РАСПРАВА В МИХАЙЛОВСКОМ ЗАМКЕ ----------------------------------------- Из 46 римских императоров было насильственно свергнуто 33; история Византии насчитывает сотни заговоров; в Турции и арабских странах были десятки «серальных переворотов» В России за 76 лет, с 1725 по 1801 г., по одному счету - пять, а по другому - восемь «дворцовых революций». Однако ни об одном из российских переворотов столько не размышляли и не писали, как о событиях 1801 года. В ночь на 12 ( 24) марта 1801 года, толпа разгоряченных вином заговорщиков насмерть забила своего императора. Убивать своего государя пришли, в нарушение присяги, те, кто должен был быть его опорой. Аристократическая элита империи. А во главе заговора стоял человек, которому император доверял, которого возвел в графское достоинство УБИЙСТВО ИМПЕРАТОРА ПАВЛА I ПЕТРОВИЧА ------------ Еще 9 марта император вызвал к себе Палена и спросил, что ему известно о заговоре. Генерал-губернатор Петербурга ответил, что сам состоит в нем, готовясь арестовать заговорщиков с поличным. Палену удалось успокоить императора, получив некоторое время на реализацию задуманного. После беседы с императором Пален встретился с цесареичем Александром Павловичем и сказал ему, что император подписал указ о предании суду членов императорской фамилии. Глава заговорщиков просит наследника престола дать «добро» на приведение замысла в исполнение. После некоторого колебания Александр соглашается, настаивая на том, что отец не должен пострадать. Пален уверяет, что никто не планирует физического воздействия на Павла I. Вечером рокового 11 марта 1801 года в девять часов император ужинал в Михайловском замке вместе со старшими сыновьями и дочерью, Михаилом Илларионовичем Кутузовым, женой главного заговорщика статс-дамой Пален и другими знатными особами. По воспоминаниям , после трапезы Павел Петрович беседовал с Кутузовым, а затем взглянул на свое отражение и воскликнул: «Какое смешное зеркало! Я вижу себя в нем с шеей на сторону». Немного позднее в тот вечер ужинали и заговорщики: около десяти часов они собрались у графа Палена, чтобы в последний раз обговорить план действий и посмотреть, каким составом придется идти к императору. Всего на ужине присутствовало порядка пятидесяти человек. Рядовым участникам переворота Платон Зубов говорит, что переворот будет совершен ночью, и подчеркивает об осведомленности Александра Павловича. Не забывает фаворит Екатерины напомнить присутствующим и о том, что именно так планировала поступить покойная государыня. Некоторые пребывают в замешательстве, пока один из заговорщиков не решается задать главный вопрос – как поступят с Павлом. В диалог с ним вступает П.А. Пален: «Напоминаю, господа, чтобы съесть яичницу — нужно сначала разбить яйца». Тем временем поднятый по тревоге третий батальон Семеновского полка, которым руководит великий князь Александр Павлович, направляется в Михайловский замок, чтобы сменить Преображенский батальон. Смена совершается под предлогом, что с утра 12 марта Павел I проведет смотр Преображенского полка. Получив сигнал о движении гвардейских полков, П.А. Пален советует офицерам разделиться на две группы (первую – во главе с ним самим, а вторую – с Платоном Зубовым и Леонтием Беннигсеном) и отправиться в Михайловский замок. К полуночи заговорщики были на месте. На нескольких постах часовые пытались поднять тревогу, но офицеры, участники переворота, убеждают их прекратить шум. Спустя полчаса Павел I слышит, как в его покои пытаются войти, и прячется за каминным экраном. Вскоре императора обнаруживают заговорщики, между ними завязывается перепалка. Один из офицеров кричит: «Еще четыре года тому назад с тобой следовало бы покончить!». Когда Павел спрашивает, чем он вызвал такой гнев, Платон Зубов отвечает, дескать, власть государя стала настолько деспотичной, что дальнейшее его правление опасно для страны, а посему – придется отречься от престола. Император протестует и отталкивает протянутую руку Николая Зубова. Тот без раздумий наносит ему удар в висок массивной золотой табакеркой. Когда раненый император падает на пол, к бесчинству присоединяются другие заговорщики: поверженного монарха бьют ногами и душат. Впоследствии спрятать следы насильственной смерти окажется очень трудно (официально объявят, что император скончался от инсульта): немедленно вызванный в замок лейб-медик тщетно пытался замаскировать следы от ударов. В конце концов лицо Павла I решили прикрыть широкополой шляпой. К утру в Петербурге официально объявили о смерти Павла Петровича и воцарении Александра I. Новый император станет последним правителем России, пришедшим к власти в результате дворцового переворота. Получив весть о кончине отца, он назовет себя несчастнейшим человеком на земле. Двадцать лет спустя после смерти Павла I ссыльный бродяга по имени Афанасий Петрович назовет себя чудом спасшимся императором, а в 1826 году солдаты Шлиссельбургской крепости заметят сходство между покойным государем и декабристом Г.С. Батеньковым, «ибо в народе есть слух, что Павел Петрович сидит». Вот, пожалуй, единственные случаи, когда загадочные обстоятельства гибели «русского Гамлета» ставились под сомнения. Но множества самозванцев, выдающих себя за Павла I, в России не появилось, да и подданные приняли воцарение Александра как должное. Зато сам Благословенный царь до конца жизни будет тяготиться своим формальным участием в заговоре против отца, а его брат Константин и вовсе отречется от престола, полагая, что обязательно повторит судьбу родителя. В 1852 году памятник Павлу Петровичу открыли в Гатчине. На торжественной церемонии присутствовал его третий сын, Николай I. Когда с монумента сняли покровы, на шее статуи осталась веревка. Заметив поразившую всех случайность, император не смог сдержать слез. -----------------
    0 комментариев
    8 классов
    АРХИТЕКТОРЫ ПЕТЕРБУРГА ------------------------------ 23 марта 1857 года родился ВЛАДИМИР ПЕТРОВИЧ ЦЕЙДЛЕР русский архитектор, академик архитектуры Императорскоййй Академии художеств, автор проектов более 30 зданий в Санкт-Петербурге и других городах. ---------------- Владимир Петрович Цейдлер родился 23 марта 1857 года в Петербурге в семье потомственных дворян немецкого происхождения. Начальное образование Владимир Петрович получал на дому - в детстве у него было слабое здоровье, а потому его не отправили учиться в крупное учебное заведение вроде Петришуле. Впрочем, это не помешало Цейдлеру поступить в Академию Художеств в возрасте 19 лет, которую он закончил с отличием спустя 7 лет обучения. После окончания Академии Художеств, Владимир Петрович, как это было принято в те времена, отправился в командировку в Италию: где Цейдлер изучал древние памятники архитектуры, делал их зарисовки - в общем, познавал памятники архитектуры европейской цивилизации и вдохновлялся ими для дальнейшего создания новых шедевров архитектуры, уже по своим собственным проектам По возвращении в Петербурге Владимир Петрович Цейдлер устроился преподавателем технического рисования в училище цесаревича Николая Александровича. В этот период он участвовал в нескольких конкурсах по постройках зданий в Петербурге и Москве. За несколько из составленных тогда проектов он получил медали. В 1885 году , в 28 лет, получил звание академика архитектуры за программу «Школа плавания и бани с ванной на реке, в южной полосе России» Постоянной работой в Петербурге с 1909 года стало Главное управление неокладных сборов и казенной продажи питий в Императорском человеколюбивом обществе Вскоре Владимир Цейдлер получил назначение на строительство зданий Всероссийской художественно-промышленной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде Работая в Нижнем Новгороде старшим производителем работ в строительном управлении ,он построил там несколько великолепных зданий, которые и ныне украшают город. Это здание Городской думы и здание Волжско-Камского банка. В июне 1887 года Владимир Петрович Цейдлер стал помощником заведующим строительной частью в системе Министерстве финансов. Эту должность он занимал до своей смерти. В 1912 году Владимир Петрович женился, на Пиленко Елизавете Дмитриевне, дочери генерала Дмитрия Васильевича Пиленко, бывшего начальника Черноморского военного округа. Генерал Пиленко проживал в Анапе , и они с женой неоднократно туда ездили погостить . Будучи в гостях , Владимир Цейдлер в Анапе построил каменную церковь. Основные же работы Владимира Петровича были произведены в северной столице. Первой крупной работой Цейдлера в Петербурге, стало строительство доходного дома на углу Каменноостровского проспекта и Большой Пушкарской улицы. Проект здания Владимиру Петровичу заказал, можно сказать, его земляк - Эмиль Шведерский, являвшийся почётным гражданином Петербурга Перед Цейдлером была поставлена непростая задача: участок, на котором он должен был построить доходный дом, обращён к перекрёстку острым углом, и при этом один из его фасадов нужно было вывести на один из самых роскошных проспектов Петербурга - Каменноостровский проспект. Но Цейдлер с лёгкостью справился с данной проблемой, поместив в углу здания выразительную угловую башню: она сыграла роль архитектурной доминанты перекрёстка Фасад доходного дома Шведерского, перекликается с работой с работой Цейдлера в Нижнем Новгороде: на фасаде дома Шведерского встречаем окна с треугольными сандриками, расположенные на фоне покрытого узорами фасада. Украшение окон доходного дома различается от этажу к этажу , это любимый приём Владимира Петрович Еще одной неординарной ростройкой Владимира Цейдлера стал доходный дом Стенбок-Фермора на набережной Макарова Особняк поражает красотой своего фасада, обильно декорированного разного рода деталями - маскароны, венки и даже целые скульптуры. При этом в данной постройке Цейдлера отчётливо виден окончательный переход архитектора от эклектики к модерну - дом Стенбок-Фермора целиком состоит из пластичных линий, перетекающих одна в другую так, словно по фасаду здания прошла волна . Этой аллегории хорошо подходят лепные украшения, выполненные в белом цвете и напоминающие "барашки" пены на воде. Обилие лепных деталей разбавляется женскими личиками Угловую часть здания, обращённой к пересечению Волховского переулка и набережной Макарова. венчает выразительный серебристый купол, под которым расположилась скульптурная группа, состоящая из нескольких путти, придерживающих крупный картуш, опутанный переплетением лепных растений Еще одной интересной постройкой Владимира Цейтлера в Петербурге , в стиле модерн стал доходный дом портнихи Цеховой, расположившийся на Каменноостровском проспекте. Александра Цеховая была владевшая собственным ателье на Караванной улице. Это ателье прославилось одной своей странной особенностью - оно совмещало в себе функции ателье и публичного дома (скажем так, покупательницы в этом заведении могли расплатиться за новые наряды не только деньгами...). Скорее всего, таким образом Цеховая маскировала свою незаконную деятельность. Однако истинное назначение её ателье было "секретом полишинеля": знали о нём все, но никто ничего с этим не делали. Такая спорная деятельность Цеховой позволила ей накопить достаточно средств на строительство собственного доходного дома, на стремительно развивающемся Каменноостровском проспекте, где земля была очень дорогая . Особенно она удорожала в свзи с постройкой тогда же Троицкого моста через Неву , который сделал Петроградку центром города. Доходный дом Цеховой интересен оформлением своих фасадов: богатый и разнообразный декор, основными элементами которого всё так же являются пластичность и растительные мотивы Сам архитектор с семьей жил в Петербурге на Чернышовом переулке 14. Переулок был назван именем владельца этой земли графа Г.Чернышова ,бывшего денщика Петра Великого. Владимир Цейдлер снимал жилье в раскошном доходном доме купца Григория Елисеева , с шикарной паралной "Ромашка, построенным его коллегой Гаврилой Барановским Здесь он прожил с 1897 года и до самой смерти в 1914 году. Еще Владимир Цейдлер создал памятник К. К. Гроту на Новой улице (ныне проспекте Шаумяна). Он принимал активное участие в возведении Театра Народного дома, в постройке здания Главного казначейства (наб. Фонтанки, 70). Самым заметным произведением архитектора стал дом №1 на Невском проспекте, построенный для Санкт-Петербургского частного коммерческого банка в 1910-1911 годах Ну и еще много других построек , список которых привелен ниже.. Жизнь Владимира Петровича Цейдлера резко оборвалась в 1914 году на 57 году жизни. Похоронили архитектора в Петербурге, на кладбище Новодевичья женского монастыря на Забалканском проспекте. Знаменательно ,что именно в монастыре он начинал свой творческий путь со строительства ныне утраченной церкви Илии Пророка. и его жизненный путь. Многие его постройки сохранились, а надгробие на участоке 10 монастырского кладбища, (по плану 1885) не сохранилось. Жаль! Крупнейший архитектор Петербурга Владимир Петрович Цейдлер оставил после себя богатое культурное наследие, любоваться которым мы можем по сей день. ------------- Постройки: 1884 — Церковь пророка Илии на Новодевичьем кладбище. Московский пр., 100 1890 — Доходный дом. Радищева ул., 5-7 1890—1899 — Усадебный комплекс Стенбок-Ферморов. Лахта. Лахтинский пр.104 1895 — Церковь преподобного Исидора Пелусиота в Воскресенском Новодевичьем монастыре 1897, 1906, 1912—1913 — Здание табачной фабрики товарищества А. Н. Шапошникова. Бронницкая ул., 11 1898—1900 — Доходный дом Э. Г. Шведерского, Каменноостровский пр. 32 — Б. Пушкарская ул. 47 1898—1908 — Дом Изотовых, Рыбинская ул., 5 1898—1908 — Дом Изотовых, Рыбинская ул., 7 1899 — Доходный дом Илличевской (правая часть — перестройка), Рижский проспект, 12 1900 — Здание Охтинского низшего механико-технического ремесленного училища, Республиканская ул., 39 1900—1901 — Доходный дом А. А. Стенбок-Фермора, наб. Макарова 12 1902 — Дом Капниста, Галерная улица, 51 — Английская наб., 50 1903 — Доходный дом А. И. Цеховой, Каменноостровский пр. 8 1904 — Доходный дом Э. Г. Шведерского, Б. Пушкарская ул. 45 1904 — Павильон и трибуны ипподрома О-ва поощрения рысистого коннозаводства. Подъездной пер., 12 (не сохранились). 1906 — Памятник К. К. Гроту (один из авторов) (проспект Шаумяна, 44). 1906 — Доходный дом Ведомства учреждений Императрицы Марии. Кронверкский пр., 59 1910—1911 — Дом А. И. Глуховского — Санкт-Петербургский частный коммерческий банк (перестройка), Невский пр., 1 — Адмиралтейский пр., 4 1910—1911 — Министерство финансов. Сберкасса государственного банка и жилой дом, Фонтанки наб., 76 1913—1914 — Здание Высших женских Бестужевских курсов, Средний пр. ВО, 41-43 - Здание на Троицкой улице , ныне Рубинштейна, 16/6 - Церковь благ. вел. кн. Александра Невского при Охтинском механикотехническом училище - Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы при Главном управлении государственными сберегательными кассами - Церковь равноап. Марии Магдалины при Александро-Мариинском училище слепых. Нижний Новгород 1894—1896 — Музыкальный павильон на Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставке. 1896 — здание Волжско-Камского банка, ул. Маяковского-Рождественская, 27. 1899—1903 — Здание городской Думы, ул Большая Покровская, 1. Москва -------- Дом на Большой Никитской больница при губернской тюрьме, ул Малые Каменщики. Большая Никитская улица № 31/15 — доходные дома (1901—1903, архитекторы Николай Струков, В. П. Цейдлер Анапа ---- Осиевская церковь. бюст Д. В. Пиленко в селе Джемете. дом Пиленко в селе Джемете.
    0 комментариев
    8 классов
    Часы арки Главного штаба - первые уличные электрические часы в Санкт-Петербурге Легендарные часы с двухметровым циферблатом установлены в 1905 году при участии учёного Д. И. Менделеева.
    0 комментариев
    40 классов
    ПАМЯТИ АРХИТЕКТОРА -------------------------- 6 (19) марта 1914 года трагически остановилась жизнь выдающегося российского архитектора АЛЕКСАНДРА ИВАНОВИЧА ФОН ГОГЕНА ----------------------------------------- Александр Иванович фон Гоген родился 12 августа 1856 года в Архангельске, в небогатой дворянской семье. На севере он получил своё начальное образование - в архангельской гимназии, однако за высшим образованием юный фон Гоген отправился в столицу Российской Империи - в Петербург. Здесь он , в 1875 году поступил в ведущее архитектурное учебное заведение страны - в Академию Художеств. Параллельно с обучением фон Гоген активно занимался практической деятельностью в качестве помощника именитых архитекторов: Павла Сюзора и Александра Красовского. В ноябре 1882 года получил серебряную медаль и звание художника III степени. В 1886 году стал художником первой степени за проект гостиного двора для столичного города. Звание академика он получил только в 1895 году за проект здания окружного суда. Эти сухие цифры говорят, что Александру Ивановичу тяжело давалась научная работа. Главный редактор журнала «Зодчий» В.В. Эвальд писал: «Необходимость заработка на хлеб насущный отрывала его от любимого академического труда и надолго затянула его пребывание в ученическом стаже». За это время фон Гоген был и архитектором казенного Сестрорецкого инструментального завода, и помощником у архитекторов И.С. Богомолова, А.Ф. Красовского, графа П.Ю. Сюзора, но совмещать работу подмастерья с учебой было нелегко. Фон Гоген вспоминал незадолго до смерти, как ему приходилось в это время лавировать у архитектора Сюзора: «с одной стороны - грозит исключение из Академии за непосещение; с другой стороны патрон не соглашается отпускать его хотя бы на пару часов в классное время, даже при условии вечерних отработок». Это было, конечно, тяжело, и здесь-то, может быть, он и подорвал так основательно свое, и без того от природы не особенно крепкое здоровье. Но отсюда же он вынес ту отзывчивость ко всему страждущему, обездоленному, которая так типично характеризовала его впоследствии как педагога. В 1888 году А.И. фон Гоген стал членом Императорского Санкт-Петербургского общества архитекторов (в 1908 году - членом Правления). С 1900 года член редколлегии журнала «Зодчий». В начале 1889 года был назначен исполняющим делами члена-архитектора инженерного комитета Главного инженерного управления. В 1893 году определен исправляющим должность архитектора ко двору великого князя Владимира Александровича, а в 1896 году избран в число действительных членов Академии Художеств. Наконец, в мае 1908 года А.И. фон Гоген принял должность инспектора по строительной части при Кабинете Его Императорского Величества. В своих предпочтениях фон Гоген прошел большой путь от убежденного эклектика до представителя и большого приверженца неоклассики. На III съезде русских зодчих в 1900 году он с большим почтением относился к раннему модерну, участвуя на одном выставочном стенде с Ф.О. Шехтелем, И.А. Ивановым-Шиц, Л.Н. Кекушевым. К концу жизни он склоняется к рациональному модерну и неоклассике. Б.М. Кирков пишет: «К 1910 году неоклассическое направление потеснило новый стиль. Фон Гоген разделял общее увлечение. В 1912 году, давая интервью «Петербургской газете», он резко критиковал ранний модерн, надоевшую всем декадентщину. Ему импонировало, что «в последние 2 – 3 года мы опять видим эволюцию в архитектурном искусстве, и теперь уже не строят в центре города уродливых зданий с какими-то вычурными фигурами». Трудно обвинять зодчего в непоследовательности. Он жил и творил в динамичную эпоху, когда происходила резкая переоценка ценностей. Его собственные пристрастия менялись...». Да и требования заказчика, а не собственные пристрастия были чаще всего основным ориентиром. Фон Гоген занимался проектированием и небольших утилитарных сооружений (жилых флигелей или конюшен) при имениях крупных землевладельцев вроде Шереметева. В 1886 году фон Гоген приступил к первой самостоятельной работе - особняку Вадобольской на 9-ой линии Васильевского острова . Также фон Гоген активно способствовал архитектурному образованию среди женщин: в это трудно поверить, но действительно, в те годы в России появлялись первые женские строительные курсы, и фон Гоген имел к их организации непосредственное отношение! в это время Александр Иванович жил в им же построенном доходном доме И. А. Жевержева (ул. Рубинштейна, 18). . А.И. фон Гоген по всеобщему признанию был выдающимся педагогом. Уже в 1892 году как талантливый акварелист, он стал штатным преподавателем акварельного класса в знаменитом Санкт-Петербургском центральном училище технического рисования барона Штиглица (до 1897 года). С ноября 1897 года руководил курсом архитектурного проектирования в Николаевской инженерной академии (до 1908 года). В институте гражданских инженеров деятельность фон Гогена началась в 1898 году в качестве преподавателя акварельного рисунка, с 1903 года - руководителя исполнения дипломных работ, с 1905 года – члена Совета института. В 1889 году вместе с архитектором В.Ф. Харламовым он работает над фасадом Московской городской думы (3 премия), в 1890 году проектирует главный дом на Нижегородской ярмарке с архитекторами Трейманом и Трамбицким. В 1890 – 1891 годах в Екатеринославе возводит здание банка и английского клуба, составляет проекты для реального училища в Пензе, особняка А.В. Чернова в Санкт-Петербурге, в 1892 году делает эскизы иконостасов в домовой церкви графа Шереметьева. В 1894 году строит императорский павильон на станции Гайновка, в 1894 – 1898 годах совместно с А.В. Ивановым работает над Церковью Божьей Матери Всех Скорбящих Радости в Санкт-Петербурге, а в 1895 году возводит по своему проекту особняк Козлянинова и флигель с конюшней особняка И.К. Мясникова. В 1896 году фон Гоген был назначен членом и архитектором в строительную комиссию по возведению здания для помещения служащих при Главной Палате мер и весов, проектировал фасад дома страхового общества «Россия». В 1897 – 1899 годах представил проекты дома для рабочих российско-американской резиновой мануфактуры в Санкт-Петербурге, храма в память 17 октября 1888 года в Нижнем Новгороде, Киевского политехнического института. В 1900 - 1901 году по чертежам фон Гогена возводится доходный дом Д.И. Менделеева на Большой Пушкарской и здание Николаевской академии Генерального штаба. В 1901 году он составил проект здания Суворовского музея, работал над фасадом пассажирского здания Санкт-Петербургской станции Витебской железной дороги (оба проекта совместно с Г.Д. Гриммом), проектировал здание реального училища для города Уржума. В 1902 – 1903 годах в стиле неоготики в селе Борки в Орловской губернии по заказу великого князя Андрея Владимировича, двоюродного брата императора, фон Гоген строит гигантский дворцовый ансамбль. В начале ХХ века фон Гоген активно занимался частным строительством. Им были построены особняк княгини Н.К. Вадбольской, особняк К.А. Варгунина. Самая известная постройка архитектора - особняк балерины М.Ф. Кшесинской в стиле модерн (1905 год). Сам Александр Иванович первое время жил в им же построенном доходном доме И.А. Жевержева (ул. Рубинштейна, 18). Также зодчим построен доходный дом Козляниновых (ул. Писарева, 10). По проекту фон Гогена в 1902 году построен дом военного собрания в Порт-Артуре, в 1904 году создан проект церкви на братской могиле в Симферополе, в 1908 году закончена архитектурная работа по памятнику миноносцу «Стерегущий» на Кронверкском проспекте. В 1904 году в конкурсе на постройку инфекционной больницы в Самаре, который объявил самарский купец Л.С. Аржанов, из 30 участников первую премию взял фон Гоген с проектом «Красное кольцо». В 1909 году мастер подготовил два проекта для зданий Крестьянского банка в Самаре и в Пензе. Пензенский проект был позже использован и в Чернигове. Совместно с Н.В. Васильевым и С.С. Кричинским в 1909 – 1913 годах проектировал здание Санкт-Петербургской соборной мечети. Фон Гоген занимался самой разнойтворческой работой от росписи чайных сервизов блюдцев и солонок, создания плашек, заставок, шрифтов и заглавных букв для журнала «Зодчий» до реставрации кремлевских стен и храмов. Последняя работа зодчего – проект здания ресторана «Данон» (1913 год) в неоклассическом стиле в Санкт-Петербурге на Мойке, 24. Обладая огромным опытом в проектировании, А.И. фон Гоген не жалел ни времени, ни труда для занятий со студентами. В последние месяцы жизни, сильно страдая физически, он, тем не менее, даже по праздникам и в неурочные дни приезжал в институт и, как непревзойденный акварелист, помогал своим ученикам, отделывая им акварелью для образца, части проектов. Он живо интересовался жизнью студенчества. Одно время на его квартире даже было устроено бюро справок по предложению студентам заработка. И студенты со своей стороны ценили такое к ним отношение, что и показали, придя огромной толпой проводить учителя к месту последнего упокоения. Страдая хроническим заболеванием почек, Александр Иванович не смог больше терпеть невыносимые боли, и вечером 6 марта 1914 года застрелился в своей квартире на Невском проспекте, 136. Похоронили фон Гогена на Смоленском православном кладбище, недалеко от ворот. К сожалению, могила была утрачена в 1930-х годах, но остается память о творческом наследии Александра Ивановича Фон Гогена в его видимых постройках украшающих наш город и не только ------------- ПРОЕКТЫ, - Церковь Божией матери Всех Скорбящих Радости (1893 — 1899). (сох.частично пр. Обороны, 24). - Особняк княгини Н. К. Вадбольской (9-я линия ВО, 10). -. Особняк Ф. Г. Козлянинова (улица Писарева, 12). - Особняк балерины М. Ф. Кшесинской (Кронверкский проспект, 1-3). - Дом И. А. Жевержеева (улица Рубинштейна, 18, левая часть; Графский переулок, 5). 1899. - Доходный дом Козляниновых (улица Писарева, 10). - Усадьба А. И. Чернова (1891-1893), при участии А. И. Кузнецова и Г. И. Люцедарского . Октябрьская набережная. 72. =. Главный дом Нижегородской ярмарки (1889—1890, совместно с Г. А. Трамбицким и К. В. Трейманом). - Флигель и конюшня особняка И. К. Мясникова. улица Восстания, 45 (1895). - Здание музея А. В. Суворова (1901-1904, при участии Г. Д. Гримма) Санкт-Петербург, Кирочная улица, 43 - Доходный дом Д. И. Менделеева. Большая Пушкарская ул., 26. 1900—1901 (позже надстроен). - Санкт-Петербургская соборная мечеть (1909—1913 год, совместно с Н. В. Васильевым и С. С. Кричинским) - Дом 1 (20 по Литейному проспекту) (1895—1898) - Здание Николаевской академии Генерального штаба (1900— 1901) Суворовский проспект, 32. - Усадьба Борки (1902—1903). - Особняк К. А. Варгунина, 1896—1899 — Фурштатская улица, 52. - Здание Пензенского отделения Крестьянского поземельного банка (1910 — 1912), Пенза, улица Советская, 3. - Дворянский и крестьянский поземельный банк в Чернигове (1910-13 гг.) по просп. Мира, 43
    0 комментариев
    19 классов
    Первый в стране государственный музей русского искусства - «Русский Музей Императора Александра III». Такое название существовало до 1917 года. Современное название - Русский музей. Император Александр III (отец Николая II) был страстным коллекционером, сравнить его в этом отношении можно только с Екатериной II. Гатчинский замок императора буквально превратился в склад бесценных сокровищ. Приобретения Александра уже не помещались в галереях Зимнего, Аничкова и других дворцов — это были картины, предметы искусства, ковры… Собранная Александром III обширная коллекция картин, графики, предметов декоративно-прикладного искусства, скульптур после его смерти была передана в основанный в Санкт-Петербурге Императором Николаем II Русский музей в память о своём отце. И в эти дни празднования 180- летия со дня рождения Императора Александра III Ранее Дворец Великого Князя Михаила Павловича. Позднее первый в стране государственный музей русского искусства - Музей Александра III. Современное название - Русский музей. Дворец построен 1819-1825 годах в стиле высокого классицизма. Архитектор Карл Росси. Музей имеет крупнейшее в мире собрание русского изобразительного искусства.
    0 комментариев
    30 классов
    🗓⌛Календарик петербургский исторический... Вот парадный подъезд. По торжественным дням, Одержимый холопским недугом, Целый город с каким-то испугом Подъезжает к заветным дверям... На Литейном проспекте, д. № 37, расположен невысокий нарядный особняк. В этом доме находился департамент уделов, здесь жил министр государственных имуществ и директор департамента уделов М. Н. Муравьев. Ярый противник раскрепощения крестьян, Муравьев резко увеличил и без того большие крестьянские подати. К дому министра на Литейном проспекте потянулись ходоки-крестьяне из далеких губерний с надеждой на отсрочку платежей. Из окон некрасовской квартиры на Литейном, д. № 36, можно было видеть голодных и оборванных крестьян, толпившихся у парадного подъезда дома напротив. Их часто отгоняли от дома дворник и городовой. Одну из таких сцен наблюдал Некрасов из окон своей квартиры. Так родилось знаменитое его стихотворение «Размышления у парадного подъезда», проникнутое и болью, и горечью.
    0 комментариев
    10 классов
    РОМАНТИЗМ И СТИЛИЗАТОРСТВО Архитектурные стили Петербурга Унифицированность архитектурного языка классицизма в конце первой трети XIX века воспринималась, как диктат, заставляющий строить всё на один манер, по одному вкусу. Это брожение умов происходило, когда классицизм был ещё в практике строительства и жизни, когда было еще много приверженцев классицизма. Но звучало всё больше критических замечаний. Н. И. Надеждин, П. Я Чаадаев, Н. В. Кукольник, Н. В. Гоголь говорили о закате классицизма. Задавались вопросы: почему только античные формы (колонна, арка, купол) должны окружать человека, живущего в архитектурной среде, и почему только эти формы являются единственными в арсенале архитектора? Ведь и в природе, и в материальных формах различных национальных культур гораздо больше разнообразия. Наряду с этим в настроениях общества появилось стремление к романтизму и интерес к национальным традициям своего и других народов. Обостренный интерес к истории, к старине был вызван не только успехами исторической науки и археологии. Он был прямым следствием свойственного мировоззрению романтиков противопоставления «прозаической действительности» и «поэтической мечты». Романтизм в это время ворвался в русскую литературу. Публика зачитывалась переводами Вальтера Скотта и Виктора Гюго. Русские писатели тоже отдали дань романтизму – А. С. Пушкин в позднем творчестве, М. Ю. Лермонтов, Н. И. Кукольник… В изобразительном искусстве романтизм проявился в творчестве К. П. Брюллова, А. О. Орловского, Ф. А. Бруни. У зодчих также появилась направленность к фантазийности, что являлось одним из слагаемых романтизма, а также внимание к изучению и освоению различных национальных мотивов. Стали воплощаться в материале многочисленные некрупные сооружения в стиле и неоготики, и «шинуазери» (китайские мотивы), и мотивы древнеегипетского искусства, и «мавританские», и «турецкие» мотивы. С Египтом, с искусством Древнего Египта Россия и Европа познакомились в начале XIX века, после наполеоновских походов и исследований Шампольона. В Петербург были привезены два гранитных изваяния сфинксов, найденных при раскопках. Архитектор К. А. Тон, проектировавший в 1832 году пристань на набережной напротив Академии художеств, установил сфинксов на пьедесталы по краям широкого лестничного спуска. Это вызвало вспышку интереса к египетским мотивам. Их стали широко использовать в декорировке интерьеров. Широкого распространения в Петербурге эти направления, и в частности восточные мотивы, не получили: и климат не тот, и градостроительная дисциплина ещё действовала. Но появилось много павильонов в парках, много интерьеров в нео- и псевдо-стилях.Серьёзным направлением в архитектуре тех десятилетий явилось привлечение русских и русско-византийских мотивов. В основном это были культовые сооружения, которые, к сожалению, были уничтожены после революции. Рассматриваемый период – это ранний этап эклектики. Его можно определить как романтическое ретроспективное стилизаторство. Архитекторы выбирали исторические прототипы и использовали их приёмы и формы в проектах своих сооружений. Привлечение прототипов должно было ассоциативно раскрывать назначение и характер здания. Для православных храмов привлекались формы древнерусского и византийского зодчества. Для католических церквей – готика, для католических церквей – готика, для общественных зданий – античность, ренессанс, а для дворцов и особняков – ренессанс и барокко. И до этого были случаи отклонения от ведущего стилевого направления. Например, Чесменский дворец и Чесменская церковь яркого классициста Ю. М. Фельтена. Эти сооружения были предтечей романтизма и стилизаторства. Они были созданы во время становления и расцвета русского классицизма за много десятилетий до эпохи классицизма. В переходный период от ампира к эклектике одним из первых зодчих-классиков, отошедших от существовавших канонов, был А. П. Брюллов. В архитектуре зданий Лютеранской церкви св. Петра (Невский 22 – 24) зодчий использовал нетрадиционные приёмы и формы. Эстетически прекрасная архитектура сооружения далека от классицизма. Это романтическая стилизация романского стиля. А. П. Брюллов в 1840 году построил в готическом стиле Шуваловскую церковь в Парголове. Примеры неоготики можно найти в Екатерингофском, Царскосельском и Петергофском парках. Многие архитекторы, пользуясь свободой выбора и идеологией «антиканонизма», пробовали себя в имитации стилей, свойственных различным эпохам и национальным культурам, результатами явились более или менее удачные стилизации. ИСТОЧНИКИ: А. Л. Пунин «Архитектура Петербурга середины XIX века» Р. П. Костылев, Г. Ф. Пересторонина «Петербургские архитектурные стили»
    0 комментариев
    19 классов
    ☑ 15 марта 1732 года - 2⃣9⃣3⃣ года назад - в свет вышел Указ «О делании через Неву на Васильевском острову моста на барках» Его издала императрица Анна Иоанновна Построенная переправа считается первым мостом через Неву На Адмиралтейском острове мост располагался против места, где сейчас стоит «Медный всадник», а в первой половине XVIII века на том месте стояла деревянная церковь Исаакия Далматского, поэтому мост стал называться Исаакиевским С 1821 по 1916 годы плашкоутный Исаакиевский мост был переброшен через Неву против Сенатской площади Он ежегодно наводился после ледохода и убирался перед ледоставом Им пользовались все, кто жил на Адмиралтейском острове, а работал на Васильевском или Петербургском, и наоборот: - на Васильевском острове проживали художники, ученые, студенты - на Адмиралтейском острове проживали аристократы, чиновники, офицеры, музыканты, артиста - на Петербургском острове проживали мастеровые Ежегодно нагрузка на единственный мост через Большую Неву увеличивалась, и городу требовались новые переправы Так была продолжена история развития мостового хозяйства Санкт-Петербурга Петр, как известно, ратовал, чтобы все жители города передвигались на лодках Отчасти поэтому первые 3 десятка лет моста через Неву не было ни одного Все же один временный мост на плавучих опорах был построен В 1707 году Петру потребовалось часть войска переправить на противоположный берег Невы Его в расчет не берем - простоял тот мост чуть более месяца Первый, наплавной мост через Неву был сооружен уже после смерти Петра в 1727 году по распоряжению его соратника и друга, светлейшего князя А.Д. Меншикова К тому времени, Меншиков стал фактическим правителем империи Он соединил свою резиденцию на Васильевском острове с Адмиралтейским островом Мост выходил аккурат на Сенатскую площадь В этом месте мост перестраивался трижды и стоял без малого 200 лет, краткая его история описана на одной из городских мемориальных досок Эта доска находится на гранитном спуске к Неве, напротив дома 13 по Университетской набережной Текст ее гласит: «Здесь находился первый в городе наплавной Исаакиевский мост. Береговые устои сооружены в 1819-1821 годы по проекту инженера Бетанкура. 1727-1916» Первый мост состоял из деревянных барок-плашкоутов, пролеты между которыми перекрывали деревянные бревна - прогоны В пролеты моста свободно проходили лодки и небольшие суда, а чтобы пропустить судно с мачтами, часть плашкоутов оттягивали канатами в сторону Мост был надежно привязан к сваям, вбитым около берегов, и, кроме того, удерживался несколькими корабельными якорями Мост возводился под руководством выпускника Академии морской гвардии, поручика Бомбардирской роты лейб-гвардии Преображенского полка Филиппа Петровича Пальчикова В 1727 году умерла императрица, на престол взошел внук Петра Великого - Петр II Меншиков попал в опалу, был отстранен от государственных дел, имущество его подлежало описи в казну Чтобы не допустить перевозки имущества из дворца, он приказал срочно разобрать мост Мост разобрали, но имущество светлейшего это не спасло Все оно было конфисковано
    0 комментариев
    19 классов
    Дворец «Собственная дача», Петергоф Строительство каменной дачи началось в 1727 году, во время правления императора Петра II. Автором архитектурного проекта считается Карло Джузеппе Трезини, племянник и зять Доменико Трезини. Поначалу дворцово-парковый ансамбль, центром которого был двухэтажный каменный дом, назывался Приморский дом, Приморская дача или Приморская мыза. Он несколько раз менял хозяев и в конце концов перешел в государственную казну. В 1741 году имение было подарено Елизавете Петровне и Приморский дом получил название «Собственная дача Ея Императорского Величества». Елизавета приезжала сюда почти каждый год, но после ее смерти дача потеряла прежнее значение.
    0 комментариев
    39 классов
    После гибели отца, Императора Александра II, стремясь обезопасить семью и спокойно работать вдали от большого Двора, Александр III проводил в Гатчине большую часть года. «В Гатчине уединялся он, непременно работая. В живительном воздухе почерпал он новые силы. В Гатчино он вложил всю душу и здесь более чем где-либо он встает во весь рост, и все им проникнуто.» С.Д. Шереметев. 11 марта исполняется 180 лет со дня рождения Александра III. Во время его правления Гатчинский дворец стал центром правительственной деятельности: здесь проводились совещания, утверждались новые назначения, решались все государственные проблемы.
    0 комментариев
    6 классов
Фильтр
Закреплено
  • Класс
  • Класс
564589446600

Добавила фото в альбом

Фото
Фото
Дворцы,дома и домики Петра I в С-Петербурге далее смотрите по ссылке clck.ru/3J5Nod
Читать дальше
Скрыть описание
  • Класс
  • Класс
  • Класс
564589446600

Добавила фото в альбом

Фото
С-Петербург. Доходный дом Н.П. Басина....далее смотрите по ссылке clck.ru/3HWqe9
Читать дальше
Скрыть описание
  • Класс
Показать ещё