Великие музыкальные эпохи
Музыковед и пианист Александр Великовский рассказывает об одной из самых необычных и противоречивых эпох в истории искусства — эпохе барокко. Это было время, когда свои шедевры создавали Бах и Гендель, Вивальди и Корелли, Пёрселл и Монтеверди.
Лекция состоялась в рамках Четвертого международного музыкального фестиваля "Кантата" (г. Калининград, ЦМШ). Июнь 2024 года.
СОДЕРЖАНИЕ:
00:00 Вступление.
00:29 Временные рамки эпохи барокко. Первая опера и смерть Баха.
02:23 "Жемчужина неправильной формы". Этимология термина.
07:45 Великий перелом в мировоззрении на рубеже веков.
10:22 Трагическое ощущение бытия. Ария страдающей Дидоны из оперы Пёрселла — один из шедевров барочной музыки.
14:08 Остинатный бас как символ неизменной судьбы.
15:07 Как изменяется представление о человеке в эпоху барокко?
17:00 Феномен времени и стрелки у часов
18:35 Идея движения в музыке. Динамизм и процессуальность.
20:00 Бах и джаз?
21:23 Идея движения в искусстве.
22:40 Новый тип музыкантов и слушателей. Любители музыки, бюргеры.
23:22 Клавесин — модный инструмент. Роль инструментальной музыки.
26:00 Миниатюры Рамо и Куперена.
28:12 Полифония в эпоху барокко
31:29 Становление личности. "Я" вместо "мы".
34:00 Эмоциональность, аффекты и новая цель музыки.
35:29 Рождение оперы. Почему излюбленным сюжетом для оперного спектакля стала история об Орфее и Эвридике?
39:40 Монтеверди — "итальянский Шекспир".
42:38 Инструментельный концерт.
45:02 Вивальди. "Времена года".
50:23 Тайная поэтика барочных шедевров.
51:59 Бах и Гендель: ровесники и антиподы.
01:02:09 Заключение.