ПАМЯТИ АРХИТЕКТОРА
--------------------------
6 (19) марта 1914 года
трагически остановилась
жизнь выдающегося
российского архитектора
АЛЕКСАНДРА ИВАНОВИЧА ФОН ГОГЕНА
-----------------------------------------
Александр Иванович фон Гоген родился 12 августа 1856 года в Архангельске,
в небогатой дворянской семье.
На севере он получил своё начальное образование - в архангельской гимназии,
однако за высшим образованием юный
фон Гоген отправился в столицу
Российской Империи
- в Петербург.
Здесь он , в 1875 году
поступил в ведущее архитектурное учебное заведение страны -
в Академию Художеств.
Параллельно с обучением фон Гоген активно занимался практической деятельностью
в качестве помощника именитых
архитекторов: Павла Сюзора
и Александра Красовского.
В ноябре 1882 года получил серебряную
медаль и звание художника III степени.
В 1886 году стал художником первой степени
за проект гостиного двора для столичного
города.
Звание академика он получил только в 1895 году
за проект здания окружного суда.
Эти сухие цифры говорят,
что Александру Ивановичу тяжело давалась
научная работа.
Главный редактор журнала «Зодчий»
В.В. Эвальд писал:
«Необходимость заработка на хлеб насущный отрывала его от любимого академического
труда и надолго затянула его
пребывание в ученическом стаже».
За это время фон Гоген был и архитектором казенного Сестрорецкого инструментального завода,
и помощником у архитекторов
И.С. Богомолова,
А.Ф. Красовского,
графа П.Ю. Сюзора, но совмещать работу подмастерья с учебой было нелегко.
Фон Гоген вспоминал незадолго до смерти,
как ему приходилось
в это время лавировать у архитектора
Сюзора:
«с одной стороны - грозит исключение из Академии за непосещение;
с другой стороны патрон не соглашается отпускать его хотя бы на пару часов в классное
время,
даже при условии вечерних отработок».
Это было, конечно, тяжело,
и здесь-то, может быть, он и подорвал так основательно свое,
и без того от природы не особенно крепкое здоровье.
Но отсюда же он вынес ту отзывчивость ко всему страждущему, обездоленному,
которая так типично характеризовала его впоследствии как педагога.
В 1888 году А.И. фон Гоген стал членом Императорского Санкт-Петербургского общества архитекторов
(в 1908 году - членом Правления).
С 1900 года член редколлегии журнала
«Зодчий».
В начале 1889 года был назначен исполняющим делами члена-архитектора инженерного
комитета Главного инженерного
управления.
В 1893 году определен исправляющим должность архитектора ко двору великого
князя Владимира Александровича,
а в 1896 году избран в число действительных членов Академии Художеств.
Наконец, в мае 1908 года А.И. фон Гоген принял должность инспектора
по строительной части при Кабинете Его Императорского Величества.
В своих предпочтениях фон Гоген прошел большой путь от убежденного эклектика
до представителя и большого приверженца неоклассики.
На III съезде русских зодчих в 1900 году
он с большим почтением относился
к раннему модерну,
участвуя на одном выставочном стенде
с Ф.О. Шехтелем, И.А. Ивановым-Шиц,
Л.Н. Кекушевым.
К концу жизни он склоняется
к рациональному модерну
и неоклассике.
Б.М. Кирков пишет:
«К 1910 году неоклассическое направление потеснило новый стиль.
Фон Гоген разделял общее увлечение.
В 1912 году,
давая интервью «Петербургской газете»,
он резко критиковал ранний
модерн,
надоевшую всем декадентщину.
Ему импонировало,
что «в последние 2 – 3 года мы опять видим эволюцию в архитектурном искусстве,
и теперь уже не строят в центре города уродливых зданий с какими-то вычурными фигурами».
Трудно обвинять зодчего
в непоследовательности.
Он жил и творил в динамичную эпоху,
когда происходила резкая переоценка
ценностей.
Его собственные пристрастия менялись...».
Да и требования заказчика, а не собственные пристрастия были чаще всего основным ориентиром.
Фон Гоген занимался проектированием и небольших утилитарных сооружений
(жилых флигелей или конюшен) при имениях крупных землевладельцев вроде
Шереметева.
В 1886 году фон Гоген приступил к первой самостоятельной работе -
особняку Вадобольской на 9-ой линии Васильевского острова .
Также фон Гоген активно способствовал архитектурному образованию среди
женщин:
в это трудно поверить, но действительно,
в те годы в России появлялись первые
женские строительные курсы,
и фон Гоген имел к их организации непосредственное
отношение!
в это время Александр Иванович жил в им же построенном доходном доме И. А. Жевержева (ул. Рубинштейна, 18). .
А.И. фон Гоген по всеобщему признанию был выдающимся педагогом.
Уже в 1892 году как талантливый акварелист, он стал штатным преподавателем акварельного
класса в знаменитом Санкт-Петербургском центральном училище технического рисования барона Штиглица
(до 1897 года).
С ноября 1897 года руководил курсом архитектурного проектирования в Николаевской инженерной академии (до 1908 года).
В институте гражданских инженеров деятельность фон Гогена началась в 1898 году в качестве преподавателя акварельного
рисунка,
с 1903 года - руководителя исполнения дипломных работ, с 1905 года –
члена Совета института.
В 1889 году вместе с архитектором В.Ф. Харламовым он работает над фасадом Московской городской думы (3 премия),
в 1890 году проектирует
главный дом на Нижегородской ярмарке
с архитекторами Трейманом
и Трамбицким.
В 1890 – 1891 годах в Екатеринославе возводит здание банка и английского клуба,
составляет проекты для реального училища
в Пензе,
особняка А.В. Чернова в Санкт-Петербурге,
в 1892 году делает эскизы иконостасов
в домовой церкви графа
Шереметьева.
В 1894 году строит императорский павильон на станции Гайновка,
в 1894 – 1898 годах совместно с А.В. Ивановым работает над Церковью Божьей Матери Всех Скорбящих Радости в Санкт-Петербурге,
а в 1895 году возводит по своему проекту особняк Козлянинова
и флигель с конюшней особняка
И.К. Мясникова.
В 1896 году фон Гоген был назначен членом и архитектором в строительную комиссию
по возведению здания для помещения служащих при Главной Палате мер и весов,
проектировал фасад дома страхового общества «Россия».
В 1897 – 1899 годах представил проекты дома для рабочих российско-американской
резиновой мануфактуры
в Санкт-Петербурге,
храма в память 17 октября 1888 года в Нижнем Новгороде,
Киевского политехнического института.
В 1900 - 1901 году по чертежам фон Гогена возводится доходный дом Д.И. Менделеева
на Большой Пушкарской
и здание Николаевской академии Генерального штаба.
В 1901 году он составил проект здания Суворовского музея, работал над фасадом
пассажирского здания Санкт-Петербургской станции Витебской железной дороги
(оба проекта совместно
с Г.Д. Гриммом),
проектировал здание реального училища для города Уржума.
В 1902 – 1903 годах в стиле неоготики
в селе Борки в Орловской губернии
по заказу великого князя Андрея
Владимировича,
двоюродного брата императора,
фон Гоген строит гигантский дворцовый
ансамбль.
В начале ХХ века фон Гоген активно занимался частным строительством.
Им были построены особняк княгини
Н.К. Вадбольской,
особняк К.А. Варгунина.
Самая известная постройка архитектора -
особняк балерины М.Ф. Кшесинской
в стиле модерн (1905 год).
Сам Александр Иванович первое время жил в им же построенном доходном доме И.А. Жевержева
(ул. Рубинштейна, 18).
Также зодчим построен доходный дом Козляниновых (ул. Писарева, 10).
По проекту фон Гогена в 1902 году построен
дом военного собрания в Порт-Артуре,
в 1904 году создан проект церкви на братской могиле в Симферополе,
в 1908 году закончена архитектурная работа по памятнику миноносцу
«Стерегущий» на Кронверкском проспекте.
В 1904 году в конкурсе на постройку инфекционной больницы в Самаре,
который объявил самарский купец Л.С. Аржанов,
из 30 участников первую премию взял фон Гоген
с проектом «Красное кольцо».
В 1909 году мастер подготовил два проекта
для зданий Крестьянского
банка в Самаре
и в Пензе. Пензенский проект был позже использован и в Чернигове.
Совместно с Н.В. Васильевым и С.С. Кричинским в 1909 – 1913 годах проектировал здание Санкт-Петербургской соборной мечети.
Фон Гоген занимался самой разнойтворческой работой от росписи чайных сервизов
блюдцев и солонок, создания
плашек, заставок, шрифтов и заглавных букв
для журнала «Зодчий»
до реставрации кремлевских стен
и храмов.
Последняя работа зодчего – проект здания ресторана «Данон» (1913 год)
в неоклассическом стиле
в Санкт-Петербурге
на Мойке, 24.
Обладая огромным опытом в проектировании, А.И. фон Гоген не жалел ни времени, ни труда для занятий со студентами.
В последние месяцы жизни,
сильно страдая физически, он,
тем не менее, даже по праздникам
и в неурочные дни приезжал
в институт и, как непревзойденный
акварелист,
помогал своим ученикам, отделывая им акварелью для образца,
части проектов.
Он живо интересовался жизнью студенчества.
Одно время на его квартире даже было устроено бюро справок по предложению
студентам заработка.
И студенты со своей стороны ценили такое к ним отношение,
что и показали, придя огромной толпой проводить учителя к месту последнего
упокоения.
Страдая хроническим заболеванием почек, Александр Иванович не смог больше
терпеть невыносимые боли,
и вечером 6 марта 1914 года застрелился
в своей квартире
на Невском проспекте, 136.
Похоронили фон Гогена на Смоленском православном кладбище, недалеко
от ворот.
К сожалению, могила была утрачена
в 1930-х годах,
но остается память о творческом наследии Александра Ивановича Фон Гогена
в его видимых постройках украшающих
наш город и не только
-------------
ПРОЕКТЫ,
- Церковь Божией матери Всех Скорбящих Радости (1893 — 1899). (сох.частично пр. Обороны, 24).
- Особняк княгини Н. К. Вадбольской
(9-я линия ВО, 10).
-. Особняк Ф. Г. Козлянинова (улица Писарева, 12).
- Особняк балерины М. Ф. Кшесинской (Кронверкский проспект, 1-3).
- Дом И. А. Жевержеева (улица Рубинштейна, 18, левая часть; Графский переулок, 5). 1899.
- Доходный дом Козляниновых
(улица Писарева, 10).
- Усадьба А. И. Чернова (1891-1893), при участии А. И. Кузнецова и Г. И. Люцедарского . Октябрьская набережная. 72.
=. Главный дом Нижегородской ярмарки (1889—1890, совместно с Г. А. Трамбицким и К. В. Трейманом).
- Флигель и конюшня особняка И. К. Мясникова. улица Восстания, 45 (1895).
- Здание музея А. В. Суворова (1901-1904, при участии Г. Д. Гримма) Санкт-Петербург, Кирочная улица, 43
- Доходный дом Д. И. Менделеева. Большая Пушкарская ул., 26. 1900—1901 (позже надстроен).
- Санкт-Петербургская соборная мечеть (1909—1913 год, совместно с Н. В. Васильевым
и С. С. Кричинским)
- Дом 1 (20 по Литейному проспекту) (1895—1898)
- Здание Николаевской академии Генерального штаба (1900— 1901) Суворовский проспект, 32.
- Усадьба Борки (1902—1903).
- Особняк К. А. Варгунина, 1896—1899 — Фурштатская улица, 52.
- Здание Пензенского отделения Крестьянского поземельного банка (1910 — 1912), Пенза, улица Советская, 3.
- Дворянский и крестьянский поземельный банк
в Чернигове (1910-13 гг.) по просп. Мира, 43