Вера Глаголева: О семье...
«Всё, что есть во мне хорошего, это, конечно же, из семьи. Меня и моего брата родители (оба они педагоги) сумели вырастить и воспитать, не заставляя и не доказывая, что нужно делать так-то и так-то. Они были для нас друзьями, с которыми можно посоветоваться, поделиться радостью.
У нас в семье вообще много точек соприкосновения, и есть духовное единство, а это – самое главное для меня…»
«Часто говорю, что мне везёт с тем, с этим… Вот даже с генетикой повезло. Хотя с детства я была, что называется, пацанкой, дружила с одноклассниками брата Бориса. А тогда все дети, и мы в том числе, часами – понимаете, часами! – играли в разные подвижные игры вроде казаков-разбойников, я даже была вратарём дворовой футбольной команды. Калории и сгорали!..
Есть снимок, где мы с братом стоим на берегу Чёрного моря — два скелета с впалыми животами. Старушки у подъезда вслед нашей маме говорили: «Что ж вы детей не кормите! Вон они какие тощие!» Поэтому наша бабушка (врач по профессии) пичкала нас коктейлями из сока алоэ, шоколада и какао – для поднятия аппетита. Но это не помогало...»
«А я уверена: когда ребенок, которого не перекармливали, вырастет, он скажет родителям спасибо. За то, что они сформировали правильное, спокойное отношение к еде, за то, что ему не нужно сидеть на диетах…»
«Старшей Ане мы уделяли очень много внимания. Я помню, мы учили её плавать в младенческом возрасте по книжке «Плавать раньше, чем ходить», и ребенку это очень много дало. Я недавно нашла свою тетрадку и поразилась, как же мне было не лень так подробно всё записывать, все эти детские «тренировки». На среднюю Машу сил уже не осталось, и её мы таким образом не закаляли. Младшая дочь, когда была маленькой, очень грустила, когда я куда-нибудь уезжала, и всегда ставила кассету с одним из моих фильмов…»
«Все дети разные и неправильно их сравнивать между собой. Старшая Аня всегда отличалась очень серьезным отношением к работе. Она как пошла в 3,5 года в балет, так и шла к этой заветной цели — стать балериной Большого театра — всю жизнь. И своего добилась.
Логично было бы предположить, что средняя Маша захочет с Аней соревноваться. Но нет, она балериной стать совсем не хотела, она проявляла прекрасные способности в живописи и училась в художественной школе.
И характер у неё сразу был классически богемный, то есть довольно безалаберный. А младшая Настя очень быстро стала развиваться психологически, потому что много общалась со взрослыми сестрами…»
«Я сторонюсь подобных разговоров, но журналистов только это и интересует: какая у меня машина, какую одежду и косметику я выбираю, где люблю путешествовать. В итоге получается, будто это я только об этом и говорю.
Да, мне нравится ездить по миру, с детства привыкла – мы несколько раз переезжали, даже в ГДР года четыре жили. Потом гастроли и разные актёрские разъезды. Назовите любой город бывшего СССР – почти наверняка я и там побывала!..»
«Но ведь далеко не каждый имеет возможность путешествовать, и кого-то такие мои рассказы раздражают. Действительно, почему один может позволить себе всё, а другой проработал всю жизнь и никуда не выезжал дальше собственной квартиры?
Я ни в чем не виновата, но всё равно испытываю неловкость перед теми, кто столько лет строил светлое будущее, а на старости оказался у разбитого корыта...»
«К счастью, мне никогда не приходилось работать ради куска хлеба. Понимаю, это не типично для нашей страны. Наверное, мне везет. В том числе, и на мужей, и на друзей…»
«Конечно, единого рецепта, как завести и сохранить друга, нет, каждый поступает по-своему. Но всегда можно следовать простому правилу: дружи только с тем, с кем сам хочешь, и никогда не общайся с неприятными тебе людьми…»
«Раньше я очень переживала, когда слышала о себе гадости, читала в газетах какую-то глупость, неправду. Даже дурацкая подпись под фотографией могла расстроить. А потом поняла: всё это мусор, к которому именно так и надо относиться…»
«Неудачи, конечно, расстраивают. Но я не отношу себя к тем артистам, которые все ставят на карту, стремятся сделать карьеру любой ценой. Для меня свет клином не сошёлся на кино или театре. Мне нравится процесс – репетиции, съёмки, озвучание. Если картина получается, мне этого вполне достаточно без всяких персональных призов и наград...»
«А вне профессии скучно. Когда мой первый муж Родион Нахапетов отправился работать в Америку, и я с девочками потом поехала к нему. Наверное, можно было там остаться. Но русская актриса — не профессия для Америки, значит, нужно было забыть то, что любишь и умеешь, и переквалифицироваться.
И я уже тогда поняла, что нигде не смогу жить без любимого дела…»
«А ведь как случайно всё закрутилось. Не знаю, стала бы я олимпийской чемпионкой, поскольку в стрельбе из лука успела дойти только до мастера спорта и до юношеской сборной Москвы. Но что точно, так это то, что об актёрской карьере я в юности точно не думала. Хотя бредила театром, ходила на все постановки Эфроса, Любимова, но мне даже не приходило в голову, что однажды я смогу оказаться по ту сторону кулис или перед камерой.
Я ведь должна была только подыграть на пробах, и вдруг утверждённую уже актрису отодвигают и берут меня. С улицы сразу на главную роль!
Говорили, что мои естественность и спокойствие понравилось. А чего мне было волноваться? Я же ни на что тогда не претендовала…»
«Профессионального образования я так и не получила: работа, дети, семья… Все тонкости постигала на ходу. Хотя до сих пор жалею о том, что не пошла к Анатолию Эфросу, когда он звал меня в свой Театр на Малой Бронной. Какая бы это была школа!..»
«Есть у творческих людей стереотип, что если ты спрашиваешь у жены, нравится ли ей сценарий или картина, она непременно должна сказать что-то вроде: «Это поистине гениально!». Я далеко не всегда говорила именно так.
И мужа это обижало…»
«Никогда не играю в кино себя. Хватит, что у персонажа мои внешность, походка, голос. Делиться же чертами характера, фактами биографии или собственными мыслями – это явный перебор…»
«Я занялась режиссурой, и это спасло меня от актерского кризиса. Да и семейный кризис смягчило. Съемки первой картины совпали с разводом и отъездом Родиона в Америку…»
«Я могла бы не замечать возраста – или по крайней мере делать вид, что я его не замечаю, потому что кого волнуют мои внутренние дела? – но хороших возрастных ролей в кино так мало…»
«Сейчас мир совсем другой, он так изменился. Но я решила воспринимать это как спектакль, который сама жизнь для меня поставила. Получилась очень интересная, особенная игра – вписываться в это иное пространство. Это требует новых качеств, это вообще увлекательно – другой мир...
Не у каждого была возможность прожить несколько жизней в двух разных, по сути, странах. По крайней мере, в совершенно несхожих временах…»