5 Медных всадников Медный всадник работы Этьена Мориса Фальконе — один из самых известных символов Северной столицы. Первое стихотворение о памятнике было написано спустя год после его открытия, и с тех пор монументальный образ появляется в литературе. Вспоминаем «медного Петра» и его воплощения в русской поэзии. Ермил Костров и «полубог» на каменной твердыне Кто сей, превознесен на каменной твердыне, Седящий на коне, простерший длань к пучине, Претящ до облаков крутым волнам скакать И вихрям бурным понт дыханьем колебать? — То Петр. Его умом Россия обновленна, И громких дел его исполненна вселенна. Он, видя чресл своих предзнаменитый плод, Соплещет радостно с превыспренних высот. И медь, что вид его на бреге представляет, Чувствительной себя к веселию являет; И гордый конь его, подъемля легкость ног, Желает, чтоб на нем седящий полубог Порфирородную летел лобзать девицу, Поздравить россам вновь востекшую денницу. Из стихотворения «Эклога. Три грации. На день рождения Ея Высочества Великия Княжны Александры Павловны», 1783 АЛЕКСЕЙ МЕЛЬНИКОВ. ОТКРЫТИЕ ПАМЯТНИКА ПЕТРУ I НА СЕНАТСКОЙ ПЛОЩАДИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ. ГРАВЮРА 1782 ГОДА Ермил Костров — русский поэт XVIII века. По воспоминаниям Александра Пушкина, он служил стихотворцем при Московском университете: писал официальные стихотворения по торжественным случаям. Ермил Костров первым в России перевел шедевры античной литературы — «Илиаду» Гомера и «Золотого осла» Апулея. «Эклога. Три грации. На день рождения Ея Высочества Великия Княжны Александры Павловны» Костров написал, когда у Павла I родилась старшая дочь Александра. Стихотворение, созданное в античных традициях, построено как беседа трех граций (богинь красоты и радости): Евфросины, Талии и Аглаи. О памятнике Петру I и самом царе в эклоге говорит Аглая. С произведения Кострова началась литературная традиция изображать медного Петра как покровителя города, способного уберечь его от бед. Образ «гордого коня» из эклоги позже появится в «Медном всаднике» Александра Пушкина. Александр Пушкин и Медный всадник Медный всадник На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн, И вдаль глядел. Пред ним широко Река неслася; бедный челн По ней стремился одиноко. По мшистым, топким берегам Чернели избы здесь и там, Приют убогого чухонца; И лес, неведомый лучам В тумане спрятанного солнца, Кругом шумел. И думал он: Отсель грозить мы будем шведу, Здесь будет город заложен На зло надменному соседу. Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно, Ногою твердой стать при море. <…> Сюда по новым им волнам Все флаги в гости будут к нам, И запируем на просторе. АЛЕКСАНДР БЕНУА. МЕДНЫЙ ВСАДНИК. 1903 Некоторые исследователи считают автором метафоры «медный всадник» поэта-декабриста Александра Одоевского. В его стихотворении «Сен-Бернар» 1831 года есть такая строка: «В полночной мгле, в снегах, есть конь и всадник медной». Однако устойчивым это выражение стало после выхода одноименной пушкинской поэмы. Произведение о Евгении, потерявшем после наводнения 1824 года свою возлюбленную, поэт написал во время Болдинской осени 1833 года. В 1834 году вышла лишь ее первая часть — с цензурными правками Николая I. А целиком поэма была опубликована только спустя три года, уже после смерти Александра Пушкина. Для печати в «Современнике» текст подготовил Василий Жуковский. «Пушкин является в той же мере творцом образа Петербурга, как Петр Великий — строителем самого города». Николай Анциферов, советский историк и культуролог На сюжет «Медного всадника» композитор Рейнгольд Глиэр написал балет. Его фрагмент — «Гимн Великому городу» — стал гимном Санкт-Петербурга. Валерий Брюсов. «С рукою простертой летишь на коне» К Медному всаднику В морозном тумане белеет Исакий. На глыбе оснеженной высится Петр. И люди проходят в дневном полумраке, Как будто пред ним выступая на смотр. Ты так же стоял здесь, обрызган и в пене, Над темной равниной взмутившихся волн; И тщетно грозил тебе бедный Евгений, Охвачен безумием, яростью полн. Стоял ты, когда между криков и гула Покинутой рати ложились тела, Чья кровь на снегах продымилась, блеснула И полюс земной растопить не могла! Сменяясь, шумели вокруг поколенья, Вставали дома, как посевы твои… Свой конь попирал с беспощадностью звенья Бессильно под ним изогнутой змеи. Но северный город — как призрак туманный, Мы, люди, проходим, как тени во сне. Лишь ты сквозь века, неизменный, венчанный, С рукою простертой летишь на коне. АЛЕКСАНДР БЕГГРОВ. МЕДНЫЙ ВСАДНИК. XIX ВЕК Валерий Брюсов одним из первых в русской литературе начал писать стихотворения на урбанистические сюжеты. В начале ХХ века облик обеих столиц менялся: на смену классической архитектуре и барокко пришли модерн и псевдорусский стиль. Вырастали новые жилые кварталы, вокруг городов появлялись заводы и фабрики. Валерий Брюсов писал об этих переменах как о приметах времени в городской культуре Петербурга. В январе 1906 года поэт написал стихотворение «К Медному всаднику». Памятник Петру у Брюсова — единственное, что остается неизменным в Северной столице. Здесь случаются природные бедствия (вторая строфа — аллегория на поэму Пушкина), происходят перевороты (строки о «покинутой рати» — напоминание о неудавшемся восстании декабристов) и сменяются поколения. Однако Медный всадник остается ядром Петербурга, вокруг которого вырастает новый город. Стихотворение «К Медному всаднику» вошло в цикл стихов-приветствий вместе с другими «архитектурными» произведениями: «Карл XII. Памятник в Стокгольме», «К собору Кемпэра», «Опять в Венеции». Они были опубликованы в сборнике «Все напевы» в 1909 году. Анна Ахматова и «недовольный государь» Вновь Исакий в облаченьи Из литого серебра. Стынет в грозном нетерпеньи Конь Великого Петра. Ветер душный и суровый С черных труб сметает гарь… Ах! своей столицей новой Недоволен государь. Сердце бьется ровно, мерно, Что мне долгие года! Ведь под аркой на Галерной Наши тени навсегда. Сквозь опущенные веки Вижу, вижу, ты со мной, И в руке твоей навеки Нераскрытый веер мой. Оттого, что стали рядом Мы в блаженный миг чудес, В миг, когда над Летним садом Месяц розовый воскрес, — Мне не надо ожиданий У постылого окна И томительных свиданий. Вся любовь утолена, Ты свободен, я свободна, Завтра лучше, чем вчера, — Над Невою темноводной, Под улыбкою холодной Императора Петра. СЕМЕН ГЕСИН. МЕДНЫЙ ВСАДНИК. XX ВЕК Детские годы Анны Ахматовой прошли в Павловске и Царском Селе. В ее ранней лирике присутствовал образ пушкинского Петербурга. Поэтесса вспоминала: «Мои первые воспоминания — царскосельские: зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии в «Царскосельскую оду». «Стихи о Петербурге» Анна Ахматова написала в 1913 году. Медный всадник для нее — граница, у которой встретились строгая имперская столица ее детства и молодой фабричный город. Он становится свидетелем волнительных эпизодов в жизни петербуржцев. О тесной, порой мистической, взаимосвязи города и судеб его жителей Ахматова писала во многих стихотворениях о Петербурге. «У Анны Ахматовой Петербург, как и у Блока, выступает в глубине поэтического образа, чаще всего как проникновенный свидетель поэм любви. Петербург как фон, на котором скользят тени любящих». Николай Анциферов, советский историк и культуролог Осип Мандельштам. «Медный всадник и гранит» …Дев полуночных отвага И безумных звезд разбег, Да привяжется бродяга, Вымогая на ночлег. Кто, скажите, мне сознанье Виноградом замутит, Если явь — Петра созданье, Медный Всадник и гранит? Слышу с крепости сигналы, Замечаю, как тепло. Выстрел пушечный в подвалы, Вероятно, донесло. И гораздо глубже бреда Воспаленной головы — Звезды, трезвая беседа, Ветер западный с Невы. ВАСИЛИЙ СУРИКОВ. ВИД ПАМЯТНИКА ПЕТРУ I НА СЕНАТСКОЙ ПЛОЩАДИ В ПЕТЕРБУРГЕ. 1870 Стихотворение Осипа Мандельштама, написанное в 1913 году, в первой публикации называлось «В душном баре иностранец…». Оно было напечатано в сборнике «Камень», куда вошли произведения о многих городах России и Европы. Стихотворение начиналось со строфы: В душном баре иностранец, Я нередко, в час глухой, Уходя от тусклых пьяниц, Становлюсь самим собой. В следующих публикациях поэт отказался от этого четверостишия, а произведение стало называться по новой первой строке — «Дев полуночных отвага…». Некоторые исследователи считали первую строфу аллегорией на «Незнакомку» Блока с ее «духами и туманами», а отказ от строфы — уходом Мандельштама от эстетики символизма. Годом ранее поэт вошел в группу акмеистов после знакомства с Анной Ахматовой и Николаем Гумилевым. С именем Осипа Мандельштама в Петербурге связывают около 15 петербургских адресов: это квартиры, в которых в разное время проживал поэт. Многие его произведения созданы в жанре городской лирики. Об архитектуре Петербурга поэт писал как о рукотворной пятой стихии: «Нам четырех стихий приязненно господство, / Но создал пятую свободный человек» («Адмиралтейство»).
    0 комментариев
    23 класса
    0 комментариев
    1 класс
    В XVIII веке петербуржцы иногда прогуливались в садах влиятельных вельмож и аристократов. С разрешения знатных собственников. Например, владелец Мельгунова (сейчас Елагина) острова гофмаршал Иван Перфильевич Елагин радовался даже незнакомцам. Сенатор приказывал дворецкому не только разрешать всем желающим гулять по саду, но и угощать их обедом и ужином. В праздничные дни в саду выступали цирковые артисты и музыканты, гуляющие любовались фейерверками. Граф Кирилл Григорьевич Разумовский пошёл ещё дальше. В своём саду на Крестовском острове генерал-фельдмаршал устроил каменный охотничий домик, а рядом — трактир. Главной особенностью меню стала рыба: её ловили и готовили непосредственно при посетителях. Можно было даже закинуть невод и полакомиться собственноручно пойманной рыбой в великокняжеском пруду — за дополнительную плату. В конце века граф Александр Сергеевич Строганов, владелец огромной площади земли в Новой деревне, приказал разбить на территории между Большой Невкой и Чёрной речкой палатки и создать площадки для танцев. Заодно здесь вырыли пруд, проложили аккуратные аллеи и благоустроили территорию. Сад назвали Строгановским, и свободно гуляли все желающие. Посетители танцевали на свежем воздухе, слушали графский оркестр, смотрели спектакли крепостной группы и даже обедали за счёт хозяина. В 1833 году часть Строгановского сада арендовало «Заведение искусственных минеральных вод». Здесь построили искусственные минеральные источники и купальни. Но «Заведение» не пользовалось успехом среди горожан, для привлечения публики начали устраивать концерты. По воскресеньям гостей ждал сюрприз — новый одноактный балет. Сад освещали газовые фонари, официанты на серебряных подносах разносили шампанское. Среди гостей можно было встретить и Пушкина с Натальей Николаевной. (Пост написан на основе книги Б. И. Антонова «Петербург от А до Я. Исторические сады»)
    0 комментариев
    1 класс
    Фрейлина, фрегат и крейсер революции В честь кого был назван крейсер «Аврора»? Первым делом на ум приходит богиня утренней зари из античной мифологии, но не всё так просто. Некоторые источники утверждают, что в этой истории замешена женщина из плоти и крови... По флотской традиции новый крейсер унаследовал свое имя у фрегата, списанного в 1861 году, а сам парусник был назван в честь роковой красавицы Авроры Демидовой. Существует легенда, что император Николай I лично повелел назвать великолепный фрегат «в честь одной из самых красивых женщин Петербурга» — Авроры Карловны Демидовой-Карамзиной (урожденной баронессы Шернваль фон Валлен). Таким образом, фрейлина императрицы Александры Фёдоровны дважды увековечила свое имя в истории российского флота.
    0 комментариев
    6 классов
    16 Августа 1754 года на месте съезжей избы Преображенского полка освящён Спасо-Преображенский собор. Преображенский собор лейб-гвардии II Преображенского полка и всей гвардии - главный полковой храм Российской империи. В 1730-е на его месте находился полковой двор (съезжая изба) гренадерской роты первого русского гвардейского полка, куда в ночь с 24 на 25 ноября 1741 года прибыла задумавшая дворцовый переворот цесаревна Елизавета Пeтpoвнa, здесь она получила поддержку преображенцев. Первый камень в его основание положила Елизавета Петровна. Она присутствовала и при освящении. Храм строился в память о помощи, которую оказал ей полк, поддержавший её восшествие на престол. В августе 1825 года собор сгорел из-за неосторожности рабочих, ремонтировавших храм. И на его месте с использованием старых стен возвели новый собор, сохранившийся поныне. ===========
    0 комментариев
    4 класса
    Петрополь, Культурная столица, Питер, Северная Пальмира,Чертоград ... Город на Неве трижды официально менял имя, а прозвищ у него еще больше. Самое распространенное, конечно, «Питер». Появилось это сокращение от «Санкт-Питер-Бурх» вскоре после основания города и пережило все переименования. Вокруг «Питера» веками не стихают споры, некоторые утверждают, что наименование это простонародное и благородному городу никак не подходит. Это мнение восходит еще к Карамзину, который в «Истории государства Российского» писал: «Простой народ говорит у нас Питер вместо Петербурга». Однако сокращение используется в письмах, мемуарах, художественной литературе. Например, Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву» решается сократить название столицы: «вплоть до Питера, к Корзинкину прямо на двор». Справедливости ради, скажем, что «Питер» у Радищева чаще появляется в стилизации речи деревенских жителей. И сегодня многие петербуржцы воспринимают такое название города слишком неформальным и допустимым только в дружеской беседе, а публичное употребление в СМИ чаще воспринимается как дурной тон и фамильярность. Противостоит просторечному «Питеру» обозначение города в высоком стиле – «Петрополь». Его используют Ломоносов и Державин в своих одах, а позже Пушкин в «Медном всаднике». Греческая версия названия появилась сразу после основания города: будущий канцлер Петра I писал уже в 1703 году: «Сей город новостроющийся назван в самый Петров день Петрополь и уже онаго едва не с половину состроили». Поэтичное название «Северная Пальмира» звучит красиво, но его история самая сложная. Пальмира переводится как «город пальм», что уже плохо соотносится с северным Петербургом. К тому же судьба города в Сирийской пустыне была совсем незавидной: Библия и историк Иосиф Флавий рассказывают, что город много раз захватывали и разрушали. Свою славу Пальмира обрела благодаря тому, что прекрасны даже ее руины. При чем здесь Петербург? Изначально ни при чем – с Пальмирой сравнивали Екатерину II. Все дело в том, что в 1750 году двое англичан Джеймс Докинз и Роберт Вуд побывали на руинах Пальмиры, написали книгу и подарили ее Екатерине II. С надписью «Екатерине II, Зиновии Северной Пальмиры». Образ прижился, и Державин в «Изображении Фелиции» сравнивал императрицу с пальмой. А потом, незаметно, название перешло и на столицу. Поспособствовал и Фаддей Булгарин, который в журнале «Северная Пчела» часто использовал это название. Перефрастическое название «Культурная столица» сегодня известно всем жителям России, но оно – самое молодое среди имен Петербурга. Впервые его употребил Борис Ельцин, когда передал московскому телеканалу «Культура» «кнопку» Центрального телевидения Санкт-Петербурга. Выражение президента стало крылатым. P.S. Были и менее известные прозвища города. Например Зинаида Гиппиус пишет, что в бурные 1917-1918 годы интеллигенция называла город Чертоградом.
    0 комментариев
    2 класса
    «Исаакиевский собор 2.Небо на земле», режиссёр Антон Алексеев
    0 комментариев
    4 класса
    15 августа 1723 г. (295 лет назад) Состоялось торжественное открытие летней резиденции русских императоров — Петергофа Впервые Питерхоф (Петергоф) упоминается в походном журнале царя Петра I в 1705 году, вскоре после закладки на Неве новой столицы России – Питербурха (Петербурга). Идея создания на близлежащем берегу Балтийского моря загородной резиденции, которая по своей роскоши не уступала бы грандиозному дворцово-парковому комплексу французского короля Людовика XIV в Версале под Парижем, возникла у Петра в 1714 году. Дошедшие до нас рисунки царя, его указы и пометки на документах подтверждают, что общая концепция планировки подобного ансамбля под Петербургом также принадлежат ему самому. Стратегическое значение Петергофа состояло и в том, что через него проходила дорога к Ораниенбауму и по паромной переправе в Кронштадт. В процессе строительства, в 1721 году здесь основали специальную мастерскую по обработке мрамора (с 1801 года – Гранильная фабрика). Ко времени торжественного открытия резиденции 15 августа 1723 года был уже отделан Большой дворец, распланирован Нижний парк, прорыт Морской канал, действовала часть фонтанов, построены малые дворцы Монплезир и Марли, а также были почти готовы Эрмитаж, более 20 деревянных галерей и павильонов, различные трельяжные ограды. В первой четверти 18 века близ Нижнего парка образовались поселки строителей и дворцовых служителей: Большая, или Старая, слобода (позднее – Старый Петергоф) и Малая, или Новая, слобода (позднее – Новый Петергоф). В 1762 году Петергофу был присвоен статус города, в 1849 году – уездного города. Во время Великой Отечественной войны город и дворцово-парковый комплекс сильно пострадали - ведь поблизости проходила линия фронта. В послевоенное время все историко-культурные памятники Петергофа были восстановлены.
    0 комментариев
    4 класса
    «Атланты-варвары». Архитектурный гротеск Доходный дом Англареса на Саперном переулке, возведенный в 1881 году архитектором П. П. Дейнекой, считается одним из самых причудливых зданий в Петербурге. Фасад дома перегружен декоративными элементами: драконами, львами, фигурками младенцев, кариатидами и множеством других лепных украшений. Особую славу Дому Антареса принесли коренастые бородатые атланты в шкурах, поддерживающие два прямоугольных эркера. Этих четырех Геркулесов в народе прозвали «атланты-варвары», а дом самым гротескным в городе на Неве.
    0 комментариев
    36 классов
    Тургенев в Петербурге Установленный 14 августа 2001 года возле дома №12 по Итальянской улице в Старо- Манежном сквере памятник Ивану Сергеевичу Тургеневу — один из самых "молодых" в городе, ему всего 23 года. И любимых! При создании скульптуры авторы: Ян Нейман, Валентин Свешников и Геннадий Челбогашев — использовали посмертную маску писателя, хранящуюся в Литературном музее Пушкинского Дома. Перед нами великий писатель и вечный странник — он сидит на скамейке, одной рукой опирается на трость, другую положил на колено. Фигура тяжелая, массивная, статичная и добротная. Кажется, Тургенев отдыхает после жизненных скитаний. Выбор места для Тургенева в Старо-Манежном сквере не случаен, ведь Манежная площадь находится на пересечении дорогих сердцу писателя маршрутов. В расположенном неподалеку Александринском театре Иван Сергеевич часто бывал не только в качестве зрителя, но и автора. На его сцене в 1979 году была поставлена пьеса «Месяц в деревне». Роль Верочки исполнила Мария Савина. В Александринском театре прошёл и премьерный спектакль по роману Тургенева «Дворянское гнездо». А сегодня в музее театра открыт Тургеневский зал. На близлежащей Малой Садовой улице находилась "Демидовская" гостиница, где в 1843 году Тургенев познакомился с двадцатидвухлетней испано-французской певицей Полиной Виардо. Кстати, для тех, кто читал роман Жорж Санд "Консуэлла", прототипом Консуэллы являлась Мадам Полина Виардо, подруга Жорж Санд. На момент встречи певица была уже три года замужем и имела двухлетнюю дочь. Не буду описывать роман Тургенева и Виардо. Но влюбился Иван Сергеевич крепко и на всю жизнь. В 1845 году он оставил Россию, чтобы следовать за Полиной и в конце концов стал почти членом семьи Виардо — муж певицы был старше её на 21 год, а богатый Тургенев — всего на три года. Писатель относился к четырём детям Полины, как к своим собственным, и обожал её до самой смерти. Она, в свою очередь, была критиком его работ. Неподалёку другой «тургеневский» адрес — дом № 14 на Караванной улице. Здесь Тургенев останавливался у друга Василия Боткина, вернувшись из-за границы 25 февраля 1867 года. Здесь он читал гостям Боткина новый роман «Дым». А вот Тургеневская площадь в Петербурге, расположенная на пересечении Садовой улицы и Английского проспекта, хоть и носит имя писателя, но никак не связана с его биографией: здесь Тургенев никогда не жил. До 1923 года она носила название Успенская площадь, а потом её переименовали в память о классике. В соответствии с волей Ивана Сергеевича Тургенева его тело было привезено в Петербург и похоронено на Литераторских мостках.
    0 комментариев
    33 класса
Увлечения

Публикации автора

В ОК обновились Увлечения! Смотрите публикации, задавайте вопросы, делитесь своими увлечениями в ОК

14:25
08:50
01:24
32:46
1:07:07
Показать ещё