Питер Пауль Рубенс
ХРИСТОС В ДОМЕ СИМОНА
(1618-1620 годы, в музейной коллекции Государственного Эрмитажа в Петербурге (Россия))
*******
Картина является иллюстрацией сюжета, присутствующего во всех четырех Евангелиях (Мф. 26: 6-7; Мк. 14: 3-9; Лк 7: 36-50; Ин. 12: 1-8) - помазание Иисуса Христа миром.
«Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег. И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница. (...) И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи».
В Евангелиях от Матфея, Марка и Луки имя грешницы прямо не называется, в Евангелии от Иоанна говорится, что это была Мария из Вифании; в католической традиции она отождествляется с Марией Магдалиной; в православии она отождествляется с сестрой Марфы и Лазаря, которого воскресил Христос.
Картина написана в промежуток 1618-1620 годов в мастерской Рубенса, к ней известны 3 предварительных эскиза, которые находятся в частных коллекциях, а четвертый - детальный эскиз - хранится в галерее Венской Академии художеств (Австрия). Основную проработку картины выполнил сам Рубенс, однако, ряд фигур дописывал его ученик - Антонис ван Дейка. Выдвигалась версия, что все человеческие фигуры в левой части картины были исполнены Якобом Йордансом, однако, эта гипотеза была быстро опровергнута - исследователи-искусствоведы усмотрели полное несходство живописной манеры Йорданса и Рубенса, кроме того в Брюссельском королевском музее изящных искусств был найден собственноручный рисунок Рубенса с головой одного из персонажей из этой части картины. В конце 1690-ых годов картина находилась в собрании главного секретаря королевского двора Франции - графа Луи Фелиппо де Понтшартрена, - после, сменив нескольких владельцев, картина оказалась у французского дипломата Шарля Жана-Батиста Флерио, наследники которого в 1732 году продали картину главе правительства Великобритании Роберту Уолполу, графу Орфорду. В 1778 году его наследниками все собрание картин было продано российской императрице Екатерине II и с 1779 года картина находится в Эрмитаже. Первоначально картина была написана на дереве, но в 1821 году в мастерской реставратора А. Митрохина была переведена на холст. Картина пользовалась огромной популярностью и с нее неоднократно выполнялись гравюры и писались копии. В частности, в фонде Государственного Эрмитаже имеется поздний рисунок Якоба Йорданса, происходивший из коллекции австрийского дипломата Людвига фон Кобенцля. В нынешней Государственной художественной галерее Перми имеется копия работы неизвестного мастера, в XVIII-XIX веках приписывавшаяся Антонису ван Дейку; эта работа была передана в Пермь из Эрмитажа, куда поступила в период 1763-1774 годов и вероятнее всего была привезена из Венеции российским послом в Венецианской Республике маркизом Паоло Маруцци.
/Описание составлено по материалам монографии М. Варшавской «Картины Пи-тера Пауля Рубенса в Государственном Эрмитаже»/.
____________________________________