☑ 22 ноября 1796 года - Гатчина получила статус города ☑ 22 ноября (11 ноября по старому стилю) 1796 года Император Павел I издал указ переименовать мызу Гатчину городом С этого времени Гатчина стала собственностью российских императоров, их личной резиденцией Предшественником города Гатчины считается село Хотчино, которое впервые упоминается в Новгородской писцовой книге 1499 года, а затем, как деревня Hotzino by в Дягилинском погосте в шведских «Писцовых книгах Ижорской земли» 1618-1623 годов По одной версии, этот топоним произошел от сокращенной формы «Хот» одного из древнерусских личных имен (Хотчен, Хотимир, Хотен, Хотчена, Хотина), по другой - от древнефинского слова «хатша» - пожога; участок, где лес сожжён под пашню По «романтической» версии, на месте Гатчины в давние времена располагалось капище языческой богини Хочены, от имени которой якобы и произошло название села Хотчино От слов «гать» - дорога, проложенная через топкое место, и «чинная» - важная, добротная От немецкого выражения «Hat Schöne» - имеет красоту Эта версия была придумана поэтом В.Г. Рубаном в угоду прусским вкусам Павла I Примерно в середине XVII века глухая фонема «Х» в названии села заменяется звонкой «Г», и село Хотчино, как и созданная близ него помещичья усадьба, превращаются в деревню Готчино и Готчинскую мызу К концу XVII века название «Готчино» трансформируется в его современную форму, но и старая форма среднего рода продолжает использоваться вплоть до начала XX века Так, Екатерина II выкупает у наследников и дарит Павлу Петровичу «мызу Гатчино с тамошним домом» «Милое Гатчино» очень любил император Александр III На старых открытках с видами города и топографических картах начала прошлого века часто упомянуто именно Гатчино Использовался и вариант без буквы «Т» Так, на карте Санкт-Петербургской губернии Я.Ф. Шмита 1770 года обозначена деревня Гачино при мызе Гачинской В 1923 году город был переименован в Троцк в честь советского политического деятеля Льва Давидовича Троцкого, за его заслуги в отражении похода Керенского - Краснова в 1917 году и во время обороны Петрограда в 1919 году В 1929 году Троцкий был выслан за пределы СССР, а город Троцк переименован в Красногвардейск В 1942 году немецкие оккупационные власти переименовали город в Линдеманштадт (нем. Lindemannstadt) в честь главнокомандующего 18-й армией Георга Линдемана Однако данное переименование не учитывалось органами государственной власти СССР 23 января 1944 года указом Президиума Верховного Совета СССР «О переименовании городов Слуцка и Красногвардейска и районов Слуцкого и Красногвардейского Ленинградской области» городу было возвращено историческое название - Гатчина Установить новую историческую дату празднования Дня города Гатчины и назначить ее на 22 ноября, предложил в 2018 году глава города и района Виталий Филоненко
    0 комментариев
    5 классов
    2 комментария
    36 классов
    22 ноября В 1838 году родился Матвей Афанасьевич ЧИЖОВ (в деревне Пудово, Московская губерния), русский скульптор. Его произведения ("Крестьянин в беде", бронза, 1872, "Мать учит свою дочь родному слову", гипс, 1873, – оба в ГРМ) по жанровой трактовке почерпнутых из народной жизни тем близки творчеству передвижников. Автор ряда портретов. Чижов разделял взгляды славянофилов, интересовался деятельностью Абрамцевского кружка С.И. Мамонтова. Был человеком европейски образованным и разносторонним, при этом в искусстве тяготел к натурализму, ставил перед собой задачи, сходные с теми, которые решали передвижники в живописи. Для его творчества характерны описательность, внимание к сюжетной канве произведения и прямолинейность характеристик персонажей и жизненных ситуаций. * * * * * Ещё 5-летним мальчиком он делал из глины фигурки животных. С августа 1851 года Матвей Чижов учился в лютеранском немецком училище при церкви Св. Михаила. В то же время посещал Строгановское училище технического рисования и упражнялся в лепке под руководством воспитанника этого училища Бровского. Последний рекомендовал его профессору Московского училища живописи, ваяния и зодчества Н.А. Рамазанову и упросил его принять даровитого юношу в ученики этого заведения. Чижову удалось начать систематические занятия скульптурой. Несмотря на испытываемые им нужду и лишения, в мастерской Рамазанова он быстро показал успехи. За горельеф «Борцы» Академия присудила ему малую серебряную медаль. Рамазанов взял его в помощники к себе при исполнении работ для московского Храма Спасителя. По рисункам и эскизам своего наставника Чижов изготовил колоссальный горельеф «Сошествие Христа в ад». Приглашённый Михаилом Микешиным к участию в работах по осуществлению проекта памятника тысячелетию России (в этом монументе Чижовым исполнены горельефы «Герои» и «Просветители» и треть горельефа «Государственные люди»), Матвей Афанасьевич перебрался в Санкт-Петербург, где в 1863 году поступил в ученики Академии художеств, учился у Н.С. Пименова и П.К. Клодта. Занятия в скульптурном классе Академии не мешали ему исполнять различные частные заказы и работать для Микешина, изготовить по его рисунку модель петербургского памятника Екатерине II и вылепить входящую в состав этого монумента колоссальную фигуру императрицы. Окончив академический курс со званием классного художника 1-й степени и с большой золотой медалью, талантливый скульптор отправился за границу в качестве пенсионера Академии. Он посетил некоторые города Германии, Австрии и Италии и поселился в Риме, где провёл 6 лет в беспрерывном труде. Вернувшись в Санкт-Петербург в 1875 году, Чижов через три года поступил преподавателем скульптуры в центральное училище технического рисования Штиглица и получил место скульптора-реставратора при Императорском Эрмитаже. Скончался Матвей Афанасьевич ЧИЖОВ 10 июня 1916 года в Петрограде. Все события или #Ваш_День_Рождения_22_ноября #Ч__
    0 комментариев
    14 классов
    «Ну, Клодт, да ты делаешь лошадей лучше, чем жеребец». Император Николай I ПАМЯТИ ПЕТРА КАРЛОВИЧА КЛОДТА - выдающегося русского скульптора и мастера литейного дела, ушедшего из жизни 8(20) ноября 1867 года -------- Последние годы жизни скульптор провел на своей мызе Халола в Финляндии. В ноябре 1867 года задували метели, когда он жил на даче в «Халола», и внучка просила дедушку вырезать ей лошадку. Клодт взял игральную карту и ножницы. — Деточка! Когда я был маленьким, как ты, мой бедный отец тоже радовал меня, вырезая из бумаги лошадок… Лицо его вдруг перекосилось, внучка закричала: — Дедушка, не надо смешить меня своими гримасами! Клодт покачнулся и рухнул на пол. Это случилось 8 ноября 1867 года ему было 62 года За организацию похорон взялся старший сын, ставший художником-пейзажистом. Открыл старый комод — а там 60 рублей да пара лотерейных билетов. Хоронить Клодта пришлось на пособие Академии художеств. Великого скульптора похоронили на Смоленском лютеранском кладбище. В 1936 г. прах скульптора был перенесен в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры. Тогда же было установлено новое надгробие на его могиле. -------- Барон Петр Клодт фон Юргенсбург родился в Петербурге 24 мая 1805 г. в семье потомственного военного. Семья никогда не считалась богатой, но была очень родовитой. Российская ветвь Клодтов берет свое начало от старинного немецкого баронского рода, известного в Европе с XII в. Прадед Петра Карловича был одним из генералов шведского короля Карла XII, попал в плен и жил в Москве. Король Карл XII в признание заслуг генерала возвел его в баронское достоинство и назначил посланником при российском дворе. В 1780-х гг. одна из ветвей Клодтов переселилась в Россию. Отец будущего скульптора Карл Густав, взявший русское отчество Федорович, стал генерал-майором. Он участвовал в штурме Измаила, в Отечественной войне 1812 г., и его портрет среди других героев этой войны находится в галерее Зимнего дворца. Детство и юность будущего скульптора прошли в Омске, где его отец занимал должность начальника штаба Отдельного Сибирского корпуса. Именно там у юного барона проявилась склонность к резьбе, лепке и рисованию. Больше всего ему нравилось изображать лошадей. В них Петр видел особое очарование. Весь свой досуг мальчик посвящал рисованию карандашом и пером, делая графические силуэты животных на бумаге, с безукоризненной точностью выполняя все мелкие детали. Не отступая от семейной традиции, мальчик готовился к военной карьере. В 1822 г. умер его отец, и семья вернулась в Петербург, где Петр поступил в Михайловское артиллерийское училище. Через два года Клодт был произведен в прапорщики. После окончания училища молодой офицер стал служить в учебной артиллерийской бригаде, но уже в 1827 г. в чине подпоручика вышел в отставку и целиком посвятил себя занятию искусством. По преданию, кто-то из императорской семьи преподнес Николаю I вырезанную из дерева фигурку всадника. Император захотел увидеть ее автора, и Клодту была назначена аудиенция. С тех пор его фигурки лошадей и кавалеристов пошли нарасхват, а первая статуэтка еще долго украшала письменный стол императрицы Александры Федоровны. Начинающий скульптор стал получать пособие от Комитета Общества поощрения художников. В 1830 г. Клодт поступил вольнослушателем в Академию художеств, где его учителями были профессора С. И. Гальберг, И. П. Мартос и Б. И. Орловский. Там же молодой скульптор обучался литейному делу под руководством выдающегося мастера В. П. Екимова. Всего через год вместе с известными тогда скульпторами С. С. Пименовым и В. И. Демут-Малиновским Клодт уже получил большой правительственный заказ на оформление Нарвских триумфальных ворот (арх. В. П. Стасов). Молодой ваятель исполнил шестерку стремительно скачущих и встающих на дыбы коней для колесницы Славы. Фигуры животных выбил из кованой листовой меди мастер И. Прат. Такое изображение было новшеством для классической монументально-декоративной скульптуры. За эту работу скульптор был удостоен звания «назначенного в академики». С конца 1832 г. скульптор начал работу над проектом «Укрощение коня Диоскуром », который предназначался для оформления пристани Адмиралтейского бульвара. Модели и выбранное место одобрил Совет Академии художеств, но вскоре было решено установить скульптурные группы на недавно перестроенном Аничковом мосту. Был утвержден новый проект, который предусматривал установку двух пар скульптурных композиций на западной и восточной сторонах моста. В 1836 г. к выполнению скульптурных групп из бронзы приступили в литейной мастерской Академии художеств. Но их не успели изготовить — в 1838 г. неожиданно скончался руководитель мастерской В. П. Екимов. Работы были приостановлены, и даже рассматривался вариант их завершения за границей. Тогда за эту работу предложили взяться Клодту , как единственному скульптору, в совершенстве овладевшему техникой литья. Под руководством мастера огромные статуи отливали не по частям, а целиком. Мельчайшие детали оригинала с безупречной точностью были воспроизведены в бронзе благодаря тщательной обработке восковых форм. Даже став известным ваятелем, Петр Карлович никогда не оставлял литейного дела. Вскоре он возглавил и весь Литейный двор Императорской Академии художеств. Большинство его статуй не требовало дальнейшей чеканки и каких-либо исправлений. Впоследствии в Литейном дворе под руководством Клодта были отлиты в бронзе многие монументальные скульптуры. В их числе памятник Петру I работы Т. Н. Жака (установлен в Кронштадте), памятники Н. М. Карамзину и Г. Р. Державину скульптора С. И. Гальберга (в Ульяновске и Казани), памятник Барклаю-де-Толли В. И. Демут-Малиновского (в Тарту), памятник атаману М. И. Платову работы А. И. Иванова и Н. А. Токарева (для города Новочеркасска) и многие другие. В 1838-1841 гг. две из четырех статуй, изображающие укрощение коня, были воплощены в бронзе. Торжественное открытие Аничкова моста состоялось 20 ноября 1841 г. То, что увидел Петербург, восхитило всех, и люди толпами собирались у коней Клодта. На правом берегу Фонтанки были установлены бронзовые статуи, а на левом — их гипсовые копии, выкрашенные под бронзу. Вторую пару бронзовых скульптур отлили в 1842 г., однако император Николай I подарил их прусскому королю Фридриху Вильгельму, которому они очень понравились. Скульптор повез свои статуи в Берлин. За эту работу прусский король пожаловал Клодту табакерку, украшенную бриллиантами, и орден Красного Орла III степени. Ответным подарком Фридриха Вильгельма Петербургу были две статуи Виктории, выполненные скульптором X. Д. Раухом (их установили на гранитных колоннах рядом со зданием Манежа). В 1843-1844 гг. конные фигуры были отлиты снова и установлены на Аничковом мосту, но простояли на своих пьедесталах совсем недолго. В 1846 г. император Николай I подарил их «прямо с моста» королю Обеих Сицилии Фердинанду II . Статуи были установлены у входа в королевский дворец в Неаполе. Европейские газеты того времени сообщали: «В Неаполе нынче находятся три чуда: тело Спасителя, снятое с Креста, покрытое прозрачной мраморной пеленой, "Снятие Спасителя со Креста" — картина Эспаньолетто и бронзовые кони русского барона Клодта». От неаполитанского короля скульптор получил в награду орден Св. Фердинанда. Берлин, Рим и Париж удостоили Клодта звания почетного члена своих академий. В России он был награжден орденом Св. Анны III степени. В 1846 г. Клодт начал работу над созданием новых композиций для Аничкова моста. Участники композиции были те же — конь и человек, но у статуй изменился сюжет, стали другими движения и композиция. В 1850 г. солдаты саперного батальона под руководством Клодта водрузили на пьедесталы новые статуи. Работы по скульптурному оформлению Аничкова моста были завершены. Эти композиции совершенно справедливо считаются вершиной творчества мастера. Позднее копии конных статуй были установлены в Петергофе, Стрельне и усадьбе князей Голицыных в Кузьминках под Москвой. Работая над скульптурой Аничкова моста, Клодт параллельно выполнял заказы для Исаакиевского собора недавно построенного архитектором О. Монферраном. Он создал два горельефа «Несение креста» и «Положение во гроб» для ниш северного портика, а также скульптурную группу «Христос во славе» над Царскими вратами главного иконостаса. В 1845-1850 гг. скульптор принимал участие в перестройке Служебного корпуса Мраморного дворца по проекту А. П. Брюллова. По графическому эскизу архитектора Клодт выполнил 70-метровый рельеф «Лошадь на службе человека», который простирался над окнами второго этажа. В тимпанах двух боковых фронтонов был помещен другой декоративный рельеф с фигурами трубящих в раковины тритонов. В 1849 г. Петр Карлович победил в конкурсе на проект памятника знаменитому баснописцу И. А. Крылову. Замысел скульптора не ограничился простым изображением поэта. Он задумал целую скульптурную композицию, включающую горельефы с персонажами басен. (К работе над ними скульптор привлек известного художника-иллюстратора того времени А. А. Агина.) Памятник был отлит в бронзе и установлен в Летнем саду в 1855 г. В 1853 г. скульптор приступил к работе над колоссальной статуей свяьлгл князя Владимира, крестителя Руси, по модели В. И. Демут-Малиновского для города Киева. К тому времени автор уже умер, и руководство всеми работами было поручено архитектору К. А. Тону. Монумент высотой 4,5 м установили на пьедестале высотой 16 м на берегу Днепра. Клодт работал и над оформлением интерьеров Георгиевского зала Большого Кремлевского дворца в Москве. Там же он выполнил квадригу Аполлона на фронтоне Большого театра и несколько горельефов для храма Христа Спасителя. Последним крупным заказом скульптора стал памятник императору Николаю I. Архитектор О. Монферран, которому было поручено общее руководство работами, даже не сомневался, что автором монумента должен стать Клодт. В 1857 г. состоялась торжественная закладка памятника. Первоначальный эскиз представлял собой всадника на спокойно стоящем коне, но вскоре скульптор создал новый проект, который получил одобрение архитектора. Клодт изобразил коня в движении, а вся композиция имела только две точки опоры. Для этого мастер произвел массу тонких расчетов и заказал металлические подпоры, которые установили в задних ногах коня. Первая отливка статуи окончилась неудачей. Форма дала трещину, через которую вытекло значительное количество металла. В 1859 г. со второй попытки статую успешно изготовили. Она была настолько велика, что не проходила в ворота мастерской, и для ее транспортировки пришлось разбирать часть стены. В работе над пьедесталом памятника принимали участие скульпторы Н. А. Рамазанов и Р. К. Залеман. 25 июня 1859 г. состоялось торжественное открытие монумента. По свидетельству очевидцев, присутствовавший на этом событии император Александр II долго стоял перед статуей своего отца, а затем подошел к Петру Карловичу и пожал ему руку. Памятник стал подлинным украшением Исаакиевской площади и шедевром мировой скульптуры. Несмотря на огромную загруженность, скульптор находил время и для педагогической деятельности. В 1838 г. он стал академиком и, получив звание профессора, начал преподавать в Императорской Академии художеств. В 1858 г. Петр Карлович был выбран ее заслуженным профессором. Несмотря на мировую известность, барон Клодт славился своим демократичным нравом и бескорыстием. Он много помогал бедным , не боялся физического труда, дружил с мастеровыми Литейного двора. Последние годы жил с семьей на своей даче , на мызе Халола ,гле скропостихно скончался осенью 1867 года. --------------------
    0 комментариев
    5 классов
    ☑ 19 ноября - Санкт-Петербургский государственный академический театр имени Ленсовета отмечает ⃣⃣-летний юбилей Это - солидный возраст по человеческим меркам Но театр за свою историю проживает не одну, а несколько жизней Театр родился под названием Новый театр в бурную эпоху 30-х годов как разряд творческой энергии группы артистов во главе с режиссером-мейерхольдовцем Исааком Кроллем Потом были страницы, связанные с именами замечательных режиссеров Бориса Сушкевича и Николая Акимова, в это время театр получил новое название - имени Ленсовета Огромный уникальный путь - сорок лет - театр прошел вместе с художественным руководителем, режиссером, артистом и педагогом Игорем Владимировым Рубеж тысячелетий театр встретил с талантливейшим режиссером и руководителем Владиславом Пази, человеком высочайшей петербургской культуры Недавний яркий период нашей истории связан с именем Юрия Бутусова, его постановки и сейчас - важная часть афиши театра Сегодня художественный руководитель театра - ученица Владимирова народная артистка России Лариса Луппиан Ее программа развития театра - разнообразие режиссерских имен, жанров, стилей, внимание и к традиционному театру русской психологической школы, и предоставление молодым возможностей для поиска и неожиданных экспериментов Театр открывает новое десятилетие полными сил и желания трудиться, желаем нашему театру оставаться любимым местом для встречи зрителей с театральным искусством Санкт-Петербурга
    0 комментариев
    15 классов
    ❤ 19 ноября 2013 года состоялось торжественное открытие Музея Фаберже во дворце Нарышкиных-Шуваловых. Организация-учредитель музея — Культурно-исторический фонд «Связь времён», созданный в 2004 году известным российским предпринимателем Виктором Вексельбергом. Коллекция музея насчитывает более 4000 единиц хранения, среди которых, помимо знаменитых пасхальных яиц, и русские иконы.
    0 комментариев
    4 класса
    19 ноября В 1794 году родился Сергей Григорьевич СТРОГАНОВ (в Москве), граф, русский государственный деятель, историк искусства, археолог, коллекционер, меценат, московский генерал-губернатор, генерал от кавалерии (26 ноября 1852 года). Из знаменитого рода Строгановых – выходцев из разбогатевших поморских крестьян, ставших купцами и промышленниками Урала и Сибири. * * * * * Сережа получил превосходное домашнее образование, которым руководила его мать, Анна Сергеевна Трубецкая. Однако, в отличие от многих других отпрысков аристократических родов, он поступил не на военную службу, а в только что открывшийся Петербургский институт путей сообщения. После первого курса ему все-таки пришлось стать военным: в это время началась война с Наполеоном. В качестве пехотного офицера Строганов прошел всю Отечественную войну 1812 года, затем участвовал в заграничных походах русской армии и только после окончания русско-турецкой войны 1828-29 годов вышел в отставку в чине генерала. Сергей Григорьевич поселился в Москве, где и жил постоянно до 1860 года. Строганов занял пост попечителя Московского учебного округа. Все свои знания он направил на то, чтобы сделать Московский университет лучшим в России. Именно при нем составился знаменитый коллектив профессоров. В то время в университете преподавали Ф. Буслаев, Т. Грановский, К. Кавелин и С. Соловьев. По инициативе Строганова двери Московского университета открылись и для представителей, так называемых низших сословий. Сергей Григорьевич был учредителем первой в России рисовальной школы, бесплатной и открытой для всех талантливых детей, независимо от их сословного происхождения. «Школа рисования в отношении к искусствам и ремеслам» — Строгановское училище (ныне МГХПА им. С.Г. Строганова) была открыта в Москве 31 октября 1825 года. Строганов 12 лет руководил рисовальной школой. В течение более чем 37 лет граф был председателем Московского общества истории и древностей Российских (с 24 апреля 1836 года). Ежегодно он снаряжал на свои деньги научные археологические экспедиции на юг России. Результатом этих раскопок в Крыму стали богатые керченские клады и «скифское золото», ныне хранящиеся в Эрмитаже. В 1860 году Строганова пригласили ко двору в качестве главного руководителя воспитания цесаревича Николая Александровича. Был главным воспитателем великих князей Александра Александровича, впоследствии императора Александра III, и Владимира и Алексея Александровичей. С 10 марта 1870 года — почётный член Императорского Русского Исторического Общества в Санкт-Петербурге. Скончался Сергей Григорьевич Строганов 9 апреля 1882 года в Санкт-Петербурге, похоронен в Фёдоровской церкви Александро-Невской лавры. Все события или #Ваш_День_Рождения_19_ноября #С__
    0 комментариев
    6 классов
    19 ноября исполняется 313 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова (19 ноября 1711—15 апреля 1765) — выдающегося русского ученого, поэта, реформатора русского языка, художника и историка. "Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник". Александр Сергеевич Пушкин: Ломоносов сделал открытия в различных отраслях знаний — от литературы и астрономии до математики и химии, поднял Россию на новый уровень развития. В его многочисленных трактатах затрагиваются вопросы по истории, филологии, геофизики, минералогии, технологии производства цветного стекла. Работы Ломоносова вывели на новый уровень и развитие российской словесности. Он автор поэм, поэтических посланий, трагедий, сатир, филологических трудов и научной грамматики русского языка. По верному замечанию В.Г. Белинского, начало современной русской литературы было положено именно Ломоносовым и связно с созданием знаменитой оды «На взятие Хотина», которая вызвала невероятный восторг и изумление. По существу Ломоносов создал жанр оды в России: определил тематику, форму, язык – установил правила написания. Будучи поборником российского образования, Ломоносов инициировал открытие в 1755 г. Московского университета, проект и учебная программа которого составлены им лично. О вы, которых ожидает Отечество от недр своих И видеть таковых желает, Каких зовет от стран чужих, О, ваши дни благословенны! Дерзайте ныне ободренны Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать. Науки юношей питают, Отраду старым подают, В счастливой жизни украшают, В несчастной случай берегут; В домашних трудностях утеха И в дальних странствах не помеха. Науки пользуют везде, Среди народов и в пустыне, В градском шуму и наедине, В покое сладки и в труде. Михаил Ломоносов. Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года. Отрывок Русский ученый был почетным членом Стокгольмской (1760) и Болонской (1764) академий наук. ✒Афоризмы и цитаты Ломоносова Ежели ты что хорошее сделаешь с трудом, труд минется, а хорошее останется, а ежели сделаешь что худое с услаждением, услаждение минется, а худое останется. *** Ленивый человек в бесчестном покое сходен с неподвижною болотною водою, которая, кроме смраду и презренных гадин ничего не производит. *** Глуп тот математик, который хочет Божью волю измерить циркулем. Точно так же глуп учитель богословия, который полагает, что по Псалтири он может познать астрономию или химию. *** Математику стоит любить хотя бы за то, что она помогает привести мысли и ум в порядок. *** Без грамматики оратория глупа, поэзия косноязычна, философия безосновательна, история непонятна, юриспруденция сомнительна. *** Истинный химик должен быть не только практиком и теоретиком – он должен быть еще и философом. Памятники М. В. Ломоносову в Петербурге установлены на пл. Ломоносова и на Менделеевской линии В. О.
    0 комментариев
    7 классов
    Если стать у Летнего сада в Петербурге и посмотреть на противоположный берег Невы, то левее музея - домика Петра Великого , можно увидеть роскошный особняк начала 20 века. Его бывший владелец великий князь Николай Николаевич (младший) Личность неординарная и ему посвящен пост. ОН МОГ СТАТЬ НИКОЛАЕМ ТРЕТЬИМ --------------------------------------- 6 (18) ноября 1856 года родился ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ РОМАНОВ (младший) - военный, государственный и общественный деятель России , первый сын великого князя Николая Николаевича (старшего) и великой княгини Александры Петровны, генерал от кавалерии ----------------------- «Я в родстве со многими дворами Европы, но с Гостиным двором в родстве не был и не буду!» – в сердцах воскликнул Александр III, узнав, что его кузен хочет жениться на дочери гостинодворского купца-меховщика Софье Бурениной. Великий князь Николай Николаевич-младший был сыном великого князя Николая Николаевича-старшего. Он родился в 1856 году и был самой яркой и неординарной личностью среди Романовых рубежа XIX—XX веков. В семейном кругу все называли его Николашей Как и его дед Николай I, он был высокого, почти двухметрового роста. Когда великий князь стоял у стены Михайловского манежа в Петербурге, то плюмаж его каски находился на уровне зрительского балкона. Начальное образование он получил дома, а в 1871 году был зачислен юнкером в Николаевское инженерное военное училище Потом еще были годы учебы, венцом которой стала Академия Генерального штаба, которую он окончил в 1876 году с серебряной медалью. А в следующем, 1877 году началась русско-турецкая война. Николай Николаевич-младший в эту кампанию выполнял роль порученца при своем отце-главнокомандующем, Николае Николаевиче-старшем. Когда русским войскам приходилось туго, главнокомандующий посылал на самый опасный участок фронта своего сына, который всегда добивался победы. Так было при переправе через Дунай, при взятии Систовских высот и занятии Шипкинского перевала. Во время переправы через Дунай Николай Николаевич-младший лично повел одну из колонн русской армии под жутким огнем неприятеля и только чудом остался в живых. Николай Николаевич был храбр до отчаяния. За все эти подвиги он был награжден Георгиевским крестом IV степени и золотым оружием с надписью «За храбрость». Тем ни менее в армии великий князь Николай Николаевич получил прозвище «Лукавый» за чрезмерное честолюбие и властные амбиции После войны шло его постепенное повышение в чинах и званиях, и 1905 год он в звании генерал-адъютанта встретил на посту командующего войсками гвардии и Петербургского военного округа и председателя Совета обороны. С началом Первой мировой войны в 1914 году великий князь Николай Николаевич-младший был назначен главнокомандующим всей русской армии. Среди первых его побед было взятие австрийской крепости Перемышль и занятие территории Западной Галиции, за что он был удостоен ордена Святого Георгия II степени и золотого оружия с надписью «За освобождение Червонной Руси».. Отличаясь преданностью военной службе, он большую часть времени проводил в частях и гарнизонах и при этом вел холостяцкую жизнь. Личная жизнь Николая Николаевича-младшего не была столь бурной Однако его интимные отношения с женщинами были связаны с такими перипетиями русской истории Почти тридцатилетний генерал-майор, увешанный орденами и медалями, великий князь, влюбился в дочь купца-меховщика, владельца магазина в столичном Гостином дворе, Софью Буренину. Их связь продолжалась почти два года, за которые Софья родила ему двоих детей. Наконец он, как «джентльмен», решил жениться на ней и сообщил об этом отцу Николаю Николаевичу-старшему. Отец был тронут историей, рассказанной его сыном, согласился принять участие в его судьбе и для этого переговорить с царем Александром III. . Царь ничего определенного дяде Низи не ответил, лишь сказал, что «надо подумать». Но фельдмаршал не понял, и по этому случаю в Николаевском дворце был устроен грандиозный банкет. Софью и Николая поздравляли как новобрачных. Жена великого князя Михаила Николаевича, великая княгиня Ольга Федоровна, от этого известия занемогла. Так чуть не разразилась вражда между внутрисемейными кланами Николаевичей и Александровичей. И все из-за неверно истолкованных слов императора, который только обещал «подумать». Дело дошло до императрицы. Мария Федоровна не очень хорошо знала Николашу, так как он все время мотался по дальним гарнизонам и крепостям, из-за чего мало бывал при дворе. И вдруг выясняются такие пикантные подробности. Отец живет с танцовщицей Числовой, а его сын с купчихой Бурениной! Около полуночи разгневанная Мария Федоровна (не зря при дворе за глаза ее называли «гневной») как фурия ворвалась в кабинет своего мужа. В итоге , Николаша остался холостяком,. Однако неожиданно на пути великого князя, который уже приближался к полувековому юбилею, появилась 36-летняя Стана – черногорская княгиня Анастасия Николаевна, изнемогавшая замужем за герцогом Георгием Максимилиановичем Лейхтенбергским. Стана была упрямой женщиной – она умела добиваться своего. Выйти замуж за великого князя с большими деньгами было ее заветной мечтой. Николаша был влюблен в нее по-настоящему. В 1907 году она стала официальной женой в еликого князя Николая Николаевича-младшего. Дальнейшая жизнь Николая Николаевича со Станой протекала мирно и в полном согласии. Детей у них не было. В 1905 году по инициативе Николая Николаевича был создан Совет государственной обороны, во главе которого встал он сам. В 1908 году Николай II, которого начала беспокоить деятельность дяди, отстранил его от руководства СГО, а через год Совет был и вовсе упразднён. Среди верхушки Российской империи, пожалуй, не было большего германофоба, чем Николай Николаевич. Как писал Пётр Столыпин, «все его стремления направлены только к войне, что при его безграничной ненависти к Германии очень опасно. Понять, что нам нужен сейчас только мир и спокойное дружное строительство, он не желает и на все мои доводы отвечает грубостями». Осенью 1912 года, присутствуя на больших французских манёврах, великий князь поднял на прощальном ужине тост со словами: «Я пью за нашу общую будущую победу! До встречи в Берлине, господа!». Поэтому неудивительно, что в 1914 году Николай Николаевич активнее других стремился к руководству русской армией в начинающейся войне. Формально главой всей армии, по законам Российской империи, оставался правящий монарх, однако выбор персоны Верховного главнокомандующего, который непосредственно возглавил бы войска, был чрезвычайно важен. Изначально Николай II собирался принять эту должность на себя, однако столкнулся с возражениями Совета министров, члены которого полагали, что в условиях войны император должен оставаться в столице. Кроме того, министры указывали, что в случае военных неудач при командующем-императоре может пошатнуться престиж самой монархии. После некоторых колебаний Николай II cогласился с этими доводами. Верховным главнокомандующим русской армией был назначен великий князь Николай Николаевич. Российская пропаганда в 1914 году активно представляла Николая Николаевича как выдающегося стратега и полководца. Высокий седовласый красавец, отличный кавалерист, великий князь действительно выигрышно смотрелся внешне. Однако прекрасная фактура, как очень скоро выяснилось, не имела внутреннего наполнения. Ситуация была усугублена назначением на должность начальника штаба Верховного главнокомандующего генерала Николая Янушкевича, человека весьма средних талантов. Первые сокрушительные поражения в Восточно-Прусской операции оказались оттенены успехами в боях с австро-венграми, которым удалось нанести серьёзное поражение в Галицийской битве, заняв почти всю восточную Галицию и почти всю Буковину и после длительной осады овладев крепость Перемышль. За эти успехи Николай Николаевич был удостоен целого ряда наград, в том числе Георгиевской сабли, украшенной бриллиантами, с надписью Однако военная катастрофа России в 1915 году во многом произошла по вине Верховного главнокомандующего. Великий князь, зная о катастрофическом положении, сложившемся в войсках, с боеприпасами и вооружением, особенно в артиллерии, тем не менее продолжил реализацию планов широкого наступления как в Карпатах, так и в Восточной Пруссии. Потери русской армии росли, а и без того скудный резерв боеприпасов был истощён практически полностью. Результатом этого стали Горлицкий прорыв и Великое отступление, в результате которых не только были сведены на нет все предыдущие успехи, но и потеряны значительные территории Российской империи. В этих условиях великий князь Николай Николаевич впал в паническое состояние, оказавшись неспособным принимать решения, способные изменить ситуацию. Более того, по свидетельству очевидцев, Верховный главнокомандующий неоднократно впадал в откровенную истерику, плача на глазах у ошеломлённых подчинённых. Одновременно с этим, стремясь переложить ответственность за свои просчёты на других, великий князь способствовал раздуванию германофобии и шпиономании в обществе, вылившимся в так называемое «дело полковника Мясоедова» и немецкие погромы в Москве. Приехавший в мае 1915 года в Ставку Николай II застал дядю в таком состоянии, что вынужден был остаться для наведения порядка. Вслед за этим император сам занял должность Верховного главнокомандующего, отстранив Николая Николаевича. В конце августа 1915 года великий князь Николай Николаевич был назначен наместником на Кавказе и главнокомандующим второстепенным Кавказским фронтом. Впрочем, и там Николай Николаевич занимался исключительно гражданским управлением, отдав бразды военного правления генералу Юденичу. Мастер придворных интриг, Николай Николаевич продолжал плести их вплоть до Февральской революции 1917 года, рассматриваясь сторонниками монархии как альтернатива Николаю II. После отречения племянника великий князь намеревался вновь встать во главе русской армии, однако получил отказ Временного правительства, после чего ушёл в отставку. Поселившись в Крыму, он практически не принимал более активного участия в политической жизни, хотя и рассматривался монархистами как главный претендент на русский престол. В марте 1919 года вместе с другими членами императорской фамилии, находившимися в Крыму, он навсегда уехал из России. После трёхлетнего пребывания в Италии в 1922 году Николай Николаевич уехал во Францию, поселившись в Антибе. Продолжая участвовать в жизни российской эмиграции, он тем не менее не выказывал притязаний на русский престол, полагая, что вопрос о монархии должен решаться только «русским народом на русской земле». Великий князь Николай Николаевич (младший) скончался 5 января 1929 года на своей вилле в Антибе и был похоронен в крипте каннской церкви Святого Архангела Михаила. Через 86 лет после своей смерти дядя последнего русского императора вместе с супругой вернулся домой, в Россию Они обрели покой в Москве у метро «Сокол» на территории Мемориально-паркового комплекса героев Первой мировой войны в часовне Преображения Господня --------------
    1 комментарий
    23 класса
    "Заложили Адмиралтейский дом и веселились в остерии и веселились, длина 200 сажен, ширина 10 сажен." Походный журнал Петра I , 5 ноября 1704 года РОССИЙСКОЕ АДМИРАЛТЕЙСТВО В ПЕТЕРБУРГЕ - символ власти над морем. ------------- Это один из известных и красивейших памятников Северной столицы, главная судостроительная верфь Российской Империи петровских времён, памятник архитектуры русского ампира. Главный фасад Адмиралтейства имеет протяжённость 407 метров и украшен 6 и 12-колонными портиками. Скульптурное убранство башни включает «Нимф, несущих земную сферу», которые установлены по бокам главной арки, и 28 статуй, символизирующих времена года, ветры и стихии, на верхней площадке башни. Здесь также есть скульптурные изображения Изиды и Урании — мифологических покровительниц кораблестроения и астрономии. Каждая статуя повторена два раза, они выполнены по моделям известного скульптора Ф. Ф Щедрина. В центре главного корпуса гармонична вписана изящная башня с аркой. Лепные флаги, гербы и спикеры подчеркивают официальность сооружения, а скульптуры морских нимф добавляют фасаду античное изящество и изысканность. ------------- До основания Адмиралтейства здесь, на левом берегу Невы, находилась деревня Гавгуево. В деревне было "два двора, душ мужского пола, людей тяглых, 2, сена косили 20 копен ,а хлеба сеяли 6 коробей" Изначально корабли для Балтийского флота строили верфи у рек Свирь и Сясь. К осени 1704 года там было построено почти 50 полностью готовых судов. Спуском их на воду в конце августа и сентябре занимался лично Пётр I. В начале октября царь отправился в плавание с этим флотом по Ладожскому озеру. При этом случился такой ураган, что только через шесть дней он один прибыл в Шлиссельбург, где дожидался трое суток остальных размётанных бурей кораблей. Этот случай заставил Петра принять решение об основании верфи ближе к Балтийскому морю, рядом с совсем недавно основанной крепостью Санкт-Петербург ----------- По возвращению в Петербург Пётр I сразу же занялся поиском удобного места для Адмиралтейства, что заняло порядка двух недель. Выбор пал на деревню Гавгуево. Место здесь уже было относительно благоустроено. Вдоль реки сюда вела дорога, которая являлась ответвлением старого Новгородского тракта. Была она хоть и неудобна, но всё же упрощала подвоз материалов к верфи из глубины России. Нева в этом месте достаточно широка для спуска кораблей со стапелей. Кроме того, место это было на расстоянии пушечного выстрела от Петропавловской крепости, чтобы накрыть Адмиралтейство огнём, если его захватит враг. Адмиралтейство было заложено 5 ноября 1704 года. По этому поводу государь записал в своём дневнике: "Заложили Адмиралтейский дом и были в Остерии и веселились, длина 200 сажен, ширина 100 сажен" Считается, что первый проект верфи составил Пётр I. Первое Адмиралтейство представляло собой одноэтажное мазанковое сооружение в форме буквы "П". Двор был обведён внутренним каналом. Во дворе планировалось создать 13 эллингов для строительства парусных кораблей. Под планом Адмиралтейства Петром I было написано: "Сей верф делать государственными работниками или подрядом, как лучше, и строить по сему: жилья делать мазанками прямыми без кирпича; кузницы обе каменные в 1/2 кирпича; амбары и сараи делать основу из брусья и амбары доделать мазанками, а сараи обить досками, только как мельницы ветряные обиты, доска в доску, и у каждой доски нижний край обдорожить и потом писать красною краскою. От реки бить поженными сваями" Общее руководство строительством верфи Пётр возложил на А. Д. Меншикова. Его помощниками были петербургский обер-комендант Яков Брюс и олонецкий комендант Иван Яковлевич Яковлев. К концу мая 1705 года был готов большой амбар "на погребах" для хранения адмиралтейских припасов. Проект Петра I пришлось скорректировать, так как шведские войска тогда ещё достаточно часто угрожали молодому Санкт-Петербургу. Из-за этого было решено придать Адмиралтейству функции крепости. 24 июня 1705 года Меншиков приказал Яковлеву соорудить вокруг Адмиралтейства палисад, то есть земляной вал. Сооружение других построек разрешалось только в 150 саженях от вала. Адмиралтейство строилось не так быстро, как желал царь. Этому "поспособствовали" шведы, которые в начале июля сожгли кирпичные заводы на реке Тосне. Неудачным оказался выбор места для добычи леса на берегах реки Ижоры в 25 верстах от Петербурга. Его доставляли до верфи слишком долго. Серьёзный ущерб Адмиралтейству нанесло наводнение 5 октября. --------- После постройки Адмиралтейства левобережная часть города, ограниченная с юга рекой Мьей (ныне Мойкой) стала называться Адмиралтейской стороной, или Адмиралтейским островом. Здесь образовалась Морская слобода — дома людей, связанных своей профессией с морем. К 1715 году в этом подразделении Адмиралтейского приказа работало около десяти тысяч человек Уже в 1730-е годы было возведено каменное здание Адмиралтейства. Архитектор Коробов сохранил его прежнюю форму, но украсил главный корпус позолоченной башней, высота которой достигала 72 метров. В начале 19 века здание, было перстроено по по проекту архитектора Захарова, которое сохранилось до наших дней. Грандиозная постройка, длина главного фасада которой достигает 406 метров, состоит из двух П-образных корпусов. Здание украшено башней, окруженной колоннадой и увенчанной куполом со шпилем. На шпиле установлен флюгер в виде кораблика, ставший одним из символов Санкт-Петербурга. Флюгер, весящий 65 килограмм, покрыт двумя килограммами чистого золота. Здание Адмиралтейства украшено скульптурами, образы которых связаны с легендами и мифами о морской стихии 18 февраля 1865 года впервые был произведён пушечный выстрел со двора Адмиралтейства точно в полдень. Осенью 1872 года сигнальную пушку перенесли в Петропавловскую крепость. С сентября 2012 года в Адмиралтействе располагается Главное командование ВМФ России. -------------
    0 комментариев
    10 классов
Закреплено
  • Класс
  • Класс
  • Класс
  • Класс
Показать ещё