Как понять, что манера речи ребенка — не возрастная норма, а нарушение?
Как правило, родители обращают внимание на неправильное произношение звуков у детей либо когда малыш в возрасте 2–3 лет совсем не говорит. Но кроме этого есть множество других речевых расстройств, которые в будущем могут неблагоприятно отразиться на психоэмоциональном и интеллектуальном развитии ребенка.
Если вас что-то тревожит в речи ребенка, то не следует откладывать визит к логопеду. Чем раньше выявлена проблема, тем легче и быстрее она поддается корректировке.
Есть возрастные нормы речевого развития, которые помогут родителям вовремя обратить внимание на возможные речевые нарушения: ⠀
🧡К трем годам в активном словаре ребенка более 1000 слов, он может формулировать предложения из 5–7 слов: «Мы ходили в парк и видели белку». В этом возрасте ребенок перестает смягчать согласные звуки.
🔔 К четырем годам ребенок должен освоить правильное произношение свистящих звуков [с], [с’], [з], [з’], [ц] и абсолютно чисто произносить их в словах, предложениях и связной речи. В этот период в словаре у ребенка более двух тысяч слов, он допускает гораздо меньше грамматических ошибок. Примерно в это же время у детей впервые проявляется интерес к буквам.
🔔 К пяти годам ребенок осваивает правильное произношение не только свистящих звуков, но и шипящих [ш], [ж], [щ], [ч], ребенок не путает их между собой, говорит совершенно чисто. В этом возрасте у некоторых еще может отмечаться отсутствие сонорных звуков [р], [р’], [л], [л’]. Но если вместо «лодка» вы слышите «водка» (звук [л] заменяется звуком [в]) или звук [р] произносится «горлом» (грассируя), то это повод для обращения к логопеду.
🔔 К 6 годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения. В норме ребенок правильно произносит все звуки родного языка и не путает их между собой в речи.
📌 Ошибочно судить о речевом развитии ребенка только лишь по его произношению, поэтому обратите внимание, различает ли ребенок на слух похожие слова («мишка» — «миска», «коза» — «коса» и так далее).
Также насторожиться следует, если ребенок постоянно меняет слоги в словах, пропускает или добавляет звуки («кандараш» вместо «карандаш», «аина» вместо «малина» и так далее). В этом случае речь может идти о нарушении слоговой структуры слова.
Если ребенок путает род, неправильно образует формы и окончания слов (не «щенята», а «щенёнки»), неверно согласует прилагательные с существительными: «синяя кубик», «яркая солнце» — это еще одна причина обратиться к логопеду.
В общем, совет очень простой — нужно слушать ребенка. Все дети могут ошибаться и путать слоги, слова или строить неправильно предложения. Но если это происходит систематически и не проходит само, то поход к логопеду лучше не откладывать.
#логопед
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев