Реконструкция лица женщины с искусственной деформацией черепа из погребения Манденсарка 6. Женщина принадлежала к племенам поздних сармат. По данным археологов, в культуре позднесарматских племен обычай искусственной деформации получил широкое распространение. Деформация достигалась путем преднамеренного длительного механического воздействия на череп в период от рождения до двух лет, когда кости еще мягкие и несросшиеся. Изменение формы черепной коробки достигалось либо тугим сдавливанием повязками или закрепленными на голове дощечками, либо планомерным ручным давлением. При этом объем мозга, как и его основные интеллектуальные и психические функции, у ребенка и взрослого человека качественно не менялись. Обряд прижизненной деформации черепа является одним из видов искусственной модификации тела наряду с обрезанием, прободением ушей и носа, татуировкой или подпиливанием зубов. Искусственно деформированные черепа известны археологам с эпохи неолита и зафиксированы на всех континентах в разные исторические эпохи независимо у разных народов.
    14 комментариев
    51 класс
    Люди палоц - это субэтническая группа, проживающая в Северной Венгрии и Словакии. Есть утверждения о том, что они являются потомками тюркских народов, таких как кипчаки, половцы и хазары, которые мигрировали на Балканы. Головные уборы, используемые женщинами, аналогичны головным уборам половецко-кипчакских статуй. Сложная этническая история, смешение разных народов на территории страны, привели к тому, что венгры делятся на разные этнографические и субэтнические группы: палоци, медье, шаркёзы, чанго, куны, ясы, гайдуки (хайду), секеи, мадьярабы. Группы палоци (место основного расселения –города Балашадьярмат и Шальготарьян) и медье (г. Мезёкёвешд) славятся искусством вышивки по коже и полотну.
    36 комментариев
    49 классов
    Невольник за 800 дирхемов В 1242 году на одном из невольничьих рынков Сирии булгарский торговец продавал рабов. Среди них был высокий светлокожий юноша с бельмом на глазу. Эмир мамлюков Ала ад-Дин Айтегин аль-Бундукдари заплатил за невольника-половца 800 дирхемов и отвёз его в Египет. Многие новоприобретённые рабы проходили боевую подготовку в Каире. Во время тренировок невольник, получивший имя Бейбарс аль-Бундукдари, проявил недюжинные боевые способности. Через некоторое время на него обратил внимание египетский султан ас-Салих Айюб ибн Мухаммад, который в 1246 году назначил его командиром одного из подразделений своей личной охраны. Следующие полтора десятилетия прошли для Бейбарса в сражениях с крестоносцами во время седьмого крестового похода и внутриполитических интригах: мамлюк участвовал в свержении Туран-шаха, бежал в Сирию и лишь в 1259 году вернулся в Египет. В следующем году он сражался с монгольской армией Кит-Буги, захватившей Сирию и почти дошедшей до Египта. Монголы были разбиты, египтяне утвердились в Сирии, а амбициозный Бейбарс убил своего соратника султана Кутуза и сам стал правителем Египта. 17 лет бывший невольник и выдающийся полководец Бейбарс I провёл на престоле, и всё это время он воевал. Султан успешно противостоял набегам монголов на свои земли, воевал с Иранским ильханатом Хулагуидов, нападал на Иерусалимское королевство крестоносцев в Палестине и потеснил Киликийское армянское государство, а в 1268 году завоевал княжество Антиохия. В народе Бейбарс получил прозвище Абул-Футух, что означает «Отец побед». Материал сайта Warspot
    158 комментариев
    111 классов
    Графическая реконструкция по черепу мужчины из могильника Грачевка II, курган 5 Графическая реконструкция по черепу мужчины из могильника Грачевка II, курган 5, погребение 1, (ямная культура). Биологический возраст мужчины определен в рамках 30–40 лет. Носовые кости были посмертно утрачены, восстановлены с учетом морфологических особенностей лобных отростков верхней челюсти. Широкое и средневысокое лицо, на которое посажен узкий высокий асимметричный нос с опущенным основанием, что хорошо прослеживается в боковой норме. Череп обладает выраженным европеоидным краниотипом. Сильно выступающий из плоскости лица нос, его хорошая профилировка на верхнем и среднем уровнях позволяет говорить о южных истоках данного сочетания. Авторы: Нечвалода А. И., Нечвалода Е. Е. Ямная культура 3600—2300 года до н. э.
    1 комментарий
    12 классов
    Золотая пектораль из кургана Толстая Могила
    5 комментариев
    216 классов
    Простое решение Судьба военной кампании, часто, зависит от простого решения, жестокого, с точки зрения современного человека, но эффективного. Особенно интересно, когда простота и эффективность решения сочетается с внешним эффектом, которое оно произвело на врага. Нечто подобное продемонстрировал Василий Шуйский с говорящим прозвищем Немой. В 1512 году началась московско-литовская война. Целью войны был Смоленск, который в начале XV века перешёл в литовское подданство. Древнерусский город, что ранее для Витовта, что для московского князя Василия III, оказался крепким орешком. Две осады были неудачными. Но московские правители, как и их предки, не бросали задуманного на полпути. Они могли отступить, отложить, затаиться, но каждый раз возвращались к начатому делу. Василий III олицетворял традиционную московскую политику: не мытьем, так катаньем, но своё возьмем. Летом 1514 года московское войско во главе с главным специалистом по Литве Даниилом Щеней, разбившим в 1500 г. литовцев при Ведроши, подошло к Смоленску. Москвичи усилились мощным артиллерийским нарядом, который должен был произвести на смолян «неизгладимое» впечатление. Параллельно с военными приготовлениями, Василий III включил и «переговорный трек» Переговоры со смоленской знатью и епископом Варсонофием вел бывший литовский вельможа, перешедший на московскую службу, Михаил Глинский. Глинскому было обещано наместничество в Смоленске, а знати и горожанам сохранение свобод и привилегий, что были при Литве. Предложение о сдаче подкрепили мощной бомбардировкой города. Не надеясь на помощь польского короля, жители сдались. Епископ Варсонофий встретил Василия III словами: «Божиею милостию радуйся и здравствуй, православный Царь всея Русии, на своей отчине и дедине града Смоленска». Жителям сохранили привилегии, а воины, оборонявшие город: «которые похотели служити великому князю, и тем князь велики велел дать жалование по 2 рубля денег да по сукну по лунскому и к Москве их отпустил. А которые не похотели служить, а тем давал по рублю и к королю отпустил». А вот Михаилу Глинскому наместничество не дали. Вельможа обиделся и вступил в тайные переговоры с польским королем. Поляки охотно приняли услуги дважды изменника и выдали ему охранную грамоту. При попытке к бегству, Глинский был задержан и долгие годы провел в тюрьме. Военное счастье изменчиво. В сентябре 1514 года польско-литовское войско под командованием Константина Острожского под Оршей разбивает московское войско. Поражение страшное. Польская пропаганда раздувает победу до космических масштабов. Под угрозой возврата в Литву оказался и Смоленск. Московский князь покидает город, а командование переходит к немногословному Василию Шуйскому. В городе неспокойно. Городские головы тайно решают вопрос что делать, ибо задолго до Талейрана, им было известно, что вовремя предать, это не предать, а предвидеть. В случае прихода польского короля, городской знати пришлось бы несладко. Пример бывшего наместника Юрия Сологуба, который отказался присягать Василию III, был отпущен в Литву и там казнен за измену, стоял перед глазами. Решили связаться с Сигизмундом I, покаяться и организовать заговор. Владыко Варсонофий, недавно славивший Василия III, послал своего племянника Ваську Ходыкина с письмом: «аще ныне подвигнешися сам ко граду Смоленьску, или воеводы свои со многими людми пошлеши, можеши ныне град без труда взяти». Как и в случае с Глинским, польский король с радостью принял предложение заговорщиков. Они получили гарантии и подарки. Василий Шуйский энергично укрепляет город, и сдаваться не думает. Каким-то образом он узнает о заговоре Варсонофия. Скорее всего, «промосковские» смоляне донесли на владыку, ведь не все хотели обратно в Литву. В соответствии со своим прозвищем Немой, без лишних слов, Шуйский хватает заговорщиков и вешает их «з города на ослядех». Изменников вешали с государевыми подарками: кто получал шубу, вешали в шубе, «а которому… дал ковш серебряной или чарку серебряну, и он, ему на шею связав, да и того повесил». Епископа Варсонофия арестовали и отправили в Москву. Тем временем, польско-литовское войско подошло к Смоленску и видит, что шанс взять легко город, висит на стене с подарками. Настроение у противника упало резко. По сути, у Острожского, заговор внутри город и был единственным способом вернуть Смоленск. Несмотря на крупный успех под Оршей, литовское войско понесло большие потери, да и осадных орудий, способных взломать оборону города, у Острожского не было. А Смоленск сдаваться не собирался и достаточно легко отбил попытку взять город с «наскоку» Постояв немного под городом, литовский военачальник вернулся назад. Жестокое, эффективное и в то же время эффектное решение поставило крест на оршанском триумфе противника и стало ключевым и поворотным моментом в войне. В кампании 1512-1522 г. много чего было: рейды под Полоцк и Вильно, сражение под Опочкой и разорение татарами Москвы, но Смоленск так и остался за Москвой. Цена решения: жизнь смоленских бояр и кто знает, может Шуйский малой кровью, остановил, куда большее кровопролитие. М Фомичев.
    7 комментариев
    62 класса
    В Средние века на территории Золотой Орды было немало итальянских колоний, принадлежавших Генуе и Венеции. Все они были тесно связаны с морем. Только на восточном побережье Азовского и Черного морей в XIV в. существовало 39 таких поселений, известных по средневековым картам. Это были небольшие фактории, которые вели оживленную торговлю с местным населением. Отсюда вывозились в Италию различное продовольствие и сырье, а в обмен итальянцы предлагали различные сорта тканей и ремесленные изделия, например сабли. Административным центром всех мелких колоний генуэзцев был город Кафа на южном берегу Крыма (современная Феодосия). Монголы разрешили основать эту торговую колонию в 1266 г. В середине XIV в. она была обнесена мощными каменными стенами, остатки которых можно видеть и сейчас. Формально город пользовался правом полной независимости и не подчинялся власти золотоордынских ханов, что даже время от времени подкреплялось особыми договорами.
    14 комментариев
    51 класс
    Tyrann и Коба Как ни странно, несмотря на 400 лет разницы, в общественном сознании укоренилась параллель между И.В.Сталиным и Иваном Грозным. Перефразируя классика, можно сказать: «Говорим о Грозном, подразумеваем Сталина, говорим о Сталине подразумеваем Грозного.» Как правило в голове у обывателя и тот и другой ассоциируется с массовым террором, один с опричниной, другой с репрессиями 30-ых годов XX в. Очень даже вероятно предположить, что сам «отец народов» и стоял у истоков этой параллели. Великая сила искусства. В 1945 году на экраны страны вышел фильм С. М. Эйзенштейна «Иван Грозный» Идея создания фильма принадлежала самому И.В.Сталину, причем сценарий написанный Эйзенштейном утверждал лично Сталин. Сам Иосиф Виссарионович относился к Грозному с большой симпатией и считал его одним из самых выдающихся деятелей Российской истории. На встрече с создателями фильма он говорил: «Царь Иван был великий и мудрый правитель, и если его сравнить с Людовиком XI (вы читали о Людовике XI, который готовил абсолютизм для Людовика XIV?), то Иван Грозный по отношению к Людовику на десятом небе. Мудрость Ивана Грозного состояла в том, что он стоял на национальной точке зрения и иностранцев в свою страну не пускал, ограждая страну от проникновения иностранного влияния. В показе Ивана Грозного в таком направлении были допущены отклонения и неправильности. Петр I – тоже великий государь, но он слишком либерально относился к иностранцам, слишком раскрыл ворота и допустил иностранное влияние в страну, допустив онемечивание России. Еще больше допустила его Екатерина. И дальше. Разве двор Александра I был русским двором? Разве двор Николая I был русским двором? Нет. Это были немецкие дворы.» Без сомнений, что сам «отец народов» находил параллели в своем правлении и в царствовании Ивана Грозного, особенно то, что касалось опричнины, которую он считал необходимостью, и политическими репрессиями 30-ых годов, принявшую форму борьбу с «врагами народа и изменниками», в которых так же видел «историческую неизбежность», и которую пытался донести, в независимости от реальных мотивов, до широкого круга общественности. На упомянутой выше встрече с создателями фильма, Сталин отмечал: «Иван Грозный был очень жестоким. Показывать, что он был жестоким можно, но нужно показать, почему необходимо быть жестоким. Одна из ошибок Ивана Грозного состояла в том, что он не дорезал пять крупных феодальных семейств. Если он эти пять боярских семейств уничтожил бы, то вообще не было бы Смутного времени. А Иван Грозный кого-нибудь казнил и потом долго каялся, и молился. Бог ему в этом деле мешал… Нужно было быть еще решительнее.» Версия Сталина об опричниках характеризуется его словами: «Опричнина – это королевское войско. В отличие от феодальной армии, которая могла в любой момент сворачивать свои знамена и уходить с войны, – образовалась регулярная армия, прогрессивная армия. У вас опричники показаны, как ку-клус-клан.» Интересную параллель проводит и И.Я.Фроянов. Он пишет: «Введение опричнины было обусловлено тем, что Царю пришлось бороться против разветвленного заговора, который пустил корни во многие поры русского общества. Особенно вовлечена в него была боярская верхушка и высшая московская служилая бюрократия. В этих условиях царю Ивану требовался охранный корпус, не зараженный ересью.» Мнение вождя быстро подхватила советская историография 30-40 гг., которая рисовала опричнину в черно-белых красках, где черная краска предназначалась для противников царя, а белая — исключительно для Ивана Грозного, оказавшее влияние и на исследования П. А. Садикова и И.И. Полосина. Фильм, как и большинство творений С.А.Эйзенштейна, вместе с гениальной игрой Н. Черкасова, М. Жарова, П. Кадочникова и других имел колоссальный успех. Даже зловещая фигура М. Скуратова в образе М. Жарова получила совсем другой оттенок, из злодея он превратился в верного защитника царя и истребителя крамолы и несет явно позитивный окрас. С распадом СССР и крушением коммунистической идеологии на головы обывателя обрушился поток информации о миллионах убитых в сталинских застенках и других преступлениях режима, что как ни странно, рикошетом отразилось и на Грозном. Очень показательна в этом плане дискуссия об установлении памятника Ивану Васильевичу в Орле, где говоря о зверствах опричников подразумевались и зверства НКВД. Интересно и то, что в историографии не существует единого мнения о правлении Грозного и опричнины в частности, и эта тема до сих пор вызывает жаркие споры. Всю дискуссию относительно опричнины можно свести к двум группам взглядов. Одни историки видели в опричнине мудрую реформу, имевшую целью покончить с могуществом знати и упрочить объединение страны. В глазах других — это бессмысленная и кровавая затея, не оказавшая на политические порядки никакого влияния. Заключение. Личности Сталина и Грозного в общественном сознание не имеют полутонов, они либо черные, либо белые. Анализ и исследования правления самого Сталина ждет своего часа. Сейчас в оценках и того и другого больше политики, идеологии и популизма. Для начала надо отделить Сталина от Грозного и перестать проводить сравнения между ними, они жили в разных исторических эпохах и реалиях. Что же касается самого опричного террора, то и он нуждается в более глубоком, не привязанном к политике и идеологии изучении. Как писал Р.Г Скрынников: «Только всестороннее исследование политического развития Российского государства во второй половине XVI в. позволит дать обоснованный ответ на вопрос о сущности репрессивного режима опричнины и значении террора с точки зрения исторических судеб страны». И это мнение остается актуальным и по сей день. М.Фомичев.
    24 комментария
    24 класса
    Часть копья и наконечники стрел XIV века нашли под Тулой археологи Археологи музея-заповедника «Куликово поле» вернулись с Поля Куликовской битвы с новыми свидетельствами сражения. Среди них – первый за всю историю поиска вток копья и два наконечника стрел. В 2023 году Государственный музей-заповедник «Куликово поле» выпустил фундаментальный труд «Следы великого сражения. Свод находок с Куликова поля». В нем описаны предметы воинского снаряжения и вооружения, собранные на месте Куликовской битвы за время многолетних поисковых археологических работ. В своде учтены более 150 реликвий Куликовской битвы. Но не прошло и года, а издание нуждается в дополнении. Этой весной во время очередного поискового выезда ученые обнаружили новые реликвии сражения. Это два черешковых наконечника стрел и вток копья. «Находка втока копья на сегодняшний день – единственная, - рассказал кандидат исторических наук, заведующий отделом археологических исследований Государственного музея… «Находка втока копья на сегодняшний день – единственная, - рассказал кандидат исторических наук, заведующий отделом археологических исследований Государственного музея-заповедника «Куликово поле» Евгений Столяров. - Артефакт расширяет набор предметов, связанных с оружием ближнего боя, которые использовали участники сражения на Куликовом поле». Это металлический элемент копья, который насаживался на тыльную часть древка оружия, позволяя втыкать его в землю. Вток служил упором и помогал воинам в бою. Железные черешковые наконечники стрел уже представлены в коллекции реликвий Куликовской битвы. «Один из найденных наконечников относится к типу бронебойных и имеет массивное перо ромбического сечения с упором. Другой наконечник – овально-удлиненной формы пера с утратами» - пояснил Евгений Столяров. Весенний поиск археологи музея-заповедника «Куликово поле» проводили на новых участках Поля Куликовской битвы, у южной периферии эпицентра сражения. В дальнейшем работы здесь будут продолжены. Новые артефакты вскоре будут представлены в зале реликвий Музея Куликовской биты в Моховом. Пресс-служба Государственного музея-заповедника «Куликово поле»
    4 комментария
    55 классов
    В 2018 году в Фанагории, в воинском захоронении была сделана уникальная находка. Это лакимарий - сосуд, который наполнялся слезами людей, оплакивавших близких, после чего его помещали в склеп. С большой долей вероятности можно говорить о том, что найденный фанагорийской экспедицией сосуд был наполнен слезами людей, оплакивавших гибель воина-героя.
    16 комментариев
    179 классов
Показать ещё