Звездой Маргарита Назарова стала благодаря мужу, - в этом уверены почти все, кто ее знал. Если бы не его статус, дальше кордебалета и «Цирка на сцене» Рита не продвинулась бы. «Еще бы, с ее-то пятном в биографии», - саркастически замечали коллеги по «цеху». «Пятном» была работа в немецком кабаре в годы войны. Жестокое замечание, если учесть, что попала девушка туда не по своей воле. Когда девочке было 15 лет, началась Великая Отечественная война. Её отца призвали в ряды Советской армии, а будущую звезду с матерью и двумя младшими сёстрами эвакуировали в Павловск к тёте. Там Назарова попала в плен к фашистским захватчикам и была отправлена в Германию. Назаровой повезло, она неплохо знала немецкий язык, и её отправили работать прислугой в богатый дом в Гамбурге. Как вспоминала сама дрессировщица, там к ней относились хорошо, не обижали и не домогались, а затем и вовсе послали работать в местное кабаре в качестве танцовщицы. Однажды в ночное заведение ворвались советские солдаты, которые, увидев танцовщиц, сказали: "Никак мы к немецким шлюхам попали? Так и перестрелять бы их всех!". Маргарита закричала: «Ребята, я — русская!». Так Маргарита Назарова была освобождена из плена.
В конце лета 1945 года будущая дрессировщица уехала из Гамбурга в Латвию, где нашлись её сёстры и мать, но об отце семья так ничего и не узнала: Пётр пропал без вести. Вчетвером Назаровы остались жить в городе Даугавпилсе, но еле сводили концы с концами. Чтобы семья не голодала, «королева тигров» устроилась работать в кордебалет в местном театре. Уже тогда её называли «отчаянная балерина»: она отличалась неженской смелостью, например, могла броситься в воду с вышки, едва умея плавать. В поисках лучшей жизни бесстрашная Назарова подготовила небольшой танцевально-акробатический номер и устроилась на работу в коллектив «Цирк на сцене». Постепенно она начала вводить в свои номера животных: это были собаки, кошки и лошади — о тиграх Назарова в то время ещё не думала. А через 8 лет работы отважной девушке захотелось чего-то нового, и она придумала опасный номер с использованием гоночных мотоциклов, хотя сама практически не умела водить.
Однажды после очередного представления, во время которого Назарова гоняла по вертикальной стене цирка, к ней подошёл высокий, статный молодой человек, дрессировщик тигров Константин Константиновский, и предложил поработать вместе с ним. Девушка согласилась.
Вместе с Константиновским она кормила тигров, и хотя в своё отсутствие он категорически запрещал ей даже приближаться к клеткам, втайне от него сидела возле хищников, разговаривая с ними. Маргарита стала верной помощницей Константина. Но они оба были молоды и красивы, между ними возникла сначала робкая симпатия, потом романтическая привязанность, переросшая в страстный роман. Через какое-то время Константиновский и Назарова стали мужем и женой. Мама Константина была категорически против этого брака. Она писала любимому сыну:
«Меня нисколько не удивило, что ты записался в ЗАГСе с Ритой. Не думаю, что брак сможет изменить ваши отношения. Я в это не верю. Поверю только тогда, когда, придя к вам, застану нормальную семейную обстановку в доме: жену, хозяйку, любящую своего мужа. На Риту я не сердилась и не сержусь. То, что она плохая жена, а ты плохой муж, я говорила и сейчас говорю».
Спустя некоторое время мать Константиновского всё же приняла Маргариту. И в своих следующих письмах о Маргарите она уже отзывалась хорошо.Первое выступление Назаровой как дрессировщицы тигров состоялось в Калуге. О ней тогда газета писала:
"Изящная женщина в поблёскивающем костюме входит в клетку и щёлкает бичом. Ей навстречу медленно, один за другим, мягко ступая большими лапами, пробираются тигры... Опасно? Конечно. Но женщина не страшится зверей. Легко, словно играючи, заставляет их выполнять сложные трюки... Но вот один из тигров разозлился. Бьёт хвостом, становится всё грознее. Тогда дрессировщица подходит к зверю и спокойно просовывает ему в пасть руку, заставляя замолчать. Мёртвая тишина стоит в цирке. Зрители ошеломлены мужеством дрессировщицы".
Но что стояло за «мужеством дрессировщицы», знали немногие. В своём дневнике Назарова писала:
«В клетке мне не бывает страшно. Это, наверное, как на фронте: пугаться некогда, надо действовать. Смелость ли это? Не знаю. Мне ещё очень помогает и то, что на каждом представлении за моей спиной стоит Константин. В случае чего он мгновенно придёт мне на помощь. Может быть, ещё и поэтому мне не бывает страшно в клетке».За каждой её победой, за каждым трюком стоял он. Константин работал вместе с ней неустанно, сам оставаясь в тени ее славы. Во время цирковых представлений он всегда стоял за её спиной, и это позволяло ей чувствовать уверенность и поддержку любящего человека. Он подставлял ей свое плечо и спину, чтобы она могла греться в лучах славы. Он же, мечтавший выходить на арену с хищниками, сделал все, чтобы звездой стала его жена, а не он сам.
По-настоящему знаменитой Маргарита Назарова стала после выхода на экраны фильма «Укротительница тигров», в котором она выступила в роли дублёра Людмилы Касаткиной, сыгравшей главную роль. Фильм сразу стал культовым. Создатели картины не стали скрывать настоящее имя дублёрши, поэтому все хотели посмотреть на настоящую укротительницу тигров, которой в то время было всего 29 лет.
Так начались бесконечные гастроли Назаровой и Константиновского, блистательные победы на фестивалях. И пока открытки с изображением «королевы тигров» продавались в киосках наряду с портретами известных артистов, в семье дрессировщиков постепенно нарастало напряжение. Супруги часто ссорились, по-итальянски бурно, не сдерживая собственных эмоций, стараясь как можно больнее уколоть друг друга. Назарова была звездой, а об уникальной работе дрессировщика Константиновского знали немногие, что задевало его самолюбие. К тому же у Назаровой было много поклонников, к которым Константиновский её ревновал.
«Влюблялись ли в меня? Да, часто, — вспоминала Назарова. — В каждом городе был артист местного цирка, который выступал в моем аттракционе. Все мои партнеры предлагали мне руку и сердце. Но я отвечала: «Зачем бросать семью? Можно дружить и так».
Ревность была и со стороны Маргариты, ведь у Константиновского тоже были поклонницы. Экспрессивная Маргарита вполне могла вызвать психиатрическую бригаду, увидев супруга рядом с молоденькой поклонницей, и Константиновского тут же забирали в больницу. Однажды Константиновский провёл в психиатрической больнице целый месяц. Также она могла отправить его в милицию, где он находился несколько суток. Все слушали её, а не его. Константиновский терпеливо прощал Маргарите все эти выходки. Но однажды, устав от всего, что происходит и в их личных , и в рабочих отношениях, Константиновский ушёл от Назаровой, чтобы создать собственный аттракцион с хищниками. Ушёл ненадолго. Работники цирка попросили его вернуться, ведь без него работать Назарова не могла. Константин вернулся и они с Маргаритой вновь начали работать вместе. Во время работы супруги помирились, но ссоры между ними всё же изредка возникали. Разногласия между супругами сгладились, когда у них родился сын Алёша. Рождение сына стало для них огромным счастьем. Первый ребенок Назаровой и Константиновского умер во время родов. Смерть первого ребенка супруги очень тяжело переживали. Когда Назарова узнала, что вновь беременна она сказала: Я даже работу брошу, если надо, лишь бы ребёночек родился здоровым! Я одного ребёнка уже потеряла...
Уже через месяц после рождения сына Маргарита и Константин были заняты на съёмках фильма «Полосатый рейс», сценарий которого писался специально «под Назарову». О том, что про первую советскую дрессировщицу нужно снять кино, заявил сам Никита Сергеевич Хрущёв, который летом 1959 года посмотрел программу с тиграми на Цветном бульваре и пришёл в восторг от увиденного. Всего через три месяца картина с Назаровой стояла в плане киностудии «Ленфильм» под рабочим названием «Полосатый рейс». Это было сложнейшее задание для киностудии, известно, что, приступая к работе над комедией, режиссёрВладимир Фетин шутил: «Постараемся сделать весёлый интересный фильм, если останемся живы…». Все трюки в картине ставил Константиновский. В работе с животными не бывает дублей, есть «варианты». Животное не в состоянии дважды сделать одно и то же. Самым забавным из таких «вариантов» стала сцена с ванной, в которой «мылся» герой Евгения Леонова. Изначально планировалось, что в этом эпизоде его заменит Константиновский – сев спиной к камере. Но дрессировщик уперся: «Спиной – это не смешно, нужно, чтобы актер сел лицом к тигру и к камере». Леонова уговаривали несколько дней. И он согласился на один единственный дубль, при условии, что между ним и тигром поставят закаленное стекло. Однако в тот момент, когда актер намылил лицо, коварная съемочная группа убрала стекло и выпустила зверя. Тигр вальяжно подошел к ванне и ткнулся носом в актера. «Я не в кадре?» - спросил Леонов и смыл пену с глаз. Увидев перед собой тигриную морду, актер громко икнул, сполз в ванну, а затем пулей выскочил из нее, в чем мать родила. В сценарии ничего подобного не было, но кадры вышли настолько потрясающими, что съемочная группа рискнула показать их Фурцевой. «Я не ханжа, оставляйте», - этими словами Министр Культуры одобрила такой смелый на тот момент кадр. Но результат того стоил: люди часами томились в длинных очередях, чтобы купить билет на «Полосатый рейс», а комедия сразу вошла в список золотой классики советского кинематографа.
Впервые Пурш появился в кино, снявшись в фильме «Укротительница тигров». Именно там и произошло их знакомство с Маргаритой Назаровой. После съёмок он перешёл под её опеку. Тигров и других животных через её руки прошло немало, но именно Пурш стал самым любимым животным Назаровой. Он в прямом смысле стал ручным тигром. Укротительница всячески его баловала: гуляла с ним во дворе дома, возила в легковой машине и даже брала с собой в рестораны и кафе. Пурш был довольно спокойным тигром и спокойно вёл себя на выгуле. Дошло до того, что ночь с 31 декабря 1962 года на 1 января 1963 года Назарова и её друзья провели вместе с Пуршем в ресторане гостиницы «Астория». Тигр спокойно сидел на стуле и уплетал свой праздничный ужин.
«У Марго появился любимец — бенгальский тигр Пурш. С ним она и снималась в кино. Пурш стал просто ручным — редчайший случай! Маргарита даже выводила его гулять во двор на поводке, как собачку… После выхода «Укротительницы тигров» Назаровой предложили выступать на манеже. Костя всю жизнь готовил для Маргариты аттракционы, работал с животными, страховал жену. И хотя на манеж с хищниками выходила Маргарита, мы-то знали, что за этими прекрасными номерами стоит труд Кости. Именно его тигры воспринимали как хозяина». - рассказала подруга семьи.
Пурш снимался в фильмах и ездил со своей хозяйкой на гастроли. Несмотря на всю свою покладистость и мягкость, тигр всё-таки не маленькое домашнее животное, а мощный, сильный зверь, и во время игр он часто наносил Назаровой небольшие травмы. Но однажды он нанёс Маргарите серьёзную травму: он попытался сорвать бант с её головы, но задел когтями височную артерию, чем вызвал её разрыв. Вскоре после съёмок в фильме "Полосатый рейс" Пурш заболел сахарным диабетом. Назарова заботилась о животном, как о маленьком ребёнке. Но в 1964 году жизнь нанесла Маргарите серьёзный удар - её любимый Пурш умер от осложнений сахарного диабета. Назарова очень тяжело переживала смерть любимого тигра. Психическое здоровье дрессировщицы пошатнулось. В каждом городе, куда она приезжала на гастроли, ее ставили на учет в психиатрической больнице. Коллеги стали замечать за Назаровой определенные странности. Один из артистов Омского цирка рассказывал: «Маргарита иногда просила налить ей чашечку кофе. Я наливал. А она выливала кофе в раковину, мыла чашку, ставила на стол и говорила, мол, спасибо, было очень вкусно».
После смерти Пурша, Маргарита Назарова и Константин Константиновский еще несколько лет работали с другими тиграми, но, по признанию Назаровой, работать без Пурша ей стало сложно. Другие тигры не всегда поддавались и часто наносили ей травмы, которые всю оставшуюся жизнь напоминали о себе головными болями.В 1970 году жизнь нанесла Маргарите ещё один серьёзный удар: умер Константин Константиновский. Не стало её любимого мужа, её защиты и опоры, её поддержки. Жизнь Константина Константиновского оборвалась трагически — тигрица Юлька, играя, поранила ему когтями голову, и у дрессировщика началось воспаление мозга. Ему сделали операцию, которая прошла неудачно, и он умер 17 июня 1970 года. У Назаровой, которую руководство цирка не отпустило повидаться с мужем перед операцией, случился серьезный нервный срыв. Ее сын Алексей, которому тогда было всего десять лет, вспоминает: «Мама очень тяжело пережила папину смерть. Долго лечилась. Ее поставили на контроль в психдиспансер».
Назарова тяжело перенесла смерть мужа и только спустя полтора года смогла вернуться к работе. Недалеко от сцены, на которой выступала Назарова, вместо Константиновского теперь всегда стоял врач-психиатр, который страховал дрессировщицу. Но с годами выступать стало сложнее. Маргарита не справлялась с хищниками без помощи Константина. Тигры часто нападали на неё, не признавая в ней хозяйку. Но теме не менее после смерти Константина она ещё 12 лет выходила на арену, выступая с хищниками. А в 1983 году врачи запретили ей выступать после того, как во время поклона на глазах у зрителей на неё напал тигр. Артистка чудом выжила. Это выступление стало для неё последним.
После ухода из цирка Маргарита Назарова уехала в Нижний Новгород, где у неё была квартира, выданная ей цирком. По сути, бывшая королева тигров осталась одна. Единственный сын, который тоже является дрессировщиком, уехал за границу устраивать свою жизнь, вскоре у него родилась дочка Маргарита, которая сейчас тоже работает в цирке, но выступает с кошками и змеями, и внук Константин, который работает воздушным гимнастом.
Сын Алексей.Так Маргарита Назарова провела последние годы своей жизни в полном одиночестве, в своей квартире в Нижнем Новгороде. Череда трагедий, вкупе с прошлыми травмами, сильно повредили ее рассудок. Она ни с кем не общалась, вела закрытый образ жизни и никого к себе не пускала. Назаровой казалось, что за ней организована слежка. Поэтому она до минимума свела контакты и просиживала в своей квартире, укрываясь "от преследований". Она выходила из дома лишь для того, чтобы получить пенсию и сходить в магазин за продуктами. Но соседи отмечали, что выглядела Маргарита Назарова всегда хорошо и опрятно. Периодически к ней приезжали журналисты, но общаться с ними она отказывалась. 25 октября 2005 года Маргариты Назаровой не стало. О том, что королева тигров умерла, узнали только через 3 дня: соседи вызвали полицию, обратив внимание на подозрительную тишину в квартире. В декабре 2017 года Нижегородскому цирку было присвоено имя Маргариты Назаровой.
#26ноября
Нет комментариев