После Крещения Руси к нашим предкам пришел византийский календарь, согласно которому празднование Нового года приходилось на 1 сентября. В этом была своя логика: когда сельскохозяйственные работы завершены и урожай собран, можно было начинать новую жизнь и готовиться к следующему сезону. Кроме того, считалось, что именно в первый сентябрьский день Бог сотворил мир. В XV веке, когда Русь освободилась от ордынской зависимости, Московский государь Иван III приказал установить единую дату, и празднование Нового года перенесли на сентябрь как для русской церкви, так и для мирян.
Праздновать Новый год по европейским традициям решил Петр I, вернувшийся на родину после Великого посольства в 1698 году. Спустя год – 20 декабря 1699 года – царь издал новый указ. Теперь летоисчисление осуществлялось от Рождества Христова, а не от сотворения мира, и Новым годом становился день 1 января.
До конца XV столетия Новый год на Руси праздновали с приходом весны. Эта традиция была пережитком, сохранившимся с древнеславянских времен: считалось, что в марте земля пробуждается от долгого сна и начинает набираться сил для приношения урожая. В 1495 году от языческого обычая решили отказаться. Новый год стали отмечать сентябре: люди верили, что именно в этом месяце Бог сотворил мир. Праздник назывался не Новым годом, как сейчас, а «Первым днем во году». Само торжество было довольно своеобразным. На площади перед Кремлем в Москве проходило шествие, сопровождаемое колокольным звоном. Во главе процессии шли царь с патриархом, за ним – бояре. После этого праздник заканчивался.
Так продолжалось на протяжении целых 200 лет. Двухвековую традицию прервал Петр I. После своего путешествия по Европе молодой царь стал проводить кардинальные реформы, меняя привычный уклад жизни. Не стало исключением и празднование Нового года. 1 сентября в России отпраздновали наступление нового, 1699 года, а 20 декабря Петр издал указ, согласно которому Новый год наступал 1 января – на восьмой день после католического Рождества, как в Европе.
Сначала народ воспротивился царскому приказу: менять устоявшуюся традицию никто не хотел. Однако выбора у людей не было. Кроме переноса самой даты торжества, Петр ввел и новые атрибуты праздника, и следовать новым правилам нужно было в обязательном порядке. Так, символом Нового года теперь были не колосья пшеницы, а вечнозеленые еловые ветки. Каждая семья должна была украсить ими свой дом в преддверии праздника и не убирать украшения вплоть до 7 января. Еловые ветки разрешалось заменить сосновыми и можжевеловыми. В канун Нового года придворные ездили по столице и проверяли, все ли выполнили волю царя и украсили свои дома. Тот, кто ослушался, карался штрафом.
Также Петр пожелал, чтобы отныне люди поздравляли друг друга с Новым годом и отмечали праздник веселым пиршеством, а 1 января ходили друг к другу в гости. Сам царь тоже ездил по Москве с визитами. Он вместе со своей свитой посещал знатные дома, угощаясь у всех радушных хозяев по очереди. По указу монарха, веселье должно было продолжаться всю неделю: на улицах проводили гуляния и жгли костры из дров, хвороста и смолы.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев