П А С С И Я Четыре раза на протяжении Великого поста совершается в православных храмах вечерня с чтением акафиста Страстям Христовым, или, как ее еще называют, Пассия. Эта самая поздняя по времени возникновения православная служба была составлена в середине XVII века митрополитом Киевским Петром (Могилой), создателем многих литургических форм. Первоначально пассии были распространены в южных областях России, но к XX веку их стали совершать повсеместно. Название Пассия происходит от латинского слова "passio", что в переводе на русский язык означает "страдание", а на церковно-славянский язык переводится как "страсть". Последование пассии бывает 4 раза в год (по числу евангелистов): во второе, третье, четвертое и пятое воскресенья Великого Поста, по вечерам. Как ясно из названия, на этих службах воспоминаются спасительные страдания Господа Иисуса Христа. За каждой пассией прочитываются евангельские повествования об этом: − на первой − 26 и 27 главы от Матфея; − на второй − 14 и 15 от Марка; − на третьей − 22 и 23 от Луки; − на четвертой 18 и 19 от Иоанна. По традиции, во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами в руках. В православии Пассия представляет собой последовательное чтение евангельских отрывков, повествующих о последних днях и часах земной жизни Спасителя. Кроме того, исполнялись песнопения, взятые из богослужения Страстной Пятницы. Заканчивалась Пассия, как правило, проповедью. Позже в чинопоследование был включен акафист Страстям Господним. По установившемуся обычаю, эта служба совершается в воскресный вечер и соединяется с великой вечерней. Как правило, цикл Пассий начинается со второй Недели Великого поста, посвященной святителю Григорию Паламе. Традиционно Пассия совершается в середине храма перед Распятием. Перед великой вечерней посреди храма поставляется большое Распятие. Во время пения стихир отверзаются Царские врата и из алтаря выносится Святое Евангелие, которое полагается на аналое перед Крестом. Затем следует чтение акафиста и Евангельского повествования о Страстях Христовых На пассии мы слышим некоторые трогательные песнопения из богослужения Великой Пятницы − дня телесной смерти Господа. Так, исполняется стихира "Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного", которую поют во время целования Плащаницы Христовой; перед чтением Евангелия звучит прокимен "Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий..." Эти и другие молитвы возносят нас на Голгофу, вновь и вновь напоминая о конечной цели Поста − сораспятии со Христом. В завершение читается молитва, и духовенство, и молящиеся прикладываются ко Кресту. Пассия, как молитвенное памятование о страданиях Спасителя, предваряющее несколько раз в течение Великого поста священные воспоминания Великой Пятницы, вместе со всеми другими церковными Богослужениями ведёт нас через поприще Святой Четыредесятницы к седмице Страстей Христовых и Его Славному Воскресению. В качестве обязательного дополнения после отпуста произносится проповедь или читается поучение. В православном понимании, сопричастность страданиям Христа выражается прежде всего словами апостола Павла о необходимости распинать плоть "со страстьми и похотьми" (Гал. 5:24). Слова и смысл молитвы, а отнюдь не эмоциональное переживание причастности историческому моменту, имеют главное и первостепенное значение в этом богослужении для православного христианина. Нам не дано было присутствовать при Страданиях и Смерти Господа Иисуса Христа. И служба Пассии не переносит нас в те далекие времена, когда Господь страдал на Кресте. Она, указывая на образ Христовых Страданий и Смерти, как метрономом заставляет выверить нас свое духовное состояние. Принимаем ли мы на себя добровольный крест самоотречения и следования за Христом? Способны ли мы, как и Христос, также безропотно и смиренно переносить обиды и оскорбления от наших ближних и дальних. Можем ли мы, также как и Христос, искренне молиться за наших обидчиков? Хватает ли у нас сил добровольно распинать свои страсти, желания плоти и греховные помыслы, уподобляясь Христу, добровольно принявшему распятие и смерть за нас? Если это так, тогда мы воистину становимся причастниками Крестной Жертвы Спасителя, потому что праведная добродетельная жизнь сама по себе есть большой подвиг, она всегда связана с отсечением своей воли, борьбой со страстями и уподоблением Христу. Если же не стремимся мы к праведности, тем самым мы отрекаемся от Христа. И наши грехи становятся подобны тем язвам, которые наносили Христу Его мучители и убийцы. Об этом именно и говорится в акафисте Страстям Господним: "Вем, воистинну вем со пророком, почто червлены ризы Твоя: аз, Господи, аз грехами моими уязвих Тя", то есть "Знаю, Господи, знаю, почему красны Твои ризы, это я своими грехами изъязвил Тебя". Таким образом, в центре внимания Пассии выступает душа человека, уподобляющаяся Христу либо отвергающая Его. Через это верующие призываются к покаянию в своих прегрешениях и внимательному и строгому рассмотрению своих отношений с Богом.
    1 комментарий
    29 классов
    Вот человек молится. За кого-то просит, ходатайствует перед Богом, заказывает сорокоуст, подает милостыню… Особенно, когда за близких, родных. А враг сначала начинает нападать на него внутри: «Что ты? Зря все это, бесполезно». Потом начинает нападать на того, за кого молятся. Тот начинает озлобляться, раздражаться. Потом, если и тут врагу не удается помешать, он начинает действовать через разных советчиков, которые говорят: «Да что ты возишься? Да брось ты! Нечего вообще этим заниматься! Да ты лучше сделай вот так…» «Друзи да будут тебе мнози», – сказано в Библии, – «а советник – один из тысячи». – «Все возвести могущему понести», то есть советоваться можно только с тем, кто может понести это. Потому, когда мы о чем-то просим, нужно помнить, что это непростое дело. И чтобы истинно устоять в этом неотступном прошении, нужно иметь твердую веру. Неотступную веру. Такие примеры есть в Евангелии. Помните, слепой просил: «Иисусе Сыне Давидов, помилуй мя». Замечательный это пример! «И предыдущий прещаху ему, да умолчит» (Лк.18:38-39). Вот это и есть тот самый бес, который устами советчиков говорил: «Да что ты? Да замолчи! Зря ты! Безполезно. Зачем? К чему?» Нет! Если Господь положил тебе на сердце за кого-то просить, особенно если это близкие люди (о близких ты вообще обязан молиться), ты должен просить. И просить неотступно. Протоиерей Валериан Кречетов
    2 комментария
    29 классов
    Не ждите от молитвы одних восторгов. Не унывайте, когда не ощутите радости. Ведь и так бывает, что стоишь, стоишь в церкви, а будто внутри не сердце, а так, деревяшка, да деревяшка-то неоструганная… Ну что ж, и за это, т.е. за деревяшку, спаси Господи. Значит, надо так было. Ведь иная душа, пережив высокие восторги, и возомнить о себе может, а такое состояние «окамененного нечувствия» смиряет ее. Преподобный Варсонофий Оптинский
    1 комментарий
    16 классов
    Не утомляй себя напрасно исканием наставников: наше время, богатое лжеучителями, крайне скудно в наставниках духовных. Их заменяют для подвижника писания Отеческие. Таковы: Лествица, сочинения Ефрема Сирского и Аввы Дорофея, письма Великого Варсонофия, Патерик Скитский, Добротолюбие, и другия. Образуй себя чтением их и молитвою в сокрушении духа. Постарайся найти и хорошаго, добросовестнаго духовника. Если найдешь его, — и тем будь доволен, ныне добросовестные духовники — великая редкость". Святитель Игнатий (Брянчанинов).
    1 комментарий
    14 классов
    КАК ДВА ЛЕБЕДЯ Рассказ Светланы Шалвовны Вова и Маша из Цнори Помнишь, у меня друзья молодости были, Вова и Маша из Цнори? Хорошие были люди, деревенские, без затей. В Кахетии много русских еще осталось, кто выехать не захотел. Вова всю жизнь пчел держал, а Маша по хозяйству управлялась. Жили обыкновенно, два участка обрабатывали. Там у них и кукуруза, и виноградник, две коровы, три свиньи. Кур и уток сколько было, не помню. Вова с детства сирота, у тетки рос, как трава у забора. Со своей Машей у нас на «Трикотажке» познакомился. Двоих детей вырастили, потом с внуками возились на каникулах. Словом, трудяги, каких много. Вова безотказный по характеру был, а Маша немного поприжимистей. Но так, в пределах нормы, в смысле экономная, где надо. А в остальном никакой разницы особой между ними не было. Знаешь, муж и жена, когда много лет вместе проживут, друг на друга бывают похожи, как половинки разрезанного яблока. Вова в прошлом году крестился. Как-то за столом зашел разговор на тему религии, и тут всплыло, что Вова некрещеный. Ну и решили в ближайшее воскресенье это дело исправить. В Цнори и батюшка хороший. Я его лично знаю. На Красную горку все могилы на деревенском кладбище сам обходит и везде панихиды служит. Причем всем подряд – и кто заказывал, и кого из близких на могилах рядом нет. По надписям надгробным ориентируется… Прошло после крещения немного времени, Вове как-то нездоровится. Прилег он на диване. Потом Машу позвал. – Может, чаю тебе принести? – она спрашивает. – Нет, – говорит, – не надо. Просто так посиди со мной напоследок. Маша не поняла, к чему он клонит. Но сесть села. – Маш, – говорит Вова, – я ведь умру с минуты на минуту. Вон в углу уже архангел Михаил стоит. За мной пришел. Жена, естественно, перепугалась. – Вова, я сейчас «Скорую» вызову. А он ей: – Не успеют они. Не беспокой никого. Просто посиди рядом со мной молча… Сидит Маша, шелохнуться боится. Вова полежал так немного, по руке ее погладил: – Прости меня, если что не так было. Маша такое только в фильмах видела. Обомлела и ему в том же духе: – И ты меня прости. Может, болит что у тебя? – Нет, ничего не болит. Потом опять в угол посмотрел. – Ладно, пошел я. Сказал: «Ладно, пошел я», – глаза закрыл и умер. А на губах улыбка. Блаженная кончина Глаза закрыл и умер. А на губах улыбка. Блаженная кончина. Маша опомнилась, стала кричать, плакать. Соседи набежали. Детям стали звонить. Дальше похороны. Машу прямо у гроба инсульт ударил. Ровно через сорок дней ее Вова за собой забрал. Говорят, хорошие муж и жена так только в сказках умирают. Оказывается, и в жизни в наше непонятное время такое бывает. Вот все думаю, чем они такое заслужили, и не могу логичный ответ подыскать…
    2 комментария
    43 класса
    Шесть дней в пути: от Великого канона к Торжеству Православия. Подошла к концу первая неделя Великого поста. Четыре вечера мы собирались в храмах, вновь и вновь молились, и коленопреклоненно взывали к Господу покаянным гласом: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя!». Тем, кому удалось побывать на общем чтении канона Андрея Критского, наверняка запомнилось тихое и радостное ощущение Церкви как своей семьи.
    1 комментарий
    22 класса
    Как проводить ВТОРУЮ неделю Великого поста: питание, молитвы и богослужение. Свящ. Валерий Сосковец
    1 комментарий
    6 классов
    Неделя 1-я Великого поста. Торжество православия В этот день: рассуждают о значении религии, читают анафематствования. Торжество православия — событие, празднуемое в воскресенье первой календарной недели Великого поста. Праздник установлен в честь победы православной церкви над иконоборцами. Власть прекратила гонения верующих и церковнослужителей, разорение храмов, уничтожение святынь. Посетить Храм. В этот праздник, во время Божественной литургии, в ходе проповеди, затрагиваются для обсуждения моральные аспекты христианства. Следует задуматься о том, что каждый человек – сам себе хозяин. И только ему принимать решение – какой образ жизни вести, поддаваться ли искушениям или расти в вере. Отступившие от Бога люди ошиблись, принесли много бед, заставив страдать христиан. Но в этот день христианская вера восторжествовала, людям вернулась возможность совершать Святые Таинства Литургии, не прячась от властей. Задумайтесь над значением религии для вас. Пересмотрите церковные каноны. В этот день в церкви совершается чин анафематствования. Анафематствования сейчас — это своего рода предупреждения, в которых Церковь указывает на неправильный путь, тем самым наставляя на истинную тропу веры. Читайте их и сопоставляйте со своим поведением. Осознайте! — если вы ведёте праведный образ жизни, то вы является отражением лика Господня. Ощущая благо любви Господа, вы можете чувствовать приподнятое настроение, благодать, умиротворение, Ваша жизнь упорядочится, а поступки будут доброчестивы. — задумайтесь о том, какой болью для христиан был запрет совершать Богослужения, держать в доме иконы, поклоняться святыням. Ощутите возможности и ценность того, что нас окружает.
    2 комментария
    25 классов
    Анафемы Торжества Православия В Чин Торжества Православия провозглашаются анафемы, то есть осуждение еретиков, не верующих в Иисуса Христа и его триединство, иконоборцев, и всех кто совершает грехи против церкви. Во время службы читаются двенадцать анафем, каждая из которых осуждает определённые грехи и беззакония. 1. Отрицающим бытие Божие и утверждающим, яко мир сей есть самобытен и вся в нем без промысла Божия и по случаю бывает: анафема. (Осуждает всех тех, кто отрицает существование Бога, Божий промысел и утверждает, что жизнь на земле зародилась случайно, без участия Бога и всё в мире происходит по воле случая.) 2. Глаголющим Бога не быти дух, но плоть; или не быти Его праведна, милосерда, премудра, всеведуща и подобная хуления произносящим: анафема. ( Осуждает тех, кто утверждает, что Бог не есть дух, а только плоть, а также тех, кто отрицает отрицает Божью праведность, милосердие и премудрость.) 3. Дерзающим глаголати, яко Сын Божий не единосущный и не равночестный Отцу, такожде и Дух Святый, и исповедающим Отца, и Сына, и Святого Духа не единого быти Бога: анафема. ( Осуждает тех, кто отрицает существование Святой Троицы, как единого Бога и единосущность Отца, Сына и Святого духа.) 4. Безумне глаголющим, яко не нужно быти ко спасению нашему и ко очищению грехов пришествие в мир Сына Божия во плоти, и Его вольное страдание, смерть и воскресение: анафема. ( Осуждает утверждающих, что пришествие Христа в мир, его смерть и воскрешение не искупило человеческих грехов и не является спасением для человечества.) 5. Неприемлющим благодати искупления Евангелием проповеданного, яко единственного нашего ко оправданию пред Богом средства: анафема. (Осуждает тех, кто отрицает чтение Евангелия, как единственного верного учения о Боге.) 6. Дерзающим глаголати, яко Пречистая Дева Мария не бысть прежде рождества, в рождестве и по рождестве Дева: анафема. ( Осуждает не верующих в существование Пречистой Девы Марии, как Матери Божьей.) 7. Неверующим, яко Дух Святый умудри пророков и апостолов и чрез них возвести нам истинный путь к вечному спасению, и утверди сие чудесами, и ныне в сердцах верных и истинных христиан обитает и наставляет их на всякую истину: анафема. ( Осуждает неверующих в то, что святой дух снизошёл на пророков, для того, чтобы через них показать путь к спасению людям, подкрепляя их слова различными чудесами. ) 8. Отмещущим бессмертие души, кончину века, суд будущий и воздаяние вечное за добродетели на небесех, а за грехи осуждение: анафема. ( Осуждает тех, кто не верит в бессмертие души, небесный суд после смерти и получение наказания за грехи либо благ за добрые дела.) 9. Отмещущим все таинства святая, Церковью Христовою содержимая: анафема. ( Осуждает отвергающих силу церковных таинств, таких, как крещение, причащение, миропомазание, покаяние и так далее.) 10. Отвергающим соборы святых Отец и их предания, Божественному Откровению согласная, и Православно-Кафолическою Церковью благочестно хранимая: анафема. ( Осуждает отвергающих соборы Святых Отцов, их предания, которые излагаются согласно Божественному Откровению ) 11. Помышляющим, яко православнии Государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению и при помазании на царство дарования Духа Святаго к прохождению великого сего звания на них не изливаются: и тако дерзающим против их на бунт и измену: анафема. ( Осуждает думающих то, что православные Государи возводятся на престол не по благославлению Божьему и затевают против них различные заговоры и бунты. ) 12. Ругающим и хулящим святыя иконы, ихже Святая Церковь к воспоминанию дел Божиих и угодников Его, ради возбуждения взирающих на оныя ко благочестию, и ко оных подражанию приемлет, и глаголющим оныя быти идолы: анафема. ( Осуждает иконоборцев, которые уничтожают иконы и не веруют в их силу наставлять людей на путь истинный, вспоминая о делах Святых на земле, вместо этого предлагают поклоняться идолам.)
    2 комментария
    17 классов
    Шесть дней в пути: от Великого канона к Торжеству Православия. Подошла к концу первая неделя Великого поста. Четыре вечера мы собирались в храмах, вновь и вновь молились, и коленопреклоненно взывали к Господу покаянным гласом: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя!». Тем, кому удалось побывать на общем чтении канона Андрея Критского, наверняка запомнилось тихое и радостное ощущение Церкви как своей семьи.
    0 комментариев
    48 классов
Фильтр
  • Класс
  • Класс
  • Класс
  • Класс
  • Класс
  • Класс
  • Класс
  • Класс
Показать ещё