на самом деле сын Васильева и что именно с этим обстоятельством связана "нелюбовь" Сергея Михалкова к старшему сыну.
Версия, прямо скажем, так себе. К моменту ареста Васильева 23-летний Михалков (он был моложе жены на десять лет) не был "всесильным". Если и существовал след Михалкова в этом деле, то разве что в том, что он не стал защищать Васильева и подписывать разные письма, которые писали многие его коллеги, надеясь уберечь поэта от пули.
А вот что касается версии с сыном - есть интересное продолжение темы. Конечно, Андрон вообще ни разу не похож на Васильева, он копия Михалкова и говорить тут нечего. Но при этом нельзя не заметить, как сильно похожа на Павла... старшая дочь Никиты Михалкова. У Анны тот же овал лица, тот же нос, те же губы...
Никаких подозрений не было и быть не может. Никита родился в 1945 году, когда Павла Васильева давно не было на Земле. Просто бывает так, что природа шутит...
Комментарии 3