На Страшном суде в свете Истины проявится всё, чего мы не замечали или не хотели замечать в себе. Как сказал мне однажды на исповеди некий товарищ мой: - Я вдруг понял: будет Страшный суд и на нём мне покажут человека, которого я никогда раньше не знал. Это буду я... Игумен Нектарий (Морозов)
    4 комментария
    23 класса
    ВСЕЛЕНСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ (МЯСОПУСТНАЯ) СУББОТА. ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ. ✨Многих наших родных и близких уже давно нет на земле, однако любящее сердце не может забыть их, рвется к ним, даже, быть может, больше, чем к живым. Подобным образом и усопшие смотрят из потустороннего мира в нашу сторону, горя любовью к тем, кто здесь их сердцу был особенно близок. ✨Если же кто из умерших достиг оправдания перед Богом, то он, отвечая на нашу любовь взаимной любовью, ниспосылает нам свыше небесную помощь. ✨Тому же, кто еще не достиг оправдания, может очень помочь наша молитва. Состояние усопших подобно положению человека, плывущего по очень опасной реке. Молитва за усопших – это как бы спасательный канат, который бросает человек утопающему ближнему. ✨Если бы каким-нибудь образом перед нами отворились врата вечности и мы увидели бы эти сотни, тысячи миллионов людей, рвущихся к мирному пристанищу, – то какое бы сердце не поразилось и не сокрушилось при виде своих единоверных и единокровных близких, без слов взывающих к нашей молитвенной помощи! МОЛИТВА ОБ УСОПШИХ Упокой, Господи, души усопших раб Твоих (имена) и всех православных христиан, и прости им согрешения волная и не вольная и даруй им Царствие Небесное. Аминь
    1 комментарий
    24 класса
    О СУББОТЕ МЯСОПУСТНОЙ Первая вселенская родительская суббота бывает на Мясопустной седмице. Эту субботу Церковь посвящает поминовению всех усопших от Адама до наших дней. Заупокойная служба в этот день называется так: "Память совершаемая всех от века усопших православных христиан, отец и братии наших". В синаксаре на этот день написано "Святые отцы узаконили совершать поминовение по всех умерших по следующей причине. Многие весьма не редко умирают неестественною смертию, например, во время странствования в морях, в непроходимых горах, в ущельях и пропастях; случается, гибнут от голода, в пожарах, на войнах, замерзают. И кто перечтет все роды и виды нечаянной и никем не ожидаемой смерти? И все таковые лишаются узаконенного псалмопеиия и заупокойных молитв. Вот, почему святые отцы, движимые человеколюбием, и установили, основываясь на учении апостольском, совершать это общее, вселенское поминовение, чтобы никто, когда бы, где бы и как бы ни кончил земную жизнь, не лишилсямолитв Церкви". Установление мясопустной родительской субботы восходит к преданию апостольскому, что подтверждается уставом св. Церкви, изложенным в V веке преподобным Саввою Освященным на основании древнейшего предания, и обыкновением древних христиан стекаться в определенные дни на кладбище для поминовения умерших, о чем сохранилось письменное свидетельство из IV века. Основанием к установлению этого поминовения послужило то, что в воскресный день седмицы мясопустной св. Церковь совершает воспоминание второго пришествия Христова, и, потому - накануне этого дня, как бы в день. предшествующий страшному суду Христову, и - притом - приближая к духовным подвигам св. Четыредесятницы, когда нам должно войти в теснейший союз любви со всеми членамицарства Христова - и Святыми, и живущими, и умершими, Церковь предстательствует о всех, от Адама до днесь, усопших во благочестия я правой вере праотцах, отцах и братиях наших от всякого рода: от рода царей, князей, монашествующих, мирян, юношей и старцев, и всех… - внезапно умерших и оставшихся без узаконенного погребения, - предстательствует, умоляя, Праведного Судию явить им Свою милость в день нелицеприятного всем воздаяния.
    2 комментария
    25 классов
    Неделя о Страшном суде 23 февраля Неделя о Страшном Суде — это третье по счету воскресение, в которое церковью вспоминается как нечто важное для каждого христианина. Неделя о Страшном суде называется еще Мясопустной неделей или сырной неделей. Само воскресенье называется еще «мясопуст» (т.е. отпуск мяса, лишение, прекращение вкушения мяса). На неделе церковный Устав запрещает вкушать мясную пищу, из скоромных продуктов на трапезе благословляется молочная пища, яйца и сыр. Народное название этой подготовительной недели «Масленица». В христианстве отводится огромное значение такому этапу существования человечества, как Страшный Суд. Это время тронет все души — живых и мертвых, детей и стариков. Достойные пойдут с Иисусом Христом в Царствие Небесное, а те, кто жил неправедно и грешно, понесут наказание и отправятся в преисподнюю. Это время завершит историю человечества — все то, что мы видим вокруг нас, перестанет существовать как таковое. Останутся только Рай и Ад. Каждому человеку желательно присутствовать во храме, чтобы услышать богослужение и литургию. Священники будут читать Евангелие о Страшном Суде, напоминая нам о том, что нас ждет второе пришествие Иисуса Христа. Притча о страшном Суде на Божественной Литургии читается, прежде всего, тем, кто остался глух в беспечности своей к притчам о мытаре и фарисее и о блудном сыне. Ее грозная картина должна побудить самых гордых к сокрушению и раскаянию. В песнопениях этой недели собрано все величественное и трогательное, что может пробудить человека от беспечности и внушить страх Божий. Каждый из нас предстанет перед Судом Божиим, никто не избежит его. Ни один тайный помысел, ничто не скроется тогда. Страшный Суд совсем не похож на земной суд, где один обвиняет, другой защищает. Перед всеми откроются наши дела, слова, самые тайные мысли и желания – как хорошие, так и плохие, в которых мы не покаялись при жизни. Поэтому и Суд этот называется Страшным. Тогда уже не на кого нам будет надеяться, ведь Суд Божий праведен, и каждый получит по делам своим. Мы должны бояться не того, что происходит вокруг нас, а того, что происходит внутри нас, ибо только это имеет какую-либо силу и власть над судьбой. Ведь оправданными на Страшном Суде окажутся лишь те, кто проявлял при жизни самоотверженность, милосердие и любовь не только к своим ближним, но и к врагам своим. Перед воспоминанием Страшного Суда Святая Церковь призывает нас к молитве об усопших, ожидающих Суда Божия. Поэтому она положила совершать заупокойную службу в субботу перед неделей о Страшном Суде. Вот почему мясопустная неделя, всегда предваряется Вселенской родительской (мясопустной) субботой, когда совершается поминовение всех почивших православных христиан.
    1 комментарий
    15 классов
    Опыт многих людей, и даже многих христиан, говорит, что жизнь тяжела, тускла и беспросветна. Что нет никаких поводов для того живого и радостного чувства признательности и благодарности, из которого и родились молитвы литургии. Это происходит от того, что мы разучились принимать подарки. Мы потребляем Божии дары как должное и мелочно унываем, что Бог нам чего-то недодал. Мы получили несметные сокровища от Бога: жизнь, способность любить, дружить, думать, дышать. Мы получили в дар от Бога все красоты сотворённого мира — деревья, горы, небо, звёзды. Но мы не воспринимаем это всё как дар и потому не умеем благодарить Бога — за наших родных и близких, за детский смех, за ветви деревьев, за дуновение ветра, за возможность молиться Богу. Не умея благодарить, мы и не получаем других даров. (Архим. Савва (Гамалий))
    3 комментария
    26 классов
    ЧУДО В НЕДЕЛЮ О БЛУДНОМ СЫНЕ Однажды осенью я был требным и дежурил в соборе. Закончив свои дела и заперев алтарь, направился в свечную лавку относить ключи. В полупустом храме на скамейке сидела средних лет женщина. При моем появлении она встала:– Батюшка, можно с вами поговорить?Мы сели на скамейку. По своему небольшому священническому опыту я понял, что разговор скорее всего будет о детях. Вообще 90 процентов проблем, с которыми приходится сталкиваться священнику при общении с людьми, – это взаимоотношения в семье. Не был исключением и этот случай.– Дочь у меня младшая – непутевая, – вздохнув, начала женщина. – Все у нее не как у людей. И человек она хороший, скромная, симпатичная – да только вот слабохарактерная, под дурное влияние часто попадает. Началось все у нас дома, в селе. Спуталась с каким-то, ребенка от него родила. После этого они расстались, конечно. А в последнее время совсем от рук отбилась. Уехала в Вольск, живет там с очередным молодым человеком. Ребенок с нами… Все, что они заработают, на пиво и сигареты спускают… Слушать нас с отцом не хочет. Я вот не знаю, может, ей сейчас там и есть нечего.Женщина надолго замолчала. Сидела смертельно уставшая.– Упустила я ее. Все в детстве баловала: любимая дочь была. А вот что выросло. Что делать? Нужно ли ей помогать? И как? Подскажите.– Помогать, безусловно, нужно, – говорю. – И прежде всего, уделять ей как можно больше любви и внимания. При первой возможности езжайте к ней в Вольск, вообще посещайте ее как можно чаще. Чтобы она видела, что нужна своим родителям, что ее любят, хотят вернуть домой.– А материально помогать ей надо? Ведь, повторяю, у нее, может быть, и еды сейчас нет.– Деньги, конечно, лучше не давать. А продукты привозите тоже как можно чаще.– Еще одна проблема беспокоит меня, батюшка. Старшая дочь (она здесь, в Саратове, живет) как только узнает, что я младшей помогаю, начинает меня ругать. И обида у нее на меня какая-то, воспринимает помощь младшей как личное оскорбление. Будто подменяют ее в это время. Ведь они сестры! Почему такое происходит?– Вы читали в Евангелии притчу о блудном сыне? – спрашиваю.– Нет, – женщина пожимает плечами.– Почитайте. Это Евангелие от Луки, 15-я глава. Там как раз ваш случай описан. В этой притче младший сын возвращается домой. Будем молиться, чтобы то же произошло с вашей дочерью.***После того разговора прошло несколько месяцев. В минувший четверг я вел занятия в молодежном обществе. Накануне Недели о блудном сыне мы разбирали соответствующую притчу.– Удивительно, как тесно порою евангельские события переплетаются с нашей повседневной жизнью, – уже заканчивая, сказал я. – Очень часто дети, когда с их младшими братьями и сестрами случается беда, вместо того чтобы помочь, поддержать родителей, ведут себя точно так же, как этот старший сын из сегодняшней притчи. Был у меня однажды случай… – и здесь я рассказал об описанном выше разговоре.Занятие закончилось. Ко мне подходили ребята, спрашивали о чем-то, брали благословения. Подошла и Настя – прихожанка нашего Свято-Троицкого собора, очень искренняя, добрая девушка. Ходила она к нам на занятия с самого сентября.– Батюшка, а ведь это про меня история, – сказала она. – Это я та старшая дочь, о которой вы сейчас рассказали.Я не придал ее словам значения. Подумал, что она говорит образно, в переносном смысле.– Вы в субботу служите? – спросила она.– Конечно.– Ко мне мама приехала. Мы с ней придем.– Хорошо. После службы меня дождитесь. Пообщаемся. ***Закончилось Всенощное бдение. В голове еще звучали песнопения Недели о блудном сыне. Сняв епитрахиль и поручи, я вышел из алтаря в храм. Настя с мамой ждали меня, как мы и договорились. Лицо мамы мне показалось знакомым.– Мы с вами уже общались, батюшка, – сказала она, когда мы отошли к окну поговорить. – Помните, в ноябре? С дочерьми у меня еще проблемы были, как в притче о блудном сыне…Я остолбенел. В голове складывалась какая-то чудесная мозаика судеб и событий.– А ведь младшая моя, Елена, домой вернулась. С нами сейчас живет. С молодым человеком своим вроде почти рассталась.– Как Настя сейчас реагирует, что вы младшей помогаете? – спрашиваю.– Вроде меняться стала. Работает над собой. Хотя видно, что ей тяжело.– Я в этот четверг ей нечаянно такой урок преподал… Она, наверное, теперь все поймет. Рассказал ей о нашем осеннем разговоре, не предполагая, что она и есть ваша старшая дочь. Вот какие чудеса бывают!– Да уж, действительно. А у меня Лена сейчас в Саратове сессию сдает, мы, Бог даст, завтра все вместе в храм придем. ***Шла литургия. Диакон Илия читал Евангелие, притчу о блудном сыне. Я слушал и думал, что вот сейчас стоит в храме мать и две дочери, а Господь словами Священного Писания рассказывает им об их поведении, о тех событиях, которые они совсем недавно пережили. Вот так чудо! После службы я вышел из алтаря в храм. Они меня встретили всей семьей. Только папы с ними не было.– Это наша Лена, батюшка, – сказала мама. – Познакомьтесь.Передо мной стояла молодая симпатичная девушка с ребенком на руках. Я представлял Лену совсем другой. Воображение рисовало мне нагловатую, вызывающе одетую девицу. На самом деле в общении Лена оказалась очень скромным человеком, после всего пережитого она выглядела какой-то притихшей.Я благословил их, поздравил с Причастием. Отойдя в сторону, мы долго разговаривали. Наконец Лена с мамой ушли. (Перед уходом я спросил у них разрешения, изменив имена, написать о приключившихся с ними событиях, на что и получил одобрение.)Мы с Настей продолжили разговор.– Поняла, какой урок тебе Господь преподал? – спросил я ее. Она кивнула.– Вы сестры, поймите. Надо друг другу помогать, поддерживать.– Я все поняла, батюшка. Конечно, чтобы измениться, мне надо как следует над собой поработать… Лена очень нерешительная, ее по жизни надо за руку брать и вести. Многие этим пользуются. Ей нужно, чтобы рядом был кто-нибудь верный и надежный.– Ну вот и будь рядом. Бери и веди.– Хорошо. Я буду рядом. Присмотрю за ней .***Вот так в Неделю о блудном сыне Господь собрал в Своем храме эту семью: счастливую мать, чей ребенок был мертв и ожил, пропадал и нашелся; младшую дочь, вернувшуюся в отчий дом из страны далече, и дочь старшую, осознавшую всю мерзость своего поведения. А меня для чего-то поставил свидетелем этого чуда. Священник Дионисий Каменщиков,руководитель отдела по делам молодежи Саратовской епархии
    3 комментария
    84 класса
    Очень коротка наша жизнь, невероятно коротка, и как-то надо суметь её прожить с теплом для других, уж если не с любовью, то с каким-то теплом для других. Людям и так уж больно, человек начинает плакать, как только он появляется на свет. Так вот страшно, если мы не уменьшаем, а увеличиваем этот плач... Сергей Фудель
    1 комментарий
    16 классов
    Икона «Умягчение злых сердец» С событием Сретения Господня связана икона Пресвятой Богородицы, которая называется « Умягчение злых сердец» или «Симеоново проречение». На ней символически изображено пророчество святого Симеона Богоприимца, произнесённое им в Иерусалимском храме в день Сретения Господня: «Тебе Самой оружие пройдёт душу» (Лк. 2, 35). Богоматерь изображена стоящей на облаке с семью пронзившими сердце мечами: по три справа и слева и один внизу. Существуют и поясные изображения Богородицы. Число семь означает полноту горя, печали и сердечной боли, испытанных Богородицей в её земной жизни. Иногда образ пополнен изображением на коленях Богоматери умершего Богомладенца. Эту икону называют также «Симеоново проречение». Богородицу изображают с семью мечами, пронзающими её сердце.
    1 комментарий
    18 классов
    ИДДКMucheniku Trifonu
    Читает схиархимандрит Илий. ХоВеличание св. мч. Трифону
    Аудиозапись недоступна
    10 комментариев
    265 классов
    Батюшковские рассказы «что ты смотришь на сучек в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (Мф. 7:3) Что это за бревна такие, которые видеть не мешают, а вот жить не дают? Почему у соседа, или напарника, или коллеги и денег больше, и дом – чаша полная и дети умницы? А у себя, куда взгляд не кинь – всюду клин. Самое удивительное то, что жалуются все: и те, которые, по мнению других, живут припеваючи, и те, кто по собственному разумению, обойдены и проигнорированы. Не может же быть такого, чтобы всех и вся обходили милости Божии, и на всех нас лежала печать постоянной нужды и искушений. Два недавних, случившихся со мной события, кое-что прояснили. Сломался у меня компьютер. Вечером работал, а утром, когда решил забрать пришедшую электронную почту, «хмыкнул» пару раз что-то про себя, а включаться не захотел. Повез я его в ремонт, печально рассуждая, как же быть? На «выходе» церковный, многостраничный «Светилен», пасхальные поздравления необходимо закончить, да и еще масса дел неотложных, которые, начатые и завершенные, лежали в памяти машины, в столь не нужный момент, так меня подведшей. В тот же день необходимо было ехать на приход, попросили окрестить ребенка. В церкви, кроме молодых родителей, восприемников и дитяти, была еще одна женщина, наша недавняя прихожанка. - Ну вот, - подумалось мне, - Искушения продолжаются. Дело в том, что много горечи и хлопот приносила с собой эта дама. Озлобленность на мир, на всех и вся, была, как мне казалось, в ней патологическая. Её исповедь или просто разговор звучали как обвинительный акт. Доставалось всем, но больше всего, естественно, непутевому мужу и непослушным детям. Когда же я пытался сказать, что, следует искать причину и в себе, то в ответ получал хлесткие обвинения в своей предвзятости и не сочувствии. В конце концов, уговорил я ее поехать к более опытному, чем я многогрешный, старцу духовнику, хотя уверенности в том, что поездка состоится или, что-либо принесет, у меня не было. После крестин и состоялся наш разговор. Предо мной был иной человек. Спокойствие, рассудительность, какая-то полнота в мыслях и, самое главное, ясный, не бегающий и не изменяющийся взгляд. - Батюшка, я пришла поблагодарить вас, слава Богу, у нас все наладилось, да и я успокоилась. - Что же сделал-то с вами, отец N., что вы преображенная ныне и видом, и словами? - Да я, монаху-то, все рассказала, целый час говорила, он молча слушал. Потом положил мне руки на голову и молитвы читал. - И все? - Нет, благословил мне коробочек запечатанный и ленточкой заклеенный и сказал, чтобы я ехала домой. Еще он попросил, чтобы я, по приезду, в хате побелила, покрасила подоконники, сыновьям и мужу купила по рубашке, а доченьке платьице, а потом мы должны были вместе сесть за стол с обедом, «Отче наш» прочитать и коробочек этот открыть. - Ну, а дальше? Меня уже начало одолевать любопытство. - Я, два дня колотилась, к субботе, как раз управилась, ну и сели мы за стол. Открыл муж коробочку, а там пять красненьких, с орнаментом, деревянных пасхальных яичка. Посмотрела я на них, а потом на мужа и детей и такие они все радостные, да чистенькие, да светленькие и … расплакалась. А в доме тоже хорошо, уютно и все беленькое. И родное все, родное. Передо мной был другой человек. И внешность та же и голос тот же, а человек – другой. Порадовался я молитве монашеской, уму и прозорливости старца и поехал домой. По дороге, зашел за компьютером. - Отремонтировали? Наверное, что-то серьезное? Ждать придется? – с порога начал вопрошать мастеров, заранее как бы подготавливая себя в неизбежности долгого ожидания и непредвиденных растрат. - Сделали, отец Александр, сделали, - успокоили меня, и, видя мою радостную физиономию, добавили: - Отец Александр, вот мы смотрим и такая на вас рубашка нарядная, да красивая, да чистая. - Ну вот, - подумалось, - опять пятно посадил или в краску где то влез. Огляделся. Да нет, вроде и не порвано и не выпачкано. Вопросительно глянул на улыбающихся компьютерных спецов. - ?! - Да вот, вы, батюшка и чистый и глаженный, а в компьютере, под кожухом пыли грязи было столько, что и работать ему невмоготу стало. Чистить хоть иногда же надо пылесосиком. Сами, небось, каждый день моетесь… Тут мне стало стыдно. Чуть же позже – понятно. Не вокруг тебя грязь да нечисть, а в тебе самом, внутри она гнездиться. Вот о каком «бревне» Господь говорил. Внедрится соблазн греховный в душу нашу, оккупирует сердце, приживется там и начинает нам лень духовную прививать, да на язык слова оправдательные посылать, и пошла жизнь наперекосяк. Зло на зло набегает, да гневом питается. А выход то, простой, хотя и не легкий. Уборку сделать надо, и внутри и вокруг себя. К чистому чистое приложиться, а грязное, всегда грязь найдет, как та свинья, знаменитая… «Поверни зрачки свои вовнутрь себя - советуют многомудрые старцы, и добавляют, - причина бед твоих в сердце твоем». Протоиерей Александр Авдюгин.
    1 комментарий
    18 классов
Фильтр
Закреплено
  • Класс
  • Класс
  • Класс
  • Класс
  • Класс
Показать ещё